Новая выставка в Музее импрессионизма во французском Живерни представляет художника в совершенно ином свете
Наделенный природным талантом молодой рисовальщик Эдгар Дега в художественной школе учился недолго, но отточил свое мастерство, рисуя копии картин великих мастеров прошлого. Подобно своему близкому другу Мане, Дега был немного старше большинства «новых художников» — среди которых были Моне, Ренуар, Сислей, прозванных «импрессионистами» после их новаторской и эпохальной коллективной выставки в Париже в 1874 году. В отличие от Мане, Дега официально присоединился к импрессионистам, приняв участие в семи выставках группы из восьми в период с 1874 по 1888 годы — хотя термин «импрессионист» (поначалу встречавшийся в колких замечаниях критиков) ему не нравился, и, по словам кураторов экспозиции, в отношении Дега он на выставках никогда не использовался.
Подобно другим художникам, Дега рисовал сцены из современной жизни, но в отличие от них, он очень редко писал пейзажи, предпочитая интерьеры и искусственное освещение театров и балетных студий. Его пейзажи — например, написанные в 1869 году великолепные пастели с изображениями морского побережья — почти никогда не создавались на пленере, поскольку художник любил рисовать у себя в студии, работая по памяти или на основе записей.
Он создавал смелые перспективы и предлагал неожиданные ракурсы — например, танцовщица, изображенная художником, будто бы сидящим под потолком (на картине «Балет» или как ее еще называют «Звезда», написанной около 1876 года). Или картина «Хлопковая контора (Новый Орлеан)», на которой изображены 14 персонажей, находящиеся в конторе хлопковой биржи, принадлежавшей его дяде. Дядя изображен в центре картины и почти упирается коленом в раму. Но если танцовщицы на его картинах часто излучают мерцающие блики, создавая иллюзию характерной для импрессионизма спонтанности, то стиль офиса хлопковой конторы явно определяется чем-то другим.
Дега нравилось изображать не столько быстро исчезающие блики света, сколько движение — будь то танцовщиц или беговых лошадей — и применять в своих картинах методы, придуманные такими пионерами-экспериментаторами в области черно-белой фотографии как Этьенн-Жюль Марей (Étienne-Jules Marey) и Эдвард Мейбридж (Eadweard Muybridge). Импрессионисты появились на фоне таких вдохновляющих открытий, как фотография, паровые двигатели, теория цвета, калейдоскоп. Импрессионистам потребовалось менее двух десятилетий, чтобы изменить историю искусства. К концу 1880-х годов импрессионисты пошли своим путем — тогда в мире живописи появились пуантилисты и наби.
После 1892 года Дега больше не выставлял свои картины, а после того, как стал терять зрение, сосредоточился на скульптуре и пастелях с изображением танцовщиц и обнаженных моделей, называя эти работы «разноцветными оргиями». А учитывая живописную манеру его картины «Танцовщицы» (Отдыхающие танцовщицы), написанной примерно в 1898 году, его даже можно было бы назвать начинающим фовистом.
Наделенный природным талантом молодой рисовальщик Эдгар Дега в художественной школе учился недолго, но отточил свое мастерство, рисуя копии картин великих мастеров прошлого. Подобно своему близкому другу Мане, Дега был немного старше большинства «новых художников» — среди которых были Моне, Ренуар, Сислей, прозванных «импрессионистами» после их новаторской и эпохальной коллективной выставки в Париже в 1874 году. В отличие от Мане, Дега официально присоединился к импрессионистам, приняв участие в семи выставках группы из восьми в период с 1874 по 1888 годы — хотя термин «импрессионист» (поначалу встречавшийся в колких замечаниях критиков) ему не нравился, и, по словам кураторов экспозиции, в отношении Дега он на выставках никогда не использовался.
Подобно другим художникам, Дега рисовал сцены из современной жизни, но в отличие от них, он очень редко писал пейзажи, предпочитая интерьеры и искусственное освещение театров и балетных студий. Его пейзажи — например, написанные в 1869 году великолепные пастели с изображениями морского побережья — почти никогда не создавались на пленере, поскольку художник любил рисовать у себя в студии, работая по памяти или на основе записей.
Он создавал смелые перспективы и предлагал неожиданные ракурсы — например, танцовщица, изображенная художником, будто бы сидящим под потолком (на картине «Балет» или как ее еще называют «Звезда», написанной около 1876 года). Или картина «Хлопковая контора (Новый Орлеан)», на которой изображены 14 персонажей, находящиеся в конторе хлопковой биржи, принадлежавшей его дяде. Дядя изображен в центре картины и почти упирается коленом в раму. Но если танцовщицы на его картинах часто излучают мерцающие блики, создавая иллюзию характерной для импрессионизма спонтанности, то стиль офиса хлопковой конторы явно определяется чем-то другим.
Дега нравилось изображать не столько быстро исчезающие блики света, сколько движение — будь то танцовщиц или беговых лошадей — и применять в своих картинах методы, придуманные такими пионерами-экспериментаторами в области черно-белой фотографии как Этьенн-Жюль Марей (Étienne-Jules Marey) и Эдвард Мейбридж (Eadweard Muybridge). Импрессионисты появились на фоне таких вдохновляющих открытий, как фотография, паровые двигатели, теория цвета, калейдоскоп. Импрессионистам потребовалось менее двух десятилетий, чтобы изменить историю искусства. К концу 1880-х годов импрессионисты пошли своим путем — тогда в мире живописи появились пуантилисты и наби.
После 1892 года Дега больше не выставлял свои картины, а после того, как стал терять зрение, сосредоточился на скульптуре и пастелях с изображением танцовщиц и обнаженных моделей, называя эти работы «разноцветными оргиями». А учитывая живописную манеру его картины «Танцовщицы» (Отдыхающие танцовщицы), написанной примерно в 1898 году, его даже можно было бы назвать начинающим фовистом.
Оригинал публикации: Was Degas Really an Impressionist?
Комментариев нет:
Отправить комментарий