Профессиональные симуляторы широко используются в автомобильной промышленности для оценки характеристик и особенностей разрабатывающихся транспортных средств. Специализированные программные пакеты, к примеру, позволяют понять, как те или иные изменения, вносимые конструкторами, скажутся на ходовых и аэродинамических качествах, надёжности и безопасности, комфорте и пр. При этом вовсе не обязательно изготавливать опытные образцы машин: компьютер укажет на возможные недостатки ещё на этапе проектирования.

Фото Christian Heeb / JAI / Corbis.

Но, как замечают исследователи из Фраунгоферовского института промышленных расчётов (Кайзерслаутерн, земля Рейнланд-Пфальц, ФРГ), очень часто автомобильные симуляторы не учитывают человеческий фактор или делают это на не очень глубоком уровне. Между тем именно поведение человека за рулём и его действия в определённой обстановке во многом определяют тяжесть последствий дорожно-транспортных происшествий.

Новая роботизированная установка, разработанная в Германии, позволит с высокой точностью анализировать поведение автомобилистов в разнообразных нестандартных ситуациях.

Экспериментальный автосимулятор (здесь и ниже фото Фраунгоферовского института).

Показанная здесь система состоит из традиционно скомпонованного и оформленного водительского места: испытуемый управляет рулевым колесом, нажимает на педали акселератора и тормоза и выполняет другие привычные действия. При этом кабина установлена на моторизованной платформе, имитирующей реальные ощущения от набора скорости и её резкого сброса, вхождения в крутые виражи, подъёмов и спусков с уклонов и т. п.


Для формирования изображения задействован массив из 18 проекторов, генерирующих реалистичную картинку с углом охвата в 300 градусов. Специальные алгоритмы обеспечивают высокую точность синхронизации изображения с изменениями положения моторизованной платформы в пространстве, вызванными действиями водителя и виртуальных участников дорожного движения.

Изучение человеческого фактора в автомобильных симуляторах становится всё более важным, поскольку современные транспортные средства оснащаются многочисленными электронными системами, помогающими водителям и в определённых ситуациях берущими управление на себя.

Новая установка уже используется в двух исследовательских проектах, осуществляемых при участии специалистов Volvo Construction Equipment.

Подготовлено по материалам Фраунгоферовского института.