Есть тревожное ощущение, что Путин и его "твердолобые" советники скорее будут обвинять Запад в экономических бедах страны и разжигать новые боевые действия на Украине, чем смягчать ситуацию. "Путин окапывается и готовится к долгой назревающей битве", - пишет Юлия Йоффе.
"Обвал рубля обнажает просчет Путина", - утверждает The Financial Times в заголовке редакционной статьи
. "Вовсе не случайно, что распродажи рубля активизировались на фоне опасений, что прекращение огня на Украине срывается и силы, которые поддерживает Россия, возможно, готовят новое наступление. Это может вылиться в ужесточение западных санкций, которые уже начинают давить на российскую экономику", - утверждает газета.
FT видит два возможных выхода из кризиса рубля. Первый - Путин мог бы вновь прислушаться к советникам типа Алексея Кудрина, а также "искренне предпринять усилия для умиротворения на Восточной Украине". США и ЕС могли бы намекнуть, что последние санкции будут отменены, если Россия выполнит ключевые условия Минских договоренностей и будет заключен мир. Они могли бы также дать понять, что если Россия прекратит дестабилизацию Украины, то они, возможно, примут предложение Путина по поводу новых переговоров о глобальной безопасности и контроле над вооружениями.
Второй путь для российского лидера - обвинить Запад в экономических бедах страны, а также разжечь новые боевые действия на Украине или где-то еще, чтобы отвлечь внимание граждан. "Недавние сигналы наводят на тревожное ощущение, что президент и его "твердолобые" советники движутся в этом направлении", - утверждает издание.
Воинственный путь - это риск загнать Россию в порочный круг эскалации напряженности, санкций и экономических бед. Это гибельный путь не только для России, но и для безопасности всей Европы, предостерегает газета.
"Падение рубля - угроза "перетасовки" российских банков" - так озаглавлен другой материал The Financial Times. По данным BCS Financial Group (Москва), в сентябре, когда ослабление рубля ускорилось, общая сумма вкладов в российских банках сократилась на 150 млрд рублей в реальном исчислении, пишут корреспонденты Катрин Хилле и Кортни Уивер. Аналитики полагают, что в октябре эта тенденция ускорилась и теперь, по-видимому, продолжается.
Ослабление рубля, как считается, наиболее опасно для банковского сектора, у которого долларовые доходы невелики, а инвалютная задолженность значительна.
"Налицо все аспекты кризиса банковской системы, который развивается постепенно, но болезненно, - говорит Дэвид Нэнгл ("Ренессанс Капитал"). - Банки не контролируют ситуацию. Это очевидно. На микроуровне они могут сделать не много".
По словам Нэнгла, уже видно, что ЦБ вмешивается, чтобы помочь крупнейшим игрокам через аукционы РЕПО.
По прогнозам Нэнгла, текущие потрясения ускорят консолидацию банковского сектора. "Многие небольшие банки кое-как выжили в прошлый кризис - на сей раз этого, вероятно, не будет", - заметил он.
"Колебания рубля сотрясают путинский Кремль" - таков заголовок еще одной статьи в The Financial Times. "В момент, когда ЦБ пытается не допустить, чтобы ускоренная девальвация рубля вылилась в полномасштабный валютный кризис, самые сильные тревоги, по словам аналитиков, наблюдаются на вершине все более автократической властной структуры России", - пишет журналистка Катрин Хилле.
Обвал рубля может стать испытанием для негласного договора Путина с российским народом - договоренности, что люди будут поддерживать президента, пока он обеспечивает экономическую стабильность, считает автор. Кремлевские чиновники утверждают, что критика в адрес Путина - элемент козней Запада.
"Но некоторые наблюдатели предостерегают, что дальнейшая финансовая турбулентность может спровоцировать внутриполитическую смуту. "В 2011-м и начале 2012 года ситуация очень осложнилась, - сказал бывший кремлевский чиновник, подразумевая период антиправительственных протестов и народного недовольства. - Слишком мало внимания уделялось тому факту, что доходы начали снижаться и люди опасались за состояние экономики".
По мнению Хилле, Путин осознает это. "Хотя на словах он часто атакует Запад, а также оттесняет на обочину более либеральных членов своей политической команды, в большинстве случаев берут верх трезвые советы чиновников-реформаторов", - говорится в статье.
Когда зазвучали призывы взять валютный рынок под контроль, Путин публично поддержал главу ЦБ Эльвиру Набиуллину - твердо отклонил эти призывы. Аналитики, близкие к администрации президента, говорят, что колебания рубля только упрочили статус Набиуллиной.
"Россия: снова кризис рубля, но не такой, как прежде", - констатирует в заголовке статьи в The Financial Times редактор отдела Восточной Европы Нил Бакли.
Россияне переживают уже третий с 1998 года кризис рубля. Они также помнят, что предыдущие кризисы закончились, и за ними последовало оздоровление экономики. "Это помогает понять, почему вплоть до самых последних дней россияне не спешили перевести свои рублевые вклады в доллары", - пишет автор.
Ключевой причиной ослабления рубля вновь является падение цен на нефть, однако фон на сей раз другой - конфликт на Украине и западные санкции. "В потенциале это делает ситуацию более тревожной как для российских потребителей, так и для инвесторов", - пишет Бакли.
Крис Уифер (Macro-Advisory) считает: текущий кризис выделяется тем, что рубль ослаб намного больше, чем объясняет нынешнее снижение цен на нефть.
Золотовалютные резервы России - почти 430 млрд долларов, госдолг - 13% ВВП, бюджет профицитный, темпы роста - положительные.
В то же самое время "настроения инвесторов и бизнес-климат в России сильно пострадали от конфликта на Восточной Украине и вызванных им санкций ЕС и США, которые отрезали крупные элементы экономики от долгосрочного западного финансирования, а также спровоцировали бегство капиталов", - говорится в статье.
"Вероятно, для того, чтобы настроения улучшились, нужны более широкие действия правительства касательно санкций, касательно геополитики, - говорит Уифер. - В данный момент отношение к России и уверенность в самой России - наихудшие за весь период моих наблюдений с 1999 года".
"Российская валюта падает, а путинские миллиардеры пожирают друг друга", утверждает Юлия Йоффе, постоянная автор в New Republic. Йоффе полагает: за обвалом рубля стоят несколько факторов. Во-первых, продолжается стагнация российской экономики. Во-вторых, цены на нефть снижаются оттого, что ОПЕК пытается навредить своим американским конкурентам.
В-третьих, это "авантюра России на Украине и западные санкции", говорится в статье. "Санкции закрыли доступ к иностранному капиталу для 5-6 российских компаний, но в результате он теперь закрылся для всех", - говорит экс-замминистра финансов Сергей Алексашенко. Теперь для погашения долгов российские компании вынуждены покупать много долларов. "И это сопровождается психологическим фактором - паникой", - продолжает автор. "Никто не знает, как далеко собирается зайти Путин и насколько сильный экономический ущерб он готов терпеть, - говорит Алексашенко. - Это идеальный шторм".
Кремль оберегает Россию от эффекта падения цен на нефть, используя плавающий курс рубля.
В то же время Путин и его советники отказались от прежнего подхода - крупных трат валютных резервов на поддержку рубля. "Теперь приоритет для Путина - максимально возможное сохранение инвалютных резервов России, так как он знает, что они ему понадобятся", - говорит Александер Клаймент (Eurasia Group). Другая приоритетная задача - не допустить бюджетного дефицита. "Дело в том, что для Путина зависимость от внешнего мира - что-то вроде слабости", - поясняет аналитик.
Йоффе заключает: "Обвал рубля - всего лишь симптом чего-то гораздо более глубокого и тревожного. Путин окапывается, укрепляет свой окоп и готовится к долгой назревающей битве. Он не выпустит из рук Восточную Украину, и он пытается сохранить резервы в неприкосновенности, чтобы выжить в долгой битве".
Однако давление внутри системы нарастает, считает Йоффе. Продукты дорожают. Но намного тревожнее борьба за ресурсы, которая начинается среди миллиардеров из окружения Путина. Ранее Елена Панфилова, вице-президент Transparency International, предрекла, что элита начнет сама себя пожирать в борьбе за быстро уменьшающийся экономический "пирог".
"Как я писала и раньше, в России экономический кризис традиционно становится толчком к политическому. Никто не знает, когда одна из этих трещин обрушит всю махину, но в Москве нарастает ощущение, что это случится быстрее, чем нам всем кажется. Путин, похоже, настойчиво стремится к этому", - так завершает свою статью Йоффе.
Комментариев нет:
Отправить комментарий