Слово это восходит к греческому «Chemeia» от cheo — лью, отливаю. Впрочем, некоторые ученые говорят, что корень здесь египетский — от иероглифа «хми», означавшего черную (плодородную) землю, в противовес бесплодным пескам. Может, потому алхимию часто называли «египетским искусством»?..
ФИЛОСОФСКИЙ КАМЕНЬ ОБОГАЩЕНИЯ
Впервые термин «алхимия» встречается в рукописи Юлия Фирмика, астролога IV века. Он утверждал, что видел сам, как жрецы Египта обращали «простые» металлы в золото.
Арабский ученый аль-Надим (X век) полагал, что родоначальником алхимии был Гермес Великий, который поселился в Египте после Вавилонского столпотворения.
Важнейшей задачей алхимики считали превращение неблагородных металлов в благородные, в золото. А совершить это чудо, по убеждению древних, можно только с помощью философского камня. И этот-то чудесный эликсир был вожделенным элементом любого алхимика. Его считали волшебной панацеей все — и химики, и медки, и священники...
Сама идея эликсира базировалась на представлениях греческой философии о материальном мире как о мозаике из «первоэлементов», которые при определенных условиях могут переходить друг в друга. Довольно долго этот взгляд на строение материи был актуален не только в «умозрительной» алхимии, но и практической химии. Вообще, эти две отрасли знания влияли друг на друга и питались друг другом. Недаром знаменитый немецкий химик Либих писал: «Алхимия никогда не была ничем иным, как химией».
ОЧЕНЬ УЖ МУДРЕНО!
Единым учением алхимия никогда не была, известны как минимум три школы: греко-египетская, арабская и европейская. Римский император Диоклетиан в 296 году сжигал все египетские рукописи, касающиеся искусства получать из разных металлов золото. Зато через сто лет ученые Александрии по крупицам собирали знания из страны фараонов, а Демокрит выпустил, как теперь бы сказали, «бестселлер» «Физика и мистика», положив начало длинному ряду исследований в области алхимии.
Не брезговали трактатами в сей науке и Платон, и Пифагор, но, надо признать, что книги по алхимии столь путано и выспренне написаны, что мало доступны пониманию даже специалистов-химиков. И кроме коллекционеров и историков едва ли кого-то могут вдохновить на подвиг чтения. Самая полная коллекция алхимических рукописей хранится в Библиотеке Святого Марка в Венеции. Она почти не тронута, все еще ждет энтузиастов, которые во что бы то ни стало захотят расшифровать мудреные формулы...
ПИОНЕРЫ АЛХИМИИ
Первыми в деле изучения сложнейших секретов алхимической магии, конечно, были греки; от них всю полноту мудрости захотели перенять арабы. Самым знаменитым арабским алхимиком был в VIII веке Джабир ибн Хайян. Он, кстати, и в Европе прославился — но под именем Гебер. Его главная идея заключалась в том, что сера и ртуть являются двумя противоположными началами, из которых и создаются, как из «родительских» клеток, семь других металлов. Самым трудоемким он считал «рождение» золота: для этого нужно добавить особое вещество, которое греки называли xerion — «сухой», а арабы изменили на al-iksir (вот вам и слово «эликсир»). Эликсир этот — средство от всех болезней, даже путь к бессмертию, вроде бы, Геберу был известен, но вот открыть его он отказался. Так и унес с собой в небытие великий секрет.
Между прочим, знаменитый врач Авиценна тоже увлекался алхимией и искал заветный эликсир. Его сочинения по этому предмету служили руководством для последователей в течение многих веков. А вот в Европу арабы привезли первые знания по алхимии только в X столетии.
МОНАХ-АЛХИМИК
Монах-фрацисканец Раймонд Луллий в XIII веке занимался сей наукой весьма серьезно. Прекрасный знаток арабского языка, физики, астрологии, он много путешествовал и основал по всему миру множество учебных заведений. Прежде всего, конечно, ради распространения христианства, ну, а во вторую очередь — для популяризации алхимии, которой он был предан всей душой: не меньше чем Господу. Луллий, судя по записям, получил эликсир бессмертия, но отказался им воспользоваться — чтобы не лить воду на мельницу Сатаны. Говорят, что монеты из добытого им в лаборатории золота до сих пор хранятся в секретных кладовых Папы…
Вообще, святые отцы как-то очень охотно искали «золотого тельца» и эликсир бессмертия — до нашего времени дошли как минимум пять книг на эту тему, написанных духовными лицами. Казалось бы, не их сфера — ан, нет! Их вклад в развитие алхимии столь же велик, как доля врачей. Кстати, самым знаменитым доктором, увлекавшимся поиском эликсира жизни, был Арнольд Вилланова — маг, алхимик и искуснейший хирург своего времени, которого обвиняли в связях с нечистой силой. Он считал золото универсальным лекарством, пытался использовать его в медицине, в числе его пациентов был даже Папа Римский. Последний очень помог Арнольду, когда тот попал под суд инквизиции за свои еретические опыты.
ДАЛЬШЕ — ТИШИНА
Конечно, мы не можем не вспомнить о Василии Валентине — монахе-бенедиктинце из Эрфурта, написавшем знаменитый трактат «Двенадцать ключей к философии». Авторитет его как алхимика был непререкаем, впрочем, и химия обязана ему многими открытиями. А после него был Парацельс, который первым из медиков начал рассматривать протекающие в организме процессы как процессы химические. Он не называл себя алхимиком, так как отрицал идею философского камня, но методы алхимии успешно применял в создании революционных для своего времени лекарств. А уж с XV века алхимия стал забавой придворных и коронованных особ. Скажем, английский король Генрих VI наводнил страну фальшивым золотом. Его «подвиг» повторил Карл VII во Франции. Император Рудольф II был покровителем странствующих алхимиков, а король Август Саксонский и его супруга Анна Датская сами проводили опыты, пытаясь пополнить оскудевшую казну. Впрочем, в опытах по созданию фальшивого золота происходили и весьма ценные побочные открытия: при саксонском дворе алхимик Иоганн Фридрих Бетгер в тщетных поисках эликсира бессмертия совершенно случайно создал впервые в Европе фарфор (об этом вы можете прочитать в «Оракуле» № 12-2013).
Такие «нечаянные» прозрения случались не раз: алхимикам принадлежит целый ряд «патентов» в области получения ценных соединений и смесей — минеральных и растительных красок, стекла, эмали... Они использовали такие приемы лабораторных работ как перегонка, возгонка, фильтрование — первыми в мире! Появились рецепты производства спирта — и это тоже побочный продукт гонки за золотом. Важнейшим достижением алхимиков было открытие «сильных кислот» — серной и азотной. И тут уж снобы-химики должны признать: они многое получили от презираемых ими алхимиков — вот только спасибо не сказали!
Такие «нечаянные» прозрения случались не раз: алхимикам принадлежит целый ряд «патентов» в области получения ценных соединений и смесей — минеральных и растительных красок, стекла, эмали... Они использовали такие приемы лабораторных работ как перегонка, возгонка, фильтрование — первыми в мире! Появились рецепты производства спирта — и это тоже побочный продукт гонки за золотом. Важнейшим достижением алхимиков было открытие «сильных кислот» — серной и азотной. И тут уж снобы-химики должны признать: они многое получили от презираемых ими алхимиков — вот только спасибо не сказали!
Маргарита МАНОСКИНА
Комментариев нет:
Отправить комментарий