Глубокое равнодушие и, возможно, нелюбовь к музыке у некоторых людей может быть связана с неспособностью центра удовольствия в их мозге реагировать на музыкальные стимулы.
Хотя музыка считается универсальным языком, не всем людям этот язык внятен. Некоторые музыку попросту не воспринимают, и связано это может быть с нарушением слуха, называемым амузией. При амузии страдает именно музыкальный слух: человек не узнаёт известные произведения, не воспринимает сочетания звуков и т. д.
Амузию можно сравнить с неузнаванием языка, когда человек, слышащий иностранную речь, не может выделить в ней ни слова. Однако это не единственная причина: исследователи из Барселонского университета (Испания) нашли ещё одну и назвали её музыкальной ангедонией. Хосеп Марко-Палларес (Josep Marco-Pallarés) и его коллеги попытались проверить, как разные люди воспринимают музыку и получают от неё удовольствие.
Кому-то в музыкальном произведении нравится мелодия, кто-то ищет ритм, кто-то ценит формально-композиционные прелести, кто-то — всё вместе, но, так или иначе, наши впечатления от музыки во многом опираются на чувство удовольствия или неудовольствия. А это значит, что тут задействован комплекс мозговых нервных центров, называемых системой подкрепления и отвечающих за удовольствие, удовлетворение и т. п. И можно было бы предположить, что при некоторых формах музыкальной невосприимчивости проблемы будут как раз с системой подкрепления.
Именно об этом учёные и подумали. Психологические признаки музыкальной ангедонии они выявили с помощью психологического опросника. Некоторые люди, как оказалось, вполне могли получать удовольствие из самых разных источников, но только не от музыки. Однако здесь всё ещё можно было свалить на слуховую невосприимчивость — амузию.
Тогда исследователи выбрали нескольких добровольцев и объединили их в три группы: первая получала от музыки большое удовольствие; вторая — среднее; третья музыку вовсе не воспринимала. Каждой группе предлагали два задания: нужно было оценить собственное удовольствие от музыкального произведения и выполнить некий тест, где за скорость ответа давали денежное вознаграждение. Предполагалось, что оба задания действуют на систему подкрепления и стимулируют выброс нейромедиатора дофамина. Во время тестирования исследователи следили за частотой сердечного ритма и измеряли электропроводимость кожи испытуемых, которая меняется при выделении пота. По обоим показателям можно было сделать выводы об эмоциональном состоянии человека.
Как пишут исследователи в журнале Current Biology, у людей из третьей группы (которые не получали удовольствия от музыки) система подкрепления работала в целом нормально, адекватно реагировала на денежное вознаграждение, но была абсолютно глуха к музыке. При этом с музыкальным восприятием у таких людей всё было в норме. Если продолжить аналогию с иностранной речью, то в этом случае человек различает слова, но они не будят в нём никаких эмоций. Представьте, что фраза «я люблю тебя», произнесённая, например, на английском, вызвала бы у человека бурную эмоциональную реакцию, а произнесённая, скажем, на немецком — ничего, кроме равнодушия, притом что смысл сообщения был бы вполне понятен. Вот то же самое и с музыкальной ангедонией.
Эти данные заставляют иначе взглянуть на работу системы подкрепления, которая пользуется особой популярностью у психологов и нейробиологов. Получается, что она может действовать весьма выборочно и что наши пристрастия могут зависеть от «любовей» и «нелюбовей» подкоркового центра удовольствия.
Что же до того, почему некоторым людям не нравится музыка, то тут ответа пока нет: учёным удалось понять механизм нелюбви, а вот с «почему» очевидные проблемы. Потому что! Хотя, возможно, те, кому не нравится музыка, просто не нашли то музыкальное произведение, которое поразило бы их до глубины души...
Подготовлено по материалам Medical Xpress. Кирилл Стасевич
Амузию можно сравнить с неузнаванием языка, когда человек, слышащий иностранную речь, не может выделить в ней ни слова. Однако это не единственная причина: исследователи из Барселонского университета (Испания) нашли ещё одну и назвали её музыкальной ангедонией. Хосеп Марко-Палларес (Josep Marco-Pallarés) и его коллеги попытались проверить, как разные люди воспринимают музыку и получают от неё удовольствие.
Наше равнодушие к музыке не обязательно говорит о качестве исполнения: возможно, наш мозг просто не настроен на такого рода удовольствие. (Фото Tom & Dee Ann McCarthy.)
Кому-то в музыкальном произведении нравится мелодия, кто-то ищет ритм, кто-то ценит формально-композиционные прелести, кто-то — всё вместе, но, так или иначе, наши впечатления от музыки во многом опираются на чувство удовольствия или неудовольствия. А это значит, что тут задействован комплекс мозговых нервных центров, называемых системой подкрепления и отвечающих за удовольствие, удовлетворение и т. п. И можно было бы предположить, что при некоторых формах музыкальной невосприимчивости проблемы будут как раз с системой подкрепления.
Именно об этом учёные и подумали. Психологические признаки музыкальной ангедонии они выявили с помощью психологического опросника. Некоторые люди, как оказалось, вполне могли получать удовольствие из самых разных источников, но только не от музыки. Однако здесь всё ещё можно было свалить на слуховую невосприимчивость — амузию.
Тогда исследователи выбрали нескольких добровольцев и объединили их в три группы: первая получала от музыки большое удовольствие; вторая — среднее; третья музыку вовсе не воспринимала. Каждой группе предлагали два задания: нужно было оценить собственное удовольствие от музыкального произведения и выполнить некий тест, где за скорость ответа давали денежное вознаграждение. Предполагалось, что оба задания действуют на систему подкрепления и стимулируют выброс нейромедиатора дофамина. Во время тестирования исследователи следили за частотой сердечного ритма и измеряли электропроводимость кожи испытуемых, которая меняется при выделении пота. По обоим показателям можно было сделать выводы об эмоциональном состоянии человека.
Как пишут исследователи в журнале Current Biology, у людей из третьей группы (которые не получали удовольствия от музыки) система подкрепления работала в целом нормально, адекватно реагировала на денежное вознаграждение, но была абсолютно глуха к музыке. При этом с музыкальным восприятием у таких людей всё было в норме. Если продолжить аналогию с иностранной речью, то в этом случае человек различает слова, но они не будят в нём никаких эмоций. Представьте, что фраза «я люблю тебя», произнесённая, например, на английском, вызвала бы у человека бурную эмоциональную реакцию, а произнесённая, скажем, на немецком — ничего, кроме равнодушия, притом что смысл сообщения был бы вполне понятен. Вот то же самое и с музыкальной ангедонией.
Эти данные заставляют иначе взглянуть на работу системы подкрепления, которая пользуется особой популярностью у психологов и нейробиологов. Получается, что она может действовать весьма выборочно и что наши пристрастия могут зависеть от «любовей» и «нелюбовей» подкоркового центра удовольствия.
Что же до того, почему некоторым людям не нравится музыка, то тут ответа пока нет: учёным удалось понять механизм нелюбви, а вот с «почему» очевидные проблемы. Потому что! Хотя, возможно, те, кому не нравится музыка, просто не нашли то музыкальное произведение, которое поразило бы их до глубины души...
Подготовлено по материалам Medical Xpress. Кирилл Стасевич
Комментариев нет:
Отправить комментарий