суббота, 29 ноября 2014 г.

КАК БЫ ЯЗЫЧНИКИ


Согласитесь, при упоминании термина «язычество» мы обыкновенно вспоминаем либо эллинов, поклоняющихся обитателям Олимпа, либо папуасов, выплясывающих вокруг истуканов, либо далеких наших пращуров, справляющих тризну на свеженасыпанном кургане. И первый образ, и второй, и третий, казалось бы, не из этой жизни, а уж если из этой – то из очень далекой и почти неправдоподобной. А вот и нет. Язычество очень близко и более чем правдоподобно. Оно не просто живо. Обретя приставку «нео», оно уже претендует на звание общенациональной религии. Более того – язычество обитает в сердцах и умах многих из тех, что искренне считают себя христианами.

ХОРОВОДЫ У КОСТРА
Сразу договоримся – термином «неоязычество» в рамках этой статьи мы будем обозначать религиозные культы, возникшие в новейшее время. Это позволит отличать их от традиционных верований отдельных народов, чаще всего проживающих компактно и удаленно от центров цивилизации, а посему не подвергшихся тотальной христианизации или исламизации. Да, первородное язычество, как утверждают этнографы, существует до сих пор. У отдельных представителей так называемых «малых народов Севера», например. На сегодняшний день это явление локальное, имеющее мало общего с религией. Это скорее традиция, дань уважения предкам. Неоязычество тоже вроде как дань уважения предкам. По крайней мере, так заявляют его приверженцы и особенно громко – создатели. Однако говорить в данном случае о какой-либо религиозной преемственности не приходится. Это скорее историческая реконструкции. Даже не реконструкция, а инсценировка современных представлений о том, как поклонялись своим богам вятичи, лютичи, древляне, поляне. Ну и, разумеется, викинги – кто ж не знает старика Одина! Нас Один на сей раз не интересует – нам бы с отечественным неоязычеством разобраться. Меж тем, это самое неоязычество уже полным ходом разбирается с «официальной» религией. Стоило в 2004 году ныне покойному Патриарху Алексию II на Архиерейском соборе назвать неоязычество одной из главных угроз XXI века, поставить его в один ряд с терроризмом и «другими губительными явлениями современности», последовал протест со стороны «Круга языческих традиций». В открытом письме, направленном в Священный Синод, говорилось о недопустимости заявлений, задевающих честь и достоинство неоязычников и нарушающих закон «О свободе совести и о религиозных объединениях».
«Круг языческих традиций» - не первое официальное объединение неоязычников на территории России. Еще за десять лет до описываемых событий в Москве была зарегистрирована организация, имеющая занятную аббревиатуру МСЯО - «Московская Славянская Языческая Община» (с 2003 года — «Московское Славянское Языческое Объединение»).Были неоязычники и еще раньше - в СССР. Крошечные группы, даже кружки людей, заявлявших о необходимости возвращения к вере предков, стали появляться в самой атеистической стране мира в середине семидесятых годов прошлого века. Думается, с точки зрения сотрудников госбезопасности и идеологического аппарата, равно как и простого советского обывателя, выглядели эти граждане диковато. Православие-то, мягко говоря, не приветствовалось, а тут - на тебе! – еще какие-то язычники. Многие из лидеров языческих кружков (общин) угодили в психушки.
С началом «перестройки» неоязычников трогать перестали, и они принялись вольно разгуливать в лесах и в полях. Помню, в начале девяностых возвращался по Ярославскому шоссе в Москву с дачи. Подвозил соседку. В районе Радонежа увидели шагающих по обочине людей – было их человек десять-пятнадцать. Молодые мужчины, почти все – бородатые. С ними – несколько женщин и детей. Наряжены мужики были, словно с картофельного поля возвращались – ватники, штаны, заправленные в голенища кирзовых сапог. Женщины - в платьях до земли.
- Это кто ж такие?
- А ты не знаешь? Это ж язычники! У них тут в лесу свое место заповедное. Белые Боги называется. Там еще славяне своим богам молились, а теперь они молятся. Костер разложат и хороводы водят – зять мой видел.
Дальше хороводов осведомленность моей соседки относительно неоязыческих обрядов не простиралась. Я о современных язычниках знал еще меньше. Честно говоря, вообще ничего не знал, пока они открыто о себе не заявили…
ТРИЗНА ПО АКАДЕМИКУ
Теперь в Российской Федерации официально зарегистрированы восемь языческих объединений: уже помянутый «Круг языческих традиций», «Союз славянских общин славянской родной веры», «Велесов круг», «Стрелы Ярилы», «Схорон Еж Словен», «РУН-вера», «Великий огонь», «Лига освобождения разума». Общин – того больше. Лишь в «Круг языческих традиций» по «Битцевскому договору» 2002 года (назван по месту подписания – Битцевскому лесопарку в Москве) изначально вошло пятнадцать общин.
Договор этот примечателен еще и тем, что в прилагаемом к нему «Битцевском обращении» неоязычники дали некоторые пояснения относительно самоидентификации. Называют они себя «родноверами». По одной версии – от словосочетания «родная вера», по другой – в честь бога Рода, которого академик Борис Александрович Рыбаков, автор фундаментальной работы «Язычество древних славян», полагал общеславянским божеством, создателем всего живого и сущего. Надо заметить, что неоязычники черпают из названного исследования времен «позднего застоя» немало для себя пригодного. Некоторые члены общин настолько к Рыбакову прониклись, что после смерти Бориса Александровича пытались справлять по покойному Герою Социалистического труда тризны.
НЕОЯЗЫЧЕСКИЙ ИНТЕРНАЦИОНАЛ
Члены «Круга языческих традиций» не чураются, казалось бы, оскорбительного для них термина язычник. Трактуют его, впрочем, своеобразно. В их понимании «язычники - это люди одного языка, принадлежащие одной традиционной культуре, одному роду-племени». Боги родноверов – «наши пращуры, которых каждый язычник называет на родном языке по-своему, теми именами, которые боги открыли лично ему». Согласитесь – неплохая идеологическая база для единения язычников, разных стран. Эдакий неоязыческий интернационал. Потому нет ничего удивительного в том, что к Битцевскому обращению присоединились несколько шведских, норвежских культурно-языческих объединений, «Союз фино-угорских общин и землячеств» и совсем уж диковинная структура – «Датское объединение женщин-воительниц». Однако ряды родноверов далеко не монолитны. Вот выдержка из приглашения на состоявшийся в апреле 2004 года в Калуге «Первый Международный Съезд Славянских Общин», организованный «Союзом славянских общин славянской родной веры» (ССО): «Организаторы считают, что на предстоящем Съезде нежелательны члены «Круга языческих традиций» как еврейской организации воинствующих интернационалистов». Выходит, неоязычников уже такое количество, что они позволяют себе враждовать друг с другом… А ведь есть еще адепты инглиизма, которых большинство родноверов за своих не считают, несмотря на то, что те чтят бога Рода. Вообще, инглииизм - это некий славяно-арийский винегрет. У инглингов даже имеются свои собственные «Веды», правда со «славянской спецификой». В хитросплетениях их мировоззрения разобраться сложно. Потому не будем, тем более, что некоторые постулаты инглиизма, касающиеся расовой теории, в судебном порядке объявлены экстремистскими, а символ – свастика-коловрат запрещен к использованию.
Завершая обзора неоязыческих сообществ стоит, пожалуй, упомянуть викканство. Это дуалистическое оккультное учение, основой которого является поклонение созидательным силам природы в виде равновеликих кумиров - Рогатого бога и Триединой богини. Основной принцип викканства - «Не принося никому вреда, и делай то, что желаешь». Отсюда и отсутствие единых для всех приверженцев учения канонических обрядов. Викканство в основном распространено в Великобритании и в Северной Америке (в США по данным 2001 года виккан – более 130 000), однако с недавних пор появилось оно и у нас - в России функционирует «Союз Виккан России».
Налицо немалое число громко заявляющих о себе неоязыческих объединений. Возникает совершенно законный вопрос – сколько же людей причисляют себя к неоязычникам? Согласно данным общегосударственного исследования «Арена» («Атлас религий и национальностей России»), представленным 16 января 2013 года службой «Среда» и Фондом «Общественное мнение», язычниками себя называют (точнее – соглашаются с утверждением, что они «исповедуют традиционную религию предков и поклоняются богам и силам природы») - 1,5 % россиян. Для сравнения: «исповедуют православие и принадлежат к РПЦ» - 41%, «верят в Бога, но конкретную религию не исповедуют» - 25%, «не верят в Бога» - 13%; «исповедуют ислам» - 6,5 %. Исследовательская группа «Циркон» приводит данные куда более внушительного представительства неоязычников в современном российском обществе. 15 мая 2012 года в ходе круглого стола на тему «Должна ли церковь уважать чувства атеистов?» директор «Циркона» Игорь Задорин представил данные, согласно которым, неверующие, православные и неоязычники - это три большие, вполне соотносимые по численности, группы. Неверующих (атеистов) по сведениям «Циркона» - 20 %, православных - 30 %, «как бы язычников» (интересная формулировка, мы к ней вернемся) - 40 %, мусульман - 7 %.
ДЕЛО В ФОРМУЛИРОВКЕ
Сорок процентов... Увидев эту цифру, я подумал – ошибка. Почему такая разница между данными «Арены» и «Циркона»? Невозможно поверить в то, что чуть ли не половина российских граждан хоть изредка «общается» с Рогатым Богом, Одином, Велесом или просит помощи у Макоши. Однако, поразмыслив немного, я пришел к выводу, что никакой ошибки здесь нет. Все дело в формулировках адресованных респондентам вопросов. Сами себя спросите – исповедуете ли вы традиционную религию предков, поклоняетесь ли силам природы? Мне, например, человеку, выросшему в атеистической семье, среди асфальта и бетона огромного города ответить на этот вопрос утвердительно крайне сложно. А вот не язычник ли я – надо разбираться…
Несколько лет назад в «Оракуле», в статье «Крестный день календаря», посвященной истории принятия христианства Киевской Русью, я уже писал о том, насколько в нас (даже в атеистах) плотно и сложно переплетены христианство и язычество. Порой это сплетение оборачивается силой, иной раз – сплошным абсурдом. Не так давно мне довелось наблюдать подобный абсурд на Введенском (Немецком) кладбище в Москве. Стены величественного семейного склепа фабрикантов Эрлангеров испещрены надписями – просьбами о помощи, адресованными Господу. Откуда взялось поверье, что «составленная» таким образом «петиция» обязательно будет услышана – неизвестно, однако народ приходит и пишет – из года в год. Склеп реставрируют – снова появляются надписи. Например, вот такие:
«Семья Эрлангер, помоги, чтобы к лету от нас отселили соседа, а его комнату нам отдали. Аминь».
«Господи, сделай так, чтобы мои родители не ссорились. Заранее спасибо».
«Наш Бог! Сделай меня стервой, которая крутит и управляет мужиками как хочет и когда хочет. Чтобы ходили они по струнке и обожали меня».
Господи и семья Эрлангер, отворотите от Вадима всех его любовниц существующих и потенциальных. Спасибо. Аминь».
«Господи и Семья Эрлангер…» «Спасибо и аминь…» Кто это писал? Христиане? Нет. Язычники? Едва ли. Это писали как раз «как бы язычники». Или «как бы христиане»…
Тема подспудного «слияния» христианства и неоязычества довольно заезженная. Теперь она даже стала орудием идеологической борьбы «сынов Рода» с «рабами божьими». Называется – «сам такой!» Сопровождается иллюстрациями в виде сжигаемого на Масленицу чучела, монетки под пятку на удачу, заполированного до блеска тысячами рук «счастливого» носа пограничного пса со станции метро «Площадь Революции». Невольно позавидуешь викканам, которым можно все, главное, чтобы – на пользу. Но не будем завидовать, как и не будем влезать в разборки между православными и неоязычниками. Гораздо важнее определить - кто есть каждый из нас – православный, неоязычник или «как бы...» Главный здесь фактор – для чего индивиду вера. Если для того, чтобы «стать стервой», дело одно, если для надежды, любви, постижения себя и мира - совсем другое.
Я считаю себя христианином, я стараюсь быть христианином. Но мне единоверец, пригоняющий к храму автомобиль на освящение, куда более непонятен, чем причисляющий себя к неоязычеству человек, внимающий голосам земли, воды и неба, понимающий в каком великом он долгу перед силами, давшими ему радость этим голосам внимать. А уж силы это или сила, вопрос, на мой взгляд, сугубо личный. Каждый волен решать его сам, главное, чтобы по чести, а не «как бы».
Михаил Мамаладзе

Комментариев нет:

Отправить комментарий