Борьба с курением — это, конечно, хорошо. Но как насчёт другой заразы?
Мир на удивление медленно переключается к решению проблемы неинфекционных заболеваний (НИЗ). Рак, диабет, болезни сердца традиционно считаются следствием ненасытности и невежества, хотя четыре из пяти случаев НИЗ имеют место в странах с низким и средним доходом. Сильнее всего страдают, конечно, женщины. Сердечно-сосудистые заболевания — вторая по частоте причина смерти на Африканском континенте (и номер один в категории тех, кому за 30). Чем вы беднее, тем выше вероятность, что пострадаете от НИЗ.
Исходя из сказанного, можно было бы ожидать, что мировые лидеры возьмутся за дело как следует. Ничего подобного. Уровень пренебрежения этой проблемой хорошо иллюстрируют «Цели развития тысячелетия» — составленный ООН список самых острых задач, стоящих перед человечеством. Хотя НИЗ несут ответственность за две трети смертей в мире (многие из которых предотвратимы), они там отсутствуют.
Табаку — табачья смерть. Но на его место придут другие. (Изображение sharadhaksar.)
ООН планирует рассмотреть, как мировые лидеры решают проблему контроля и профилактики НИЗ, в сентябре 2014 года. Тогда-то мы и узнаем, кто работает, а кто плюёт в потолок. Но будет ли это иметь значение? Кайл Тёрнер из Оксфордского университета (Великобритания) отвечает на этот вопрос отрицательно. Если история способна научить нас чему-то, то только тому, что НИЗ никто не собирается заниматься всерьёз.
Готовясь к этому обзору, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ)опубликовала данные, подчёркивающие недостаточный и очень неравномерный прогресс решения трёх главных целей, обрисованных в общих чертах в политической декларации ООН в 2011 году.
Эти цели состоят в том, чтобы уменьшить уровень подверженности отдельных людей и населения в целом общим факторам риска НИЗ, а именноиспользованию табака, неумеренному потреблению алкоголя, нездоровой диете и физической бездеятельности; усилить медицинскую помощь пациентам с НИЗ — главным образом с сердечно-сосудистыми заболеваниями, раковыми образованиями, хроническими респираторными недугами и диабетом; описать назревающую эпидемию НИЗ и проанализировать её социально-экономические последствия.
Цели более чем благородные, но ВОЗ подчёркивает, что странам с низким и средним доходом очень трудно выполнить свои обязательства. Отсутствие финансирования программ по борьбе с НИЗ в развивающихся странах — самый высокий барьер на пути прогресса.
А речь идёт о программах улучшения управления сферой здравоохранения, обеспечения всеобщего доступа к медицинским услугам и основным лекарственным средствам, повышения качества ухода и поддержки самолечения хронических болезней.
В прошлом году доклад ВОЗ показал что, хотя количество развивающихся стран, имеющих стратегии борьбы, увеличилось по сравнению с 2010 годом, почти ни одна из программ не выходит за рамки узких секторов и не предполагает сотрудничества с неправительственными организациями. Мультипричинность НИЗ делает это обстоятельство особенно печальным.
Благотворители тоже разочаровывают, когда смотришь на ситуацию с НИЗ в развивающихся странах. По данным ВОЗ, 91% финансов на борьбу с НИЗ приходят из правительственных источников. Единственное, на что с удовольствием выделяют деньги филантропы, — это кампании против табака. Но такого же внимания заслуживают фастфуд, алкоголь, газировка.
Более того, в 2011 году, по информации ВОЗ, только 49% стран с низким доходом обладали средствами на наблюдение, мониторинг и оценку. Прежде чем что-то сделать, нужно понять, что именно следует сделать, но уже на этом этапе деньги заканчиваются.
Признает ли мир эту проблему? Возьмётся ли за её решение? Читайте в «Компьюленте» лет через пять.
Подготовлено по материалам The Conversation. Дмитрий Целиков
Комментариев нет:
Отправить комментарий