воскресенье, 30 марта 2014 г.

Индия: какой выбор сделают 800 миллионов?

 

Редкий случай в истории демократических выборов, как правило, достаточно прогнозируемых: по поводу оценки результатов намеченной на апрель-май этого года избирательной кампании в Индии есть удивительный консенсус среди экспертов, как индийских, так и международных, — практически все сходятся на том, что исход голосования предугадать невозможно.

Предопределено это, прежде всего, самим характером индийской демократии — мажоритарным характером с выборами в один круг голосования — и трудновообразимым разнообразием политических условий в разных регионах "самой большой демократии" мира.
В одних регионах выборы будут идти под лозунгами борьбы с коррупцией, в других это будет борьба разнообразных каст и неприкасаемых за дележку субсидий, в Западной Бенгалии, Трипуре и Керале нас ждет схватка коммунистов и антикоммунистического фронта, во многих местах выборы будут ориентированы на противостояние террору, есть места, где соперничество пойдет по линии мусульмане против индусов, а есть, где все решат голоса католиков или христиан древлесирийской церкви. Битва национальных и международных монополий за природные ресурсы (например, бокситы в Ориссе) станет определяющим моментом на многих территориях, а в других, обездоленные будут биться против помещиков и озверевших от страха перед аграрным переделом кулаков.
Принято считать, что характерной особенностью индийской демократии, которую в Индии называют не только самой большой — а число избирателей достигло 800 миллионов человек, но и самой грязной в мире, является априорное преимущество оппозиции против правящей партии — кем бы она ни была, но оппозиция многообразна и бесконечно далека от единства, тогда как правящую коалицию цементирует хотя бы общность при дележке бюджета.
Заговорили уже и об угрозе самой демократии в стране, порожденной разнообразными, но смежными проблемами: общим недоверием к политикам и чиновникам, коррупцией в высших эшелонах власти и ее связями с клановым капитализмом, отсутствием стабильности и преемственности правительств в части проблем устойчивого развития, угрозами светскому характеру страны, которую представляют определенные политические силы — как из индусского большинства, так и из меньшинств, "политикой идентичности", нередко представляющей собой разжигание кастовой, этнической, племенной, расовой, региональной, классовой или религиозной неприязни и даже вражды, что дополнительно усиливается политикой позитивной дискриминации, когда некогда бесправным общинам резервируются места в парламенте и на государственной службе.
Голосование будет самым длинным в истории Индии — с 7 апреля до 12 мая, а подсчет голосов и объявление пройдет 16 мая, а результаты будут объявлены в тот же день .
Следить за калейдоскопом формирования новых и разрушения старых избирательных блоков по регионам Индии, резко усиливающимся значением электорального спойлерства в условиях одномандатных и однокруговых выборов — очень увлекательное занятие. Многолетние враги (вплоть до кровавой вендетты) обнимаются перед телекамерами, а родные братья и сестры, не поделив избирательные участки, публично проклинают друг друга на многотысячных митингах.
Прошлое забыто — в индийской политике нет места злопамятству и злорадству — даже неудачливый политик может стать успешным спойлером и решить исход голосования в чью-то пользу.
Сейчас страной правит Объединенный прогрессивный альянс (УПА) во главе со старейшей партией страны — Конгрессом. Некоторые политологи предсказывают ей полное поражение, но я хорошо помню, как поражение ей единодушно предсказывали на выборах 2004 и 2009 годов, а оба раза УПА формировала правительство.
Богатой Бхаратия Джаната парти политологи предсказывают успех на выборах, потому что ее лидер — главный министр Гуджарата Нарендра Моди вновь выводит избирателям линию Хиндутвы — крайнего индуистского национализма, но с неожиданным вывертом — признанная партия брахманов Бхаратия Джаната парти является главным борцом с кастовой системой в стране: "Мы все — индусы, и касты не должны нас разделять".
Который раз заговорили о третьей силе, что на этот раз вызвано результатами недавних выборов в ассамблею Дели, на которых крупного успеха добилась новая популистская партия FFV Адами с антикоррупционными лозунгами. Именно третьи партии формируют во многом электоральный дискурс. Предопределят формирование правительства в Дели результаты неисчислимых региональных партий от социалистов из Самаджвади парти в самом большом штате страны — Уттар Прадеше, до партии неприкасаемых БДжС, тамильских националистов из AIADMK и антикоммунистов Западной Бенгалии из Конгресса Тринамул.
Выборы в Индии — это фантастически интересно, а для России, выстраивающей стратегическое партнерство с этой великой страной, еще и очень важно. Что же, поживем — увидим. Недолго уже осталось.

Саид Гафуров

Комментариев нет:

Отправить комментарий