Великий композитор умер в ночь на 5 декабря 1791 г. И практически сразу пошли слухи: убили, убили завистники гения!.. Так, в берлинской газете «Musikalisches Wochenblatt» прозвучал недвусмысленный намек на криминал: «Моцарт мертв...Поскольку его тело опухло после смерти, некоторые полагали, что он был отравлен».
С течением времени попытки представить кончину Моцарта как нечто роковое возникали вновь и вновь. Однако, возможно, стоит искать злой рок не в кончине гения, а в его жизни?
ЛЕГЕНДА ПЕРВАЯ: ВИНА САЛЬЕРИ
Моцарт умер, не дожив до 36 лет. Его кончина была мучительной, поэтому сразу же возникли подозрения: не обошлось без яда!..
Повод для подобных сплетен дала и вдова композитора Констанца, неоднократно повторявшая слова мужа, сказанные незадолго до смерти: «Конечно, мне дали яд!». Но кто же был предполагаемым отравителем? Спустя 30 лет после смерти Моцарта молва «нашла» имя «виновника» — Антонио Сальери.
К тому времени популярнейший некогда композитор был стар и немощен: прикован к креслу параличом, страдал расстройством психики. Как-то больной старик в помутнении ума попытался перерезать себе горло, и это тут же приписали угрызениям совести из-за убийства Моцарта. Подробности истории известны всем благодаря трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери». Однако причин брать на душу смертный грех у Сальери не было. Он, по сравнению с постоянно нуждавшимся в деньгах Моцартом, считался очень успешным музыкантом: занимал высокое положение при дворе Иосифа II, пользовался огромным авторитетом среди коллег и не испытывал ни малейших материальных затруднений. Перед смертью он сказал посетившему его музыканту Игнацу Мошелесу: «Я могу с полной верой и правдой уверить вас, что ничего справедливого в абсурдном слухе нет... Скажите об этом миру, дорогой Мошелес: старый Сальери, который скоро умрет, сказал это вам».
Кстати, парадоксально, но факт: Пушкин, сделав Антонио Сальери виновником смерти Моцарта, помог реабилитации Сальери: творение гения русской словесности было столь будоражащим и ярким, что положило начало расследованиям — а виновен ли Сальери на самом деле? Большинство серьезных исследователей его оправдали...
ЛЕГЕНДА ВТОРАЯ: КОВАРНЫЙ УЧЕНИК
Вторым подозреваемым в смерти Моцарта стал его ученик Франц Ксавьер Зюсмайер. В доме Моцарта он появился за год до смерти композитора и жил на правах члена семьи. Зюсмайер был весьма амбициозен, тяжело переживал подтрунивания насмешника Моцарта. Вот и возникли предположения, что он мог поспособствовать учителю отправится прежде времени на тот свет — из-за банальной зависти. О нем, наверное, никто бы и не вспомнил, если бы не «Реквием», который он заканчивал уже после смерти мастера. Ходили слухи, что Зюсмайер был настоящим отцом младшего сына Моцарта, получившего, кстати, имя Франц Ксавьер. Но никаких серьезных подтверждений этой коллизии нет, напротив — у Франца Ксавьера Моцарта обнаружен тот же врожденный дефект ушной раковины, что и у отца, а значит, генетическое родство можно считать доказанным. Тем не менее, его роман с Констанцей, увы, ни для кого не был тайной.
ЛЕГЕНДА ТРЕТЬЯ: РЕВНИВЫЙ МУЖ
Помимо Сальери и Зюсмайера, в качестве возможного убийцы упоминается друг и собрат Моцарта по масонской ложе, делопроизводитель верховного суда Франц Хофдемель.
Его жена Магдалена брала уроки у Моцарта, и поговаривали, что занимались они не только музыкой, более того, плодом интрижки стала ее беременность.
После смерти Моцарта в доме Хофдемеля разыгралась кровавая драма: едва Маргарита вернулась с похорон учителя, муж в порыве ревности исполосовал ее бритвой — и сплетни о неверности мадам Хофдемель разгорелись с новой силой. Мол, Франц подозревал, что Моцарт — настоящий отец будущего ребенка, и расправился сначала с ним, а потом решил и с неверной женой. Однако Магдалену спасли соседи, и покончено было как раз с ревнивым мужем — он перерезал себе горло той же бритвой.
ЛЕГЕНДА ЧЕТВЕРТАЯ: МЕСТЬ МАСОНОВ
Масонская ложа «Увенчанная надежда», куда входил Моцарт, обладала огромными богатствами и пользовалась большим влиянием. «Вольные каменщики» ревностно поддерживали своих достойных членов, возносили их при жизни и торжественно провожали в мир иной. Странно, но с Моцартом они обходились совсем не по-братски: зная о тяжелом материальном положении, «братья» ничем ему не помогали. Возможно, причина кроется в мировоззренческих разногласиях между композитором и масонами, которые достигли своего накала как раз в 1791 году. Моцарт даже собирался создать свою ложу под названием «Грот» и работал над ее уставом. Кстати, в том же году Моцарт написал оперу «Волшебная флейта», которая имела грандиозный успех. Принято считать, что композитор в опере широко использовал масонскую символику, раскрыл многие ритуалы, которые положено было знать лишь посвященным. Одни исследователи полагают, что Моцарт в этой опере воспел «вольных каменщиков», другие считают ее пародией на масонский орден. Это и породило слухи, что масоны ускорили смерть «собрата», устранив его «подобающим рангу» ядом — ртутью, то есть Меркурием, идолом муз.
Однако 18 ноября 1791 г. Моцарт принял участие в церемонии освящения нового храма масонской ложи «Увенчанная надежда». Прозвучала его кантата «Громко возвестим нашу радость», сочиненная специально к этому случаю. И по свидетельству Констанцы, венские масоны приняли кантату с энтузиазмом…
ЛЕГЕНДА ПЯТАЯ: БОЛЕЗНЬ
Моцарт слег 20 ноября 1791 года и больше не поднимался: внезапно у него опухли руки, ноги, затем появилась рвота, тело покрылось сыпью. Мучения длились 15 дней, при этом за два часа до кончины он пребывал еще в полном сознании. Доктора мучили больного, согласно медицинским представлениям XVIII века: давали препараты, вызывавшие рвоту, ставили холодные компрессы и производили обильные кровопускания — меры, которые современные врачи считают губительными. В медицинском заключении, сделанном главным врачом Вены Гульденером фон Лобесом, записано, что Моцарт болел «острой сыпной лихорадкой», от которой, между прочим, в то время умирали сотни людей. К слову, лечившие композитора врачи — Томас Клоссет и Матиас фон Саллаба — считались лучшими в Вене. Доктор Саллаба был токсикологом, одним из основателей австрийской судебной медицины, а доктор Клоссет — автор исследования по передозировкам препаратов ртути. И ни один не определил отравления… Однако в 1966 году швейцарский врач Карл Бэр назвал поставленный современниками Моцарта диагноз «любительским и непрофессиональным». На основании фактов, собранных врачом Моцарта Клоссетом, он сделал вывод, что гений страдал от суставного ревматизма— острого неинфекционного заболевания. А в 1984-м другой врач, Питер Дж. Девис, опубликовал еще более тщательный анализ истории болезни Моцарта. Девис заявил, что причиной смерти стало сочетание стрептококковой инфекции, почечной или сердечной недостаточности, а также кровоизлияния в мозг и бронхопневмонии. Признаки почечной недостаточности включают в себя депрессию и бредовые состояния. Этим, по мнению Девиса, может объясняться убеждение Моцарта в том, что его отравили и заказали «Реквием» для его похорон.
ЛЕГЕНДА ШЕСТАЯ: СТРАННЫЕ ПОХОРОНЫ
Около трех часов пополудни 6 декабря тело Моцарта привезли к Собору Святого Стефана, где и состоялось отпевание. Похоронили Моцарта на кладбище Святого Марка. Причем гроб до места погребения никто не сопровождал. Но было бы ошибкой утверждать, что гению устроили недостойные похороны в общей могиле: погребение по третьему разряду (стоимостью 8 гульденов, каковые заплатил барон Готфрид ван Свитен, венский меценат, которому Моцарт по дружбе дарил немало своих произведений) полностью соответствовало обычаям того времени. Практически все погребения совершались в общие могилы на 5-6 покойных. Отдельные могилы были редким исключением — роскошью для очень богатых людей. Согласно правилам, установленным Иосифом II, тело опускалось в могилу в полотняном мешке и присыпалось известью для быстрейшего разложения, лишь много позже император, уступая протестам граждан, разрешил захоронения в гробах. Но каждые 7-8 лет могилы перекапывались и использовались снова. Таким образом, ничего необычного в таком погребении весьма небогатого музыканта не было.
Анастасия ГРОСС
МНЕНИЕ АСТРОЛОГА
В противовес легендам о кончине Моцарта, которые так легко развенчать, жизнь его была полна непридуманных злосчастий: гений, с трехлетнего возраста поражавший европейских меломанов своими талантами, автор великолепных музыкальных произведений, снискавших ему славу, всю жизнь едва сводил концы с концами, а сильные мира сего и публика, от которых зависело благополучие композитора, подчас были парадоксально переменчивы… Может, звезды способны подсказать разгадку? С этим вопросом «Оракул» обратился к астрологу Элеоноре Гинзбург.
Элеонора Гинзбург:
«В карте Моцарта Венера, в сфере влияния которой не только любовь и чувство прекрасного, но также искусство и гармония, находится в королевском градусе. Этого и следовало ожидать:Моцарт —музыкальный гений и непревзойденный мелодист. Но вот Нептун, непосредственно отвечающий за творчество, и особенно за музыку, находится в гороскопе разрушительном 10 градусе Льва. К тому же, Нептун во Льве в падении, ретроградный, прибавить к этому разрушительный градус — и мы получим объяснение тому, как вышло, что у гениального композитора далеко не все складывалось радужно, и его признание было сопряжено с большими испытаниями и страданиями. И хотя Белая Луна, находящаяся в Козероге — признак таланта, большого мастерства и везения, негативное влияние «тяжелого» Нептуна перевесило — именно блистательный талант и композиторская плодовитость Моцарта вызывали зависть современников.
Еще один неблагоприятный показатель — Черная Луна в Тельце, что указывает на накопленную негативную карму в отношении материальных благ. Это и обусловило незавидное финансовое положение Моцарта: его преследовали долги, нередко композитор не получал оплату своего труда по достоинству.
Кстати, Моцарт умер на 36 году жизни, когда Черная Луна возвращается на свое место в гороскопе. То есть, можно сделать вывод, что Моцарта убил не яд, а бедность — отсюда проистекали депрессия, неудовлетворенность, обострившиеся болезни.
Комментариев нет:
Отправить комментарий