суббота, 7 марта 2015 г.

КОРОНОВАННЫЕ СЛАСТОЛЮБЦЫ


Всем известны слова «гарем» и «терем». Оба они происходят от арабского «харам» - «запретное», которое означает «женское помещение в мусульманском доме». Вход посторонним сюда категорически запрещен. На Руси роль этой «золотой клетки» исполняли терема. В них женщины также не знали нужды, но при этом всецело зависели от своего повелителя. 

ТЕРЕМ - ЭТО ТЮРЬМА?
От слова гарем - терем происходит, как считают лингвисты, и слово «тюрьма». И. Забелин в своей «Истории города Москвы» писал, что Теремной дворец Кремля московские хронографы называли Тюремным дворцом. И в этом также нет ничего удивительного: обитательницам терема - гарема выход в люди был сильно ограничен.

В середине VII века на границе со славянскими княжествами образовался весьма грозный сосед  - Хазарский каганат. Для обеспечения безопасности своих земель русские князья вынуждены были платить дань и отдавать в гаремы каганата своих дочерей. Но как только Русь окрепла, сами русские князья стали по примеру соседей забирать в полон дочерей их правителей и заводить с ними семьи. Только держали они своих жен не в гареме, а в тереме. Хотя даже по созвучию видно, что это, по сути, было одно и то же.

ПОХОЖДЕНИЯ КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА
Князь Владимир Красное Солнышко вошел в историю как владелец самого большого гарема среди русских правителей. По преданию, у него было 5 жен и 800 наложниц.

Древнерусский летописец в Повести временных лет рассказывал о нем так: «а наложниц было у него 300 в Вышгороде, 300 в Белгороде и 200 на Берестове… И был он ненасытен в блуде, приводя к себе замужних женщин и растляя девиц».

Конечно, может быть, слухи о любвеобильности русского князя сильно преувеличены и 800 наложниц - это прислуга его 400 дружинников (по две на каждого), но не вызывает сомнений, что князь Красное Солнышко менял женщин гораздо чаще, чем рукавицы.

Сам Владимир появился на свет в результате порочной связи князя Святослава с рабыней Малушей, ключницей княгини Ольги. Клеймо незаконнорожденного уязвляло самолюбие князя и не раз мешало ему во взаимоотношениях с иностранной знатью. Когда 18-летний Владимир решил взять себе в союзники Полоцк, он попросил у правившего этим городом варяга Рогволода руки его дочери Рогнеды. Но гордая варяжская дочка отвергла его притязания, заявив, что за сына рабыни она никогда не пойдет. Отказ привел князя в ярость. Он напал на Полоцк, убил Рогволода, двух его сыновей и взял Рогнеду в жены силой.

Спустя некоторое время князь Владимир захотел взять себе в жены дочь «князя Корсунского града». Тогда крымская крепость Корсунь (Херсонес) принадлежала Византии и управлялась императорским наместником. Этот наместник имел неосторожность грубо отказать князю Красное Солнышко, не желая родниться с язычником. И тоже жестоко поплатился за это: «А князя корсунского и с княгинею поймал, а дщерь их к себе взял в шатер, а князя и княгиню привязал у шатерной сохи и с дщерию их пред ними беззаконство сотворил. И по трех днях повелел князя и княгиню убить, а дщерь их за боярина Ижберна дал со многим имением, а в Корсуни наместником его поставил…»

После этого сам византийский император не посмел отказать князю Владимиру, когда тот посватался к его дочери Анне и предложил Корсунь в качестве выкупа за невесту. Император согласился, поставив условие, что Владимир примет христианство. Именно после этих событий в Россию пришло православие.

УКАЗЫ И ТРАДИЦИИ
Однако даже после принятия христианства русские правители не отказались от наложниц и не очень-то стремились блюсти верность единственной законной супруге. Разумеется, на их поведение влияли нравы многочисленных выходцев из стран, где многоженство не считалось грехом.

Когда в 1313 году в Орде к власти пришел хан Узбек, он стал мечом насаждать ислам в своей стране. Отказавшиеся обратиться в мусульманство, в том числе 70 царевичей Чингизидов, были казнены. Множество татар бежали в Московию. Известные русские дворяне: Черкасские, Сулешевы, Юсуповы, Бутурлины, Татищевы - это потомки татарских мурз, перешедших со своими улусами на служение московскому царю. Они-то и принесли в свою новую страну свои традиции, в том числе гаремы и ношение чадры женской частью двора. Конец этому положил только Петр I. В изданной в 1896 году в Петербурге 9-томной энциклопедии под редакцией Г. Гельмольта «История человечества. Всемирная история» сообщается: «Петр вмешался даже в семейную и общественную жизнь. Он не допускал женских теремов и не терпел прежнего обычая закрывания женских лиц. Он требовал, чтобы женщины не жили более взаперти на манер азиатов, но чтобы они свободно ходили по-европейски». Следует уточнить, что такие обычаи существовали только на территории Московии, тогда как в остальной Руси их не было.

ДЕВСТВЕННИЦЫ ДЛЯ ПЕТРА ВЕЛИКОГО
В отличие от князей, русские цари гаремов не содержали. Зато имели многочисленную прислугу, среди которой было немало молодых привлекательных наложниц. Царь Иоанн Грозный только официально имел семь жен, причем две из них - Анна Васильчикова и Василиса Мелентьева - до брака были его наложницами. А уж сколько всего наложниц было у Иоанна - неизвестно, но, думается, немало.

Любопытную историю рассказывают и о визите Петра I во Францию в 1717 году. Приглашенный регентом в оперу, царь там заскучал и поинтересовался: можно ли найти среди актрис девственниц для немедленного употребления. Этого ему гарантировать никто не смог. Разочарованный русский император, не дождавшись окончания представления, уехал в середине четвертого акта.

Зато в России для его употребления гарантировалась практически каждая. В поездках Петра обычно сопровождал небольшой гарем метресс, и помехой ему не стала даже женитьба на Екатерине. Царица сама посылала Петру девушек из своего окружения. Из внебрачных связей царя Петра наибольшую известность получила его интрижка с 15-летней Марией Гамильтон. 14 марта 1719 года ее прилюдно казнили на площади за воровство драгоценностей у царицы и умерщвление детей. Двоих она вытравила во чреве, а третьего, уже родившегося, утопила. После казни государь поднял отсеченную голову Марии и поцеловал в еще не остывшие губы, а затем распорядился заспиртовать ее и выставить в Кунсткамере. Говорят, что Петр I так жестоко обошелся со своей бывшей фавориткой, поскольку полагал, будто убитые Гамильтон младенцы были зачаты ею от него.

СОВЕСТЛИВЫЕ САМОДЕРЖЦЫ
Надо сказать, что русские цари и царицы от внебрачных детей не отрекались. Иван Мусин-Пушкин, внебрачный отпрыск благочестивого царя Алексея Михайловича, стал боярином. Императрица Анна Иоанновна имела детей от Эрнста Бирона, которые официально считались детьми Бирона и его законной супруги. Екатерина II имела детей от польского посланника Станислава Понятовского, графа Григория Орлова и от Григория Потемкина. Павел I уж на что считался строгих нравов, и то имел сына от княгини Софьи Чарторыжской и сына от Анны Лопухиной. Причем он даже соединил свою спальню с комнатой Лопухиной потайным ходом и учредил в честь любовницы орден Святой Анны. Про Александра I говорили, что он любил всех хорошеньких женщин, исключая свою супругу, императрицу Елизавету Алексеевну. Александр имел несколько детей от графини Софьи Нарышкиной. А одна из фавориток Николая I, Елена Цвиленева родила императору аж восемь детей, получивших фамилию Николаевы. Но самым порядочным из императоров оказался Александр II, который узаконил своих внебрачных детей и женился на их матери, княжне Екатерине Михайловне Долгоруковой после кончины своей супруги императрицы Марии Александровны. Ну а самым верным считается Николай II. Будучи в браке, он даже ни на кого не заглядывался, кроме своей супруги. И надо же такому случиться, что именно при нем монархии в России пришел конец.

Олег ЛОГИНОВ

Комментариев нет:

Отправить комментарий