«У кого больше золота, тот правит миром» — такова была формула власти в древности и в Средние века. Высокий спрос на драгоценный металл вызвал к жизни алхимиков, обещавших обогатить правителей. За разумную плату, разумеется. Поиски легендарного философского камня подстегивались алчностью сильных мира сего. Власти предержащие инвестировали все больше средств в исследования алхимиков и, сами того не желая, профинансировали научную революцию.
Золотая лихорадка
Алхимия зародилась более двух тысячелетий назад в Египте. С самого начала ее центральной идеей была трансмутация — превращение неблагородных металлов в драгоценные. Даже в наши дни золото играет роль экономического резерва. Россия, к примеру, в 2014 году почти вдвое увеличила покупку этого металла — до 150 тонн с 80 в прошлом году. В целом РФ запасла более тысячи тонн золота. Для сравнения: запасы США — более 8 тысяч тонн, Германии — около 3,3 тысячи тонн, КНР — на уровне России — чуть более тысячи тонн. Что уж говорить про древние времена! Тогда, кто владел золотом — тот правил миром. Это была примитивная экономика: чем больше у тебя денег, тем проще кормить и снаряжать армию.Именно поэтому изыскания алхимиков сразу привлекли к себе внимание властей. Но за создание философского камня — ключевого ингредиента в процессе трансмутации — ученые требовали солидное вознаграждение. Именно в эпоху алхимиков впервые возникла проблема финансирования науки. Это сейчас отлажены четкие механизмы инвестирования в исследования. С одной стороны, есть государство, заинтересованное в развитии за счет инноваций. С другой — всегда найдутся бизнесмены, готовые тратить свои кровные ради умножения прибыли. Кто знает, вдруг эти вложения приведут к созданию гаджета, который завоюет рынки всего мира? В давние века все было попроще. Власть имущий сидел на казне и распоряжался ею, как своим кошельком. Если удавалось удачно презентовать ему свой «бизнес-план» по созданию философского камня, он соглашался инвестировать в его разработку. Разумеется, если спонсор был недоволен, финансирование прекращалось. Это в лучшем случае. В худшем, можно было и голову потерять.
Алхимия инфляции
История финансовых взаимоотношений власти и ученых полна темных и кровавых страниц. Разозленные короли и князья не раз жестоко наказывали исследователей за отсутствие результатов. Но были и те, кто просто боялся алхимиков.К моменту воцарения римского императора Диоклетиана государство уже трещало по швам. Третий век, экономический кризис, упадок производства, проблемы в торговле. Слабая экономика спровоцировала политический кризис: в Галлии и Пальмире (современный Египет плюс Сирия и часть Малой Азии) подняли голову сепаратисты. В Египте восстание против центральной власти носило экономический характер. Ядро бунтовщиков составили как раз алхимики. Они утверждали, что знают секрет получения золота. Таким образом бунт получал мощную финансовую базу, пусть и мнимую. Диоклетиан среагировал быстро и жестко. В подавлении восстания участвовали отборные римские отряды, возглавляемые самим императором. Непокорных ученых устранили, а все их книги, в которых якобы хранился рецепт получения драгоценных металлов, сожгли.
У исследователей есть несколько версий, объясняющих повышенное внимание Диоклетиана к алхимикам. Первая и самая очевидная: император не верил шарлатанам и провел показательную порку, чтобы впредь подобные им не смущали человеческие души миражами золотых гор. Есть также мнение, что Диоклетиан допускал возможность трансмутации металлов и серьезно опасался создания альтернативного финансового центра в Египте, который мог окончательно разрушить распадавшуюся империю. Еще один вариант — Диоклетиан был подкован в вопросах экономики и понимал, что изобретение беспрерывно работающего «денежного станка» приведет к скачкообразному увеличению денежной массы и гиперинфляции. Рухнула бы вся финансовая система Римской империи.
Если последняя догадка верна, то силовое решение египетского вопроса можно назвать первым применением механизма таргетирования инфляции. Так или иначе, Диоклетиану удалось усмирить мятежников, и агония империи продлилась еще несколько веков.
Страх и ненависть
Рим и алхимики никак не могли помириться на протяжении тысячи лет. В XIV веке папа Иоанн XXII предал алхимию анафеме. Официальное обоснование: участие исследователей в темных ритуалах и попытки договориться с дьяволом. Имелись, конечно, и меркантильные соображения: центр католицизма не мог допустить создания философского камня и превращения европейских феодалов в богачей. Это был политический шаг по экономическому укреплению церкви.В ту пору доставалось алхимикам и от светских властей. Они страдали от алчности правителей, да и от собственной лжи. Когда говоришь, что находишься в шаге от превращения свинца в золото, надо взвешивать риски. Так, в XVI веке алхимик Мария Циглер после бесплодных попыток получить благородный металл принесла своему спонсору — герцогу Юрию Брауншвейгскому — фальшивую формулу превращения в золото. Герцог попытался ее применить, но ничего не вышло. Огорчившись из-за потраченных зря денег, феодал посадил Марию в клетку и сжег на костре. Уже в цивилизованном XVIII веке курфюрст Саксонии Август нанял алхимика Давида Бейтера. Терпеливо ждал обогащения, но результата все не было. В конце концов, курфюст решил мотивировать Бейтера. Ничего лучше пыток не придумал. Алхимик умер, не сказав ни слова. Он просто не знал, что сказать.
Таких историй множество. В целом работу таких алхимиков иначе как мошенничеством не назовешь. Их можно сравнить с основателями современных финансовых пирамид. Они привлекали деньги и обещали взамен баснословную доходность. Сейчас от столь предприимчивых граждан защищают правоохранительные органы, а в Средние века с ними разбирались по феодальным понятиям.
Тем не менее среди властителей были и настоящие энтузиасты. Например, император Священной Римской империи Рудольф II из рода Габсбургов (в период наибольшего могущества они владели половиной известного мира; их власть закончилась вместе с Первой мировой). Рудольф II был покровителем наук и искусств. В 1583 году он покинул Вену и обосновался в Праге, где создал аналог современной Кремниевой долины. Щедрое финансирование привлекало именитых ученых со всего мира. Под патронажем Рудольфа II работали, например, астрономы Иоганн Кеплер и Тихо Браге (это в честь него назвали кратер Тихо на Луне). Разумеется, не обошли стороной Прагу и алхимики. Император увлеченно искал философский камень, не жалея на это казенных денег. Конечно, рядом с императором постоянно толкались мошенники.
Самый яркий из них — британский иллюзионист Эдгар Келли. Он бежал из Туманного Альбиона, оставив там уши. Именно так англичане наказывали за мошенничество. Келли прибыл ко двору Рудольфа II и пообещал навсегда решить проблему наполнения государственной казны. Взамен он попросил лишь рыцарский титул и шикарный особняк в престижном районе Праги. Были рядом с императором и честные алхимики. Тот же Тихо Браге не только исследовал небесные светила, но и изучал свойства различных веществ. Ему выделили хорошее жалование и замок под лабораторию. К несчастью, Рудольф II так сильно увлекся наукой, что совсем забыл об управлении страной. Пражский Град требовал все больше инвестиций, казна стремительно пустела, в стране поднимались волнения. В 1611 году императора свергли и «отправили на пенсию». Его правление по праву считается золотой эрой алхимии — еще никогда исследователи не получали такой поддержки от государства.
Ядерная алхимия
И все же, результаты у алхимиков были. Не те, конечно, которых ждал заказчик. Исследования алхимиков заложили солидную базу для развития медицины, химии, металлургии и других наук. Да, наивная идея о том, что один элемент можно без особых проблем превратить в любой другой, разбилась о реальность. Однако свой вклад в научно-техническую революцию Нового времени алхимики внесли.Дело алхимиков живет и поныне. Однако теперь им занимаются настоящие ученые с солидным багажом знаний за спиной. В 1924 году японский физик, профессор Токийского императорского университета Хантаро Нагаока (кстати, в честь него тоже назвали лунный кратер) опубликовал статью, в которой описал способ получения золота и платины из ртути. В 1941 году в США удалось синтезировать драгоценный металл благодаря бомбардировке особого изотопа ртути нейтронами. Однако полученные изотопы золота оказались радиоактивными. В 1980 году химик и физик-ядерщик Гленн Сиборг в Национальной лаборатории имени Лоуренса в Беркли (США) превратил несколько тысяч атомов висмута в золото. Это удалось сделать, удалив протоны и нейтроны из атомов висмута. Кроме того, сейчас ускоритель частиц SNS (Оук Ридж, США) позволяет получать из ртути частицы золота, платины и иридия.
Но пока синтез благородных металлов — процесс очень затратный. Так что власти предержащие могут спать спокойно — их золотовалютным резервам ничто не угрожает.
Комментариев нет:
Отправить комментарий