В последние два десятилетия Южный Урал преподносит множество археологических сенсаций это и «Усатые курганы», и дольмены острова Веры, и геоглиф «Лось».
Все найденные артефакты уникальны, и в какой то степени стали основой к пересмотру догматичных взглядов на древнюю историю Южного Урала, кои полностью исключали даже сам факт существования чего-то подобного. И вот теперь очередная находка, которая явно не вписывается в классическую модель и грозит обернуться новой сенсацией! На территории Челябинской области поисковиками обнаружены каменные сложения, напоминающее языческие святилища древних северян — сейды!
Где-нибудь на Кольском полуострове такими каменными сооружениями уже никого не удивишь. Там ученые уже давно пришли к выводу, что подобные конструкции возводили представители народности саами во втором тысячелетии до нашей эры. Они служили своеобразными капищами, где люди приносили в жертву животных.
Однако члены движения «Таинственный Урал» обнаружили аналогичные образования и на Южном Урале неподалеку от Златоуста в районе Александровской сопки. Их видели и раньше, но многие ученые полагали, будто мегалиты имеют природное происхождение и образовались в результате схода ледника. У челябинских искателей совсем другое мнение.
- Если предположить, что тысячи лет назад горы были выше, шире и в целом больше, то падение столь массивной плиты не осталось бы для нее без каких-либо последствий, скорее всего – массив бы раскололся, — сообщает член движения «Таинственный Урал» Андрей Любушкин. — К тому же, удивляет удивительная симметричность расположения непропорциональной плиты, если бы волей случая она была двинута чуть-чуть правее или левее, то вряд ли бы она устояла, а в том виде, что объект сохранился до наших дней – почти идеальное расположение, что также является косвенным признаком искусственного происхождения объекта.
Сейчас перед южноуральскими исследователями стоит очень важная задача – провести подробный анализ южноуральских сейдов и сравнить их с мегалитами в Карелии и в других северных районах Евразии. Всех их объединяет ряд факторов, многие из которых стоят на грани науки, мистики и фантастики. Например, некоторые сейды оказывают психоэмоциональное воздействие на людей, иные, по словам этнографов, исцеляли болезни, а третьи, и вовсе – пели. Ветер проходил под большим валуном, и создавалось впечатление, будто кто-то поет высоким и красивым многоголосьем.
- В зависимости от силы ветра и наклонения неустойчиво расположенного камня изменяется и тональность звуков – данная находка фактически подтверждает возможное использование сейдов и как резонаторов акустических колебаний – необходимой «опции» любого значимого религиозного объекта, — поделился Андрей Любушкин. — Сложно представить, что творилось в головах саами, когда камень начинал «петь», как тут не поверить в силу шамана и то, что их камень «реально работает».
По словам искателей, их группа продолжит собирать информацию, ведь если подтвердится, что странные камни «на подставке» — это сейды, аналогичные северным, то такой факт перевернет представление ученых о жизни народов, населявших Южный Урал тысячи лет назад. Возможно, эта сенсация станет не меньшей, чем находка знаменитого геоглифа лося или дольменов на острове Веры.
Справка
Обращаясь к теме сейдов, следует заметить, что это принятое в русской литературе название не совсем корректно. У саамов сейдами чаще всего назывались священные места природного происхождения – скалы, озера, горы. Поэтому, например, соотносить с культом каменных сложений, упоминания культа сейдов будет некорректно, но несмотря на это несоответствие, ввиду устоявшейся традиции и во избежание путаницы, под термином сейд здесь будут подразумеваться как каменные сложения.
Каменные сейды, на сегодняшний день, являются наименее изученными культово-историческими памятниками севера Европейской части материка. Сейды представляют собой несколько типов каменных сложений, чаще всего из которых встречаются крупные валуны, установленные на несколько небольших камней-опор, и валуны отмеченные сверху одним или несколькими меньшими камнями — турами. Основная сложность в процессе исследования этих объектов заключается в фактическом отсутствии письменных источников и археологических находок близ объектов изыскания.
В связи с чем научное сообщество до сих пор не пришло к определенному консенсусу в вопросе датировки происхождения сейдов, но зарубежные исследователи склонны относить их появление к бронзовому веку, примерно, к середине 2 тыс.лет до н.э. Впервые в шведской археологии сейды как жертвенники упоминаются в работе Гуннара Вестина «История Верхнего Норрланда», его работа была опубликована в 1962 г. несмотря на то, что тогда никаких находок возле сейдов сделано не было, но тем не менее эти конструкции были отнесены исследователем к периоду бронзового века, поскольку располагались вблизи могильников этой эпохи.
В 1968 году Эверт Бодоу в своей работе «Древние поселения на побережье Онгерманландии» называет сейды «горизонтально расположенными алтарями». Исследованные им сейды также располагались вблизи каменных курганов бронзового века. Впрочем, Бодоу более осторожен в выводах о датировке и относит их «ко времени от раннего бронзового века до железного века». В России датировку сейдов располагают от неолита до начала новой эры.
На территории Русского Севера наиболее изучены комплексы сейдов на горах Воттоваара, Кивакка и островах Кузова. Комплексы сейдов Кольского полуострова ввиду удаленности и труднодоступности многих из них остаются малоизученными. Таким образом, можно заключить, что на данный момент историки не могут дать точного ответа ни на вопрос о том, кто построил сейды, ни о том, когда возводился мегалит. Вопрос об этнической принадлежности сейдов также остается открытым, при этом упоминания о сейдах есть в фольклоре всех народов северной Европы – Саамов, Финнов, Карел, Шведов.
В Российской части ареала распространения сейдов сохранились лишь незначительные фольклорные упоминания о культе некоторых из них. Можно лишь заключить, что сейды были значимы для достаточно узкой этнической группы, имеющей общие религиозно-культовые правила. Исследователями было отмечено, что сейды имеют схожую «архитектуру», видимо, размещение валуна было обусловлено конкретной «задачей» сейда, его предназначением коих спектр был крайне широк…
Аномалии сейдов
В мировозрении древних саамов сейды являлись обителью духов, что наделяло камни всевозможными сверхъестественными способностями. Согласно формулировки известного исследователя саамского шаманизма Николая Волкова:«..сейды как вещественное выражение древнейших верований саамов распространены были в равной мере как среди саамов России, так и зарубежных. Сейд обычно являлся объектом почитания всего селения и, по-видимому, был связан с почитанием предков-родоначальников.
Есть основания полагать, что распространение сейдов зависело от распространения охотничьих и рыболовных угодий. Есть упоминания, что с возникновением оленеводства благодетельное влияние сейдов распространено также и на стада прирученных оленей. Указываемые ныне сейды расположены вблизи рыболовных и охотничьих угодий саамов. Первоначально сейды были, несомненно, родовыми фетишами.
По мере дробления родовых угодий сейды превращались в семейные фетиши. Сейд, в отличие от вещественных объектов магии, является объектом поклонения и почитания…». В преданиях не сохранилось упоминаний о том, как и кто строил сейды, нет упоминаний и об обращении в сейд путем применения «магии» — что достаточно обыденно для преданий северян. Есть информация о проведении обрядов, и именно от них можно сделать вывод, о том что строились сейды в «до мифологические» времена.
В подтверждение этой смелой теории можно принять не только отсутствие у официальной науки точной информации по датировке каменных исполинов, но и суть культовых обрядов, так в древних легендах о сейдах упоминаются эпизоды о необходимости преподношения сейду человеческих жертвоприношений, однако, обряд человеческого жертвоприношения абсолютно не характерен для саамов, и позже вовсе был заменен на обряд жертвоприношения животных. Такой свободный подход к культовому обряду наводит на мысль, что культ сейдов не принадлежал саамам изначально, а являлся адаптированным религиозно-культовым обрядом, принятым от других этнографических групп.
Если взглянуть на магию сейдов с позиций современных знаний о природе и человеке, в первую очередь невозможно не обратить внимание на некоторые аномальные феномены, связанные с сейдами. К таковым можно отнести субъективные ощущения некоторого психического воздействия как позитивного, так и отрицательного, странные проблемы, возникающие с фото и видео техникой. В основном с подобными «фокусами» исследователи сталкиваются на т.н. «Плато сейдов», расположенном на горе Воттоваара.
Вероятно, что аномальная активность связана с тем, что комплексы располагались в так называемых «местах силы», местах, где проявлялись необычные свойства Земли связанные с её геологическим строением.
Учитывая особенности геологии Кольского полуострова можно, например, объяснить целебные свойства некоторых сейдов (о которых ходят слухи) выходом из недр земли слаборадиоактивного природного газа радона, оказывающего благотворное влияние на организм. Интересной особенностью воздействия сейдов на психику человека можно проследить в статистике распространения «шаманской болезни», т.н. мерячение (психоз, выражавшейся в спонтанном впадении в транс, как отдельных индивидуумов, так и одновременно целых групп людей) ранее распространенный в Скандинавии и Карелии.
Кстати, как уверены исследователи шаманизма, именно людей подверженных мерячению шаманы отбирали себе в будущих учеников, кои позже становились служителями культа сейда. Возможно, причиной аномального воздействия на психику связано с воздействием на человека в полярных условиях редкоземельных и радиоактивных руд. Непонятно лишь откуда «строители» знали точные координаты возведения сейда, дабы сличить его с «местом силы». Однако помимо техники и человеческой психики есть интересные факты, указывающие о воздействии сейдов на окружающую природу.
Например, на склоне небольшой сопки в центре Кольского полуострова имеется несколько странных сейдов вокруг которых не растет ягель. В тундре можно встретить подобные проплешины, в которых иногда застаивается вода и по этой причине мох не растет, оставляя каменистое или грунтовое дно, но в данном случае причиной тому — сейд. В другом случае огромный сейд в виде поставленного на ребро кубического камня, неустойчиво балансирующего опираясь на небольшой валун, оказывает некое воздействие на траву растущую под его уклоном примерно в метре от самого мегалита — трава растет под углом, копируя наклон сейда, как будто её рост идет вдоль неких гипотетических «силовых линий» валуна.
Биолокационные исследования проведенные кандидатом медицинских наук С.Н Зеленцовым у сейдов расположенных в районе Сейдозера в Ловозерских тундрах позволили выявить наличие в исследуемых районах так называемых ГАЗ «геоактивных зон». Биолокацией были выявлены зоны диаметром 2.5-3м вокруг сейда, в которых отклоняются биорамки. Сторонники «факультативных» методов познания поспешили объявить сэйд генератором мощных энергетических полей. Но опыт с биорамкой всего лишь свидетельствует о том, что культовое каменное сложение расположено на пересечении подземных водных потоков. В данном случае биолокационные исследования позволяют указать отличие «чего-то» от фона, но вот отличия «чего» — сказать сложно. Использование биолокации в чем-то сродни использованию электричества: далеко не каждый включающий лампочку знает теорию возникновение тока в проводниках, но всем известно его действие на вольфрамовую спираль в стеклянной колбе.
Кроме биолокационных отклонений, было выявлено, что один из сейдов Воттоваары является и источником магнитной аномалии – стрелка компаса вокруг этого сейда буквально движется по кругу. Является сам камень магнитной аномалией или просто поставлен над ней остается невыясненным. Но сам факт связи различного рода аномалий на местах культовых каменных сложений наводит на мысль о гораздо больших познаниях древних, в том числе и о магнитных свойствах Земли, нежели мы привыкли думать, ведь что бы разместить сейд в нужном месте, нужно было точно определить конкретную точку и не ошибиться, каким образом пращуры этого достигали – неизвестно.
Вероятней всего объяснение феномена сейдов лежит в консолидации сразу нескольких направлений: воздействие особых геологических факторов, влияние формы и расположения на психику человека и природу. Вполне возможно, что воздействие геологических факторов сочеталось с какими-либо космическими ритмами, например: фазами Луны, равноденствиями, многодневными полярными зорями, и специально усиливалось сейдами, как некими доисторическими «техническими устройствами». Как известно, некоторые западноевропейские мегалиты менгиры и кромлехи при восходе первых лучей солнца определенным образом «звучат» в ультразвуковом диапазоне, возможно, что и полярные сейды возводились с учетом подобных возможностей.
Акустические свойства сейдов подтверждаются находкой летом 2004года в районе карельского города Кемь экспедицией «Петрозаводской Академии Меганауки», так называемого «поющего камня» – древнего сейда установленного на вершине сопки так, что воздушные потоки проходя под камнем издавали звуки напоминающие пение. В зависимости от силы ветра и наклонения неустойчиво расположенного камня изменяется и тональность звуков – данная находка фактически подтверждает возможное использование сейдов и как резонаторов акустических колебаний – необходимой «опции» любого значимого религиозного объекта. Сложно представить, что творилось в головах саами, когда камень начинал «петь», как тут не поверить в силу шамана и то что их камень «реально работает»!
В общих чертах можно сказать, что древние обладали знанием и пониманием свойств Земли, позволяющим им создавать практически универсальные комплексы для воздействия на человека, так возможно в определенные дни можно было излечиться от болезней, в другие пообщаться с духами (опять намек на саамское «мерячение»), а в следующие лучше вообще не появляться, либо находиться ограниченно. Вполне возможно, что сейды использовали примерно также как в современной медицине используются радиоактивные элементы, рентген, ультрафиолет – губительные по сути, но в определенных условиях излечивающие.
Возможно знание этих «определенных условий» и есть основа понимания сейдов, в последствии утраченная. А тот культ, что дошел до наших дней есть ничто иное как попытки реанимации культа сейдов. Посудите сами в преданиях приводятся основные свойства сейдов, их особенности, так к примеру, к некоторым сейдам запрещено приближаться — атавизм знания о цикличности «работы» сейдов. К другим нужно приносить жертвы для удачи на охоте и здоровья — остатки знания о укрепляющем и оздоровительном воздействии комплексов на организм и психику перед охотой. Возле сейдов нельзя шуметь — если учесть что неустойчивые сейды могли быть и резонаторами акустических колебаний, инфра- и ультра– звуковых, подобно другим мегалитам, этот запрет вполне объясним: посторонний шум мог нарушить эти колебания с нежелательными последствиями для посетителя. Список можно продолжить… Источник
Комментариев нет:
Отправить комментарий