суббота, 29 марта 2014 г.

РОКОВЫЕ КРАСАВИЦЫ-ДУРНУШКИ


Ни знаменитая Клеопатра, ни жена императора Наполеона Жозефина Богарне, как известно, не отличались красотой – и, тем не менее, в историю вошли как образцы женской привлекательности. Что это – фортуна? В любом случае, судьба неотразимых дурнушек, о которых пойдет речь, заслуживает всех тех многочисленных исследований, монографий, романов, вороха бульварной прессы и множества фильмов, которые так и эдак перетряхивают их жизнь…

НЕОТРАЗИМАЯ КЛЕОПАТРА
Судя по сохранившимся изображениям и описаниям, Клеопатра отнюдь не блистала 
красотой, особенно ее портил большой нос. Однако царица, от природы обладавшая острым умом и блестящими способностями, умела казаться по-настоящему прекрасной. В ход шли все – от умения обольстить собеседника искусной речью до изумительно подобранных нарядов, драгоценностей и парфюма (Клеопатра была автором одной из первых, дошедших до нашего времени, книг косметических рецептов). Древнегреческий историк Плутарх писал о ней: «…красота этой женщины была не тою, что зовется несравненною и поражает с первого взгляда, зато обращение ее отличалось неотразимою прелестью, и потому ее облик, сочетавшийся с редкою убедительностью речей, с огромным обаянием, сквозившим в каждом слове, в каждом движении, накрепко врезался в душу. Самые звуки ее голоса ласкали и радовали слух, а язык был точно многострунный инструмент, легко настраивающийся на любой лад, на любое наречие». В результате перед чарами царицы не устояли ни великий Цезарь, ни Марк Антоний, ни множество других мужчин… Устоял только наследник Цезаря, Октавиан Август, завоеватель Египта, наголову разбивший в бою Марка Антония. Октавиан остался равнодушен к прелестям Клеопатры и пожелал видеть царицу идущей за своей колесницей, как рабыню – в цепях. Гордая царица предпочла умереть...
ВТОРАЯ ЖЕНА «СИНЕЙ БОРОДЫ»
Еще одна женщина, слывшая красавицей, хотя таковой вовсе не была, – Анна Болейн, вторая жена английского короля Генриха VIII Тюдора (всего, как известно, он женился восемь раз, чем и снискал славу Синей бороды). Родители Анны, дабы отшлифовать образование дочери, решили отправить ее во Францию в составе свиты принцессы Марии Тюдор, сестры короля. Французский двор тогда был одним из самых великолепных и изысканных в Европе. Там Анна стала не только глубже вникать в науки и искусства, но и постигать тонкости придворного поведения и флирта. Вернувшись на родину, юная Анна сразу же становится одной из самых популярных дам при английском дворе: ее соотечественницы, не прошедшие шлифовку в куртуазном Париже, явно проигрывали на фоне блестящей Анны Болейн. Она, хотя и не обладала красотой (о чем свидетельствуют и портреты, и отзывы современников), но была изящно и дорого одета, прекрасно танцевала, умела поддержать остроумную беседу. И на Анну положил глаз сам король. Она так умело выстроила линию поведения, что добилась своего: потерявший голову от страсти Генрих развелся с Екатериной Арагонской и сделал Анну королевой. Увы, впоследствии голову потеряла уже Анна, и не в переносном смысле, а буквально – ревнивый Генрих повелел казнить ее, обвинив в супружеской неверности…
СЛУЖАНКА-ИМПЕРАТРИЦА
А вот история Екатерины, урожденной Марты Скавронской, ставшей супругой Петра I и после его смерти наследовавшей российский престол, кажется весьма поучительной. Происхождение Марты-Екатерины туманно, доподлинно известно, что родители ее были простыми крестьянами – то ли литовскими, то ли эстонскими. Рано осиротевшая девочка поступила в качестве служанки в дом лютеранского пастора Эрнста Глюка. Пастор выдал семнадцатилетнюю служанку замуж за шведского драгуна, который, впрочем, через два дня после свадьбы отбыл на русско-шведскую войну, где и сгинул. Марта же, в качестве пленной, попала к русским, и ее взял к себе в любовницы фельдмаршал Борис Петрович Шереметьев. У Шереметьева Марту заприметил сам светлейший князь Меншиков. А уж в доме Меншикова Марта попалась на глаза царю Петру. Сначала Петр лишь навещал время от времени Марту для плотских утех, но постепенно так привязался к ласковой и податливой женщине, что сделал ее сначала своей официальной любовницей, а затем женился на ней и провозгласил императрицей! Как видно, чары Марты, бывшей полуграмотной служанки самого низкого происхождения, крещеной в православную веру как Екатерина Алексеевна, действовали неотразимо. Что же, может быть, она была изумительно хорошасобой - и этим объяснялся ее успех у кавалеров? Вовсе нет! Вот как описывает Екатерину сестра прусского короля Фридриха II маркграфиня Вильгельмина Байретская: «Она была мала ростом, толста и черна; вся ее внешность не производила выгодного впечатления. Стоило на нее взглянуть, чтобы тотчас заметить, что она была низкого происхождения». Судя по всему, Екатерина брала мужчин лаской и покладистостью. Конечно, Петр I, охочий до амурных похождений, менял любовниц и при Екатерине, но она была не ревнива, поэтому Петр обсуждал всех своих пассий с женой, неизменно заключая: «Никто не может сравниться с тобою».
ПОКОРИТЕЛЬНИЦА НАПОЛЕОНА
Следующей в списке дам, которым удалось победить природу, поскупившуюся на красу, следует Жозефина де Богарне. В шестнадцать ее выдали замуж за богатого и знатного виконта Александра де Богарне. Но когда его закрутил водоворот бурной политической жизни, он бросил супругу. Оставшись в одиночестве с двумя малолетними детьми на руках, молодая женщина не отчаялась: она начала постигать законы тонкого обращения и женской привлекательности. У Жозефины был обворожительный голос, богатые переливы которого она научилась использовать, чтобы очаровывать собеседников. Прекрасные плечи, грудь, руки и хорошая фигура, тщательно, но завуалировано выставлялись напоказ, а вот ужасные зубы скрывались: Жозефина научилась смеяться волнующим грудным смехом, не размыкая губ. Молодого генерала Бонапарта она пленила с первой встречи. Пылкая страсть и напор генерала произвели на мадам Богарне большое впечатление, и когда он сделал предложение, она ответила согласием. Жозефина была старше Наполеона на шесть лет, однако в брачном договоре эту разницу убрали: Бонапарт прибавил себе два года, Жозефина убавила четыре. Из-за измен Жозефины брак несколько раз оказывался на грани развода. Однако ее умение правильно вести себя – молить о прощении, стоя на коленях и рыдая, изящно соскальзывать с кушетки в обморок – всякий раз приводило к примирению. Но все-таки развод был оформлен в 1809 году: Жозефина не смогла родить Бонапарту желанного наследника. Однако Наполеон оставил за ней все привилегии. Он писал: «Я требую, чтобы она пожизненно сохранила титул и звание коронованной императрицы, а главное, чтобы она, самый дорогой мой человек, никогда не сомневалась в моем к ней чувстве». Последними словами Наполеона перед смертью были: «Армия… Франция… Жозефина».
ГОРЕ ОТ УМА
Про выпускницу Смольного института благородных девиц Екатерину Ивановну Нелидову князь Долгоруков писал: «Девушка умная, но лицом отменно дурна, благородной осанки, но короткого роста». Однако участие Катеньки Нелидовой в знаменитых спектаклях Смольного института вызывало всеобщее восхищение. Поэт Алексей Ржевский посвятил ей восторженные стихи, где отмечал, что она «пленила пением и мысли, и сердца». Когда Екатерина стала фрейлиной великой княгини Марии Федоровны, супруги наследника престола Павла Петровича, она совершенно очаровала его. Нелидова настолько хорошо разобралась в характере великого князя, что смело и откровенно высказывала свое мнение, не боясь возбудить его гнев, и приобрела над ним большое влияние. Обладая значительным умом, Нелидова скоро стала другом и доверенным лицом как великого князя, так и великой княгини. Но так как поползли неблаговидные слухи о ней и Павле, Нелидова, удалилась от двора и поселилась в Смольном монастыре. После восшествия Павла на престол она снова появляется при дворе в звании камер-фрейлины - и занимает место фаворитки. Подвели Нелидову ее прямота, бескорыстие и пресловутая порывистость: она не раз увлеченно спасала невинных от гнева Павла; к тому же, постоянно отказывалась от богатых подарков императора. И Павел, в конце концов, переключил свое внимание на безропотную миловидную Лопухину, а Нелидову выслал из Санкт-Петербурга…
ДИВА ПОЛИНА
Знаменитая певица Полина Гарсиа-Виардо была представительницей прославленной музыкальной династии. Толпы обожателей восхищенно рукоплескали певице, ее победы были многочисленны. Среди ее поклонников и почитателей числились Шопен, Мендельсон, Шуман, Лист, Флобер, Мопассан, Делакруа и Иван Сергеевич Тургенев, пронесший чувство к Полине через всю жизнь. Но прославленная оперная дива, пленявшая сотни мужчин, отнюдь не была хороша собой: невысокая, сутулая, с крупными чертами лица и глазами навыкате. Поэт Генрих Гейне говорил, что Полина напоминает пейзаж, одновременно чудовищный и экзотический: «Она не соловей, наделенный обыкновенным талантом к весеннему пению с его бесподобными всхлипываниями и трелями, но и не роза, так как не отличается красотой, но это тот тип благородного и, я почти готов сказать, прекрасного уродства, который приводил в восхищение великого художника Делакруа». Замужество с композитором и театральным директором Луи Виардо, который был на 21 год старше Полины, позволило певице создать круг знакомых, куда входили сливки представителей литературы, искусства и крупной буржуазии. В этот круг был вовлечен и влюбленный в певицу Тургенев. А внешне все отношения Виардо выглядели как вполне благопристойные и дружеские – приличия соблюдались досконально. Виардо сумела создать себе имидж не скандальной и чувственной примадонны, а благоразумной и величавой дамы.
ОДИНОКАЯ ЛЮБИМИЦА ПУБЛИКИ
Самым поразительным примером того, как женщина с заурядными природными данными может занять трон первой красотки, является… Мэрилин Монро. Да-да, ослепительная кинозвезда и общепризнанный секс-символ. Если разглядывать юношеские фотографии Мэрилин (тогда еще – Нормы Джин Бейкер), то увидишь девушку с весьма средней внешностью: круглое лицо, широкий нос и большой рот, на фоне которых глаза кажутся маленькими. Да и фигура не ахти – Норма Джин была явно склонна к полноте, обычно такие женщины, став почтенными домохозяйками и нарожав детишек, превращаются в расплывшихся матрон. Но Мэрилин не стала почтенной домохозяйкой. Рано созревшая, предоставленная самой себе девушка – мать ее была помещена в психиатрическую клинику, а имя отца покрыто туманом – стала делать карьеру модели. Постепенно Норма Джин преображается. Каштановые, вьющиеся мелкими кудельками волосы красятся в платиновый цвет и укладываются плавными волнами. Она учится двигаться, улыбаться, постигает искусство эффектного макияжа. Когда Норма Джин попадает в мир кино и превращается в Мэрилин Монро, преображения в ее внешности продолжаются: она отбеливает зубы, делает пластические операции – исправляет форму носа и вставляет протезы в челюсти, чтобы изменить овал лица и сделать свою круглую мордашку более рельефной и породистой. Впоследствии биографы отмечали, что Монро была исключительно одарена не только особым обаянием, но и чутьем во всем, что касается имиджа. Она проделала над своим образом огромную работу, зрители, сходившие с ума от ослепительной и сексуальной Мэрилин Монро, и не подозревали, сколько труда она положила, чтобы невзрачная Норма Джин превратилась в эту великолепную богиню!..
Увы, слава секс-символа не принесла Монро счастья: ее браки распадались, она страдала от одиночества. Да и внимание президента Джона Кеннеди и его брата сенатора Роберта Кеннеди наложило на ее судьбу роковой отпечаток: до сих пор бытуют слухи, что Монро не покончила самоубийством, ФБР организовало ее убийство. Как бы там ни было, женщина, обожаемая миллионами, ушла из жизни в 36 лет в полном одиночестве…
Светлана Иванова

Комментариев нет:

Отправить комментарий