Опустеют ли редакционные кабинеты?
Уже через три минуты после прошлонедельного землетрясения в Калифорниизаметка об этом появилась на сайте газеты «Лос-Анджелес таймс».
Коротенький текст был самым обыкновенным. Он содержал все основные сведения: когда произошло землетрясение, какой силы, где ощущалось. Если и было в заметке что-то необычное, так это последняя фраза: «Сообщение создано алгоритмом».
Другими словами, новость сочинил робот.
Как только читатели поняли, что материал сгенерирован машиной, он... привлёк к себе определённое внимание. Но на самом деле машин, пишущих новости, уже много. Журнал «Форбс», например, платит чикагской фирме Narrative Science за дежурные заметки о финансовых отчётах корпораций. В январе компания стала партнёром некоммерческой организации ProPublica, поддерживающей независимые журналистские расследования, с целью создания новостного приложения.
Алгоритм для написания заметок о землетрясениях под названием QuakeBot не единственный робот-репортёр «Лос-Анджелес таймс». У газеты есть проектMapping LA, в котором боты сравнивают статистику по районам Лос-Анджелеса, и на сайте The Homicide Report автоматически появляются сообщения по мотивам криминальной хроники.
Конечно, писать подобно Александру Ивановичу Березину роботы ещё не научились, но в некоторых жанрах они весьма хороши. В издании Journalism Practice месяц назад были опубликованы результаты исследования, которое показало, что небольшая группа читателей не смогла с уверенностью разобраться, кто написал спортивную заметку — человек или бот. Роботекст был сочтён заслуживающим доверия, информативным и немного скучным, как и положено рапорту об очередном состязании.
«Закончится ли эпоха человеческой журналистики? Думаю, нет», — успокаивает общественность Кристер Клервол из Карлстадского университета (Швеция), проводивший это исследование. По его мнению, роботы никогда не выйдут за пределы простеньких сюжетов, которые они уже освоили, тогда как более сложные задачи (связное повествование, репортаж с места событий и т. д.) останутся на совести людей.
Боты умеют работать только с наборами конкретных данных: результатами соревнований, показателями коммерческой деятельности, биржевыми индексами... QuakeBot просто заполняет пустые места в уже готовых фразах по результатам автоматического анализа рассылки Геологической службы США, после чего самостоятельно генерирует заметку в «админке» сайта и отправляет соответствующее уведомление редактору, чтобы тот не забыл её вычитать.
Но есть и более сложные подходы. Automated Insights из Северной Каролины создаёт роборепортёров, изучающих данные в поисках любопытных тенденций. Компания специализируется на новостях, которые могут быть интересны очень маленькой аудитории — любителям фэнтези-футбола или специалистам, нуждающимся в оперативной веб-статистике. За 2013 год боты этого производителя создали 300 млн заметок. Директор компании Робби Аллен замечает, что журналисты хотят писать тексты, которые прочтёт очень много людей. А заметки для маленькой аудитории пусть достаются роботам, тем более что количество датчиков в мире постоянно растёт (лайфлогинг, считывание параметров окружающей среды и мн. др.), и сажать за анализ, который в лучшем случае понадобится двум–трём узким спецам, человека — дело неблагодарное.
Что дальше? Может быть, редактирование? Месяц назад на круглом столе по автоматическому нарративу в Центре цифровой журналистики Журналистской школы Колумбийского университета (США) соучредитель Narrative Science Ларри Бёрнбаум говорил именно об этом: мол, в скором времени появятся боты, которые будут самостоятельно решать, как писать статьи и какой аудитории их предлагать. По его мнению, вполне возможны алгоритмы, способные найти компромисс между краткостью и содержательностью, оперативностью и аналитичностью. Именно этим г-н Бёрнбаум и собирается заняться.
Подготовлено по материалам NewScientist. Изображение на заставке принадлежит Shutterstock. Дмитрий Целиков
Коротенький текст был самым обыкновенным. Он содержал все основные сведения: когда произошло землетрясение, какой силы, где ощущалось. Если и было в заметке что-то необычное, так это последняя фраза: «Сообщение создано алгоритмом».
Другими словами, новость сочинил робот.
Иллюстрация Франца Штайнера.
Как только читатели поняли, что материал сгенерирован машиной, он... привлёк к себе определённое внимание. Но на самом деле машин, пишущих новости, уже много. Журнал «Форбс», например, платит чикагской фирме Narrative Science за дежурные заметки о финансовых отчётах корпораций. В январе компания стала партнёром некоммерческой организации ProPublica, поддерживающей независимые журналистские расследования, с целью создания новостного приложения.
Алгоритм для написания заметок о землетрясениях под названием QuakeBot не единственный робот-репортёр «Лос-Анджелес таймс». У газеты есть проектMapping LA, в котором боты сравнивают статистику по районам Лос-Анджелеса, и на сайте The Homicide Report автоматически появляются сообщения по мотивам криминальной хроники.
Конечно, писать подобно Александру Ивановичу Березину роботы ещё не научились, но в некоторых жанрах они весьма хороши. В издании Journalism Practice месяц назад были опубликованы результаты исследования, которое показало, что небольшая группа читателей не смогла с уверенностью разобраться, кто написал спортивную заметку — человек или бот. Роботекст был сочтён заслуживающим доверия, информативным и немного скучным, как и положено рапорту об очередном состязании.
«Закончится ли эпоха человеческой журналистики? Думаю, нет», — успокаивает общественность Кристер Клервол из Карлстадского университета (Швеция), проводивший это исследование. По его мнению, роботы никогда не выйдут за пределы простеньких сюжетов, которые они уже освоили, тогда как более сложные задачи (связное повествование, репортаж с места событий и т. д.) останутся на совести людей.
Боты умеют работать только с наборами конкретных данных: результатами соревнований, показателями коммерческой деятельности, биржевыми индексами... QuakeBot просто заполняет пустые места в уже готовых фразах по результатам автоматического анализа рассылки Геологической службы США, после чего самостоятельно генерирует заметку в «админке» сайта и отправляет соответствующее уведомление редактору, чтобы тот не забыл её вычитать.
Но есть и более сложные подходы. Automated Insights из Северной Каролины создаёт роборепортёров, изучающих данные в поисках любопытных тенденций. Компания специализируется на новостях, которые могут быть интересны очень маленькой аудитории — любителям фэнтези-футбола или специалистам, нуждающимся в оперативной веб-статистике. За 2013 год боты этого производителя создали 300 млн заметок. Директор компании Робби Аллен замечает, что журналисты хотят писать тексты, которые прочтёт очень много людей. А заметки для маленькой аудитории пусть достаются роботам, тем более что количество датчиков в мире постоянно растёт (лайфлогинг, считывание параметров окружающей среды и мн. др.), и сажать за анализ, который в лучшем случае понадобится двум–трём узким спецам, человека — дело неблагодарное.
Что дальше? Может быть, редактирование? Месяц назад на круглом столе по автоматическому нарративу в Центре цифровой журналистики Журналистской школы Колумбийского университета (США) соучредитель Narrative Science Ларри Бёрнбаум говорил именно об этом: мол, в скором времени появятся боты, которые будут самостоятельно решать, как писать статьи и какой аудитории их предлагать. По его мнению, вполне возможны алгоритмы, способные найти компромисс между краткостью и содержательностью, оперативностью и аналитичностью. Именно этим г-н Бёрнбаум и собирается заняться.
Подготовлено по материалам NewScientist. Изображение на заставке принадлежит Shutterstock. Дмитрий Целиков
Комментариев нет:
Отправить комментарий