среда, 9 июля 2014 г.

«Чем дольше живем в ЕС, тем хуже»


В Финляндии не в восторге от политики Евросоюза

В Финляндии отношение к россиянам в целом сдержано-доброжелательное. Но нет-нет, да и проскочит с некоторых пор в общении некое неприятие; прозвучит в ответ на просьбу подсказать дорогу, например, к православному Успенскому храму в Хельсинки, вопрос с ехидцей в голосе: «Замаливать свой грех за аннексию Крыма?»...
В Суоми внимательно следят за событиями на Украине. Вокруг «украинского вопроса» сломано в последние месяцы не одно копьё в парламенте, а также в среде политиков, журналистов. О чем в беседе с корреспондентом «СП» поведал известный в стране политический обозреватель Энтеро Еерола (Antero Eerola).
Общались мы с ним в хельсинском кафе, расположенном в трех шагах от парламента страны. Благодаря чему само кафе давно обрело среди местных негласный статус «депутатского». Многие финские знаменитости из числа народных избранников регулярно захаживают сюда на чашечку кофе. Или как вот Энтеро - дать интервью.
─ По профессии я журналист, – начал он. - Работал, в том числе, политическим обозревателем. Был собкором телерадиовещательной компании Финляндии в Москве. В 2011 году меня из компании уволили по политическим причинам.
«СП»: - Можно узнать, что послужило причиной – какая-то ваша ошибка в репортаже, интервью?
─ Совсем нет. Наши политики из Консервативной партии давно и очень сильно критикуют здесь, в Финляндии, Россию. За её неверную на их взгляд внешнюю политику. Я, находясь в Москве, решил побеседовать с депутатом Госдумы РФ Константином Косачёвым, он был в то время председателем комитета по международным делам. Спрашивал, что он думает, в частности, об угрозе безопасности Европы, исходящей, как считают на Западе, от России. Косачёв ответил в том смысле, что у финских политиков неверная информация о происходящем в его стране. Вот за эту беседу с ним, мне, по возвращении на родину, без долгих разбирательств и каких-либо объяснений отказали в продлении договора…
«СП»: - Быстро, однако, у вас «делают выводы»!.. А с теми, кто активно пишет сейчас в газетах, на сайтах, вещает с телеэкранов о событиях на Украине, тоже не церемонятся? Кстати, много ли пишут и говорят об украинском кризисе?
─ Достаточно много, но в основном односторонне. Потому что официальная позиция правительства Финляндии - это я хочу отметить с сожалением – такая же, как у Евросоюза. Хотя это не конструктивно. Говорят, например, о санкциях против России. Но разве это решение, чтобы вывести Украину из кризиса? И причем вообще здесь Россия, если это Украина воюет против своего народа!
Кроме того, у Финляндии к РФ своё отношение. У нас общая граница протяженностью более 1300 км и во многом по этой причине совсем иной интерес, чем к другим странам Евросоюза - политический, культурный, между людьми. К счастью, у нашего нынешнего президента Саули Нийнистё более конструктивное отношение к РФ. Он говорит: если ЕС решает, что надо отказаться от двусторонних встреч с ведущими российскими политиками, то это не касается президента Финляндии.
«СП»: - Но он один, как я понимаю, явно не справляется с проамериканским парламентом Суоми…
─ Частично, да, так и есть. У нас сейчас новый премьер-министр Александер Стубб, его только-только назначили. И он очень проамериканский господин. Интересно, что Стубб и президент Нийнистё из одной партии... Новый премьер выступает, к сожалению, против интересов Финляндии. Наша партия «Левый союз», в которой я состою много лет, критикует эту политику. Мы откровенно говорим о том, например, что происходит сейчас на Украине. А там есть очевидные элементы политического террора. Идут погромы против коммунистов. Ультраправые маршируют по улицам. И даже в правительстве есть партия, которую можно охарактеризовать, как фашистская.
Хотя мы в Финляндии стараемся не употреблять слово «фашизм», оно очень жесткое. Мы говорим обычно - ультраправые. Мы критикуем подобные партии внутри Евросоюза. А на Украине они являются союзниками ЕС. Имею в виду в первую очередь партию «Свобода». Это, по-моему, позор.
«СП»: - Как рядовые граждане Финляндии относятся к событиям на Украине?
─ У нас в прессе, к сожалению, много необъективной информации о том, что там происходит. Очень четко позиционируются «плохие» и «хорошие». Россия, Путин – плохие. Потому что Путин - империалист. Мои коллеги забыли основные принципы западной журналистики, в основе которых независимость и объективность. Когда есть конфликт, нужно слушать обе стороны. Сейчас, увы, слушают только одну - Украинско-Западную. Например, когда 21 февраля в Киеве стреляли, погибли почти 100 человек, об этом тогда много говорили в нашей прессе. Сейчас в Луганске, Донбассе украинское правительство убивает своих сограждан, гибнут сотни людей, и у нас об этом почти ничего и нигде не узнать.
«СП»: - Трагедию в Одессе 2-го мая, где заживо были сожжены десятки мирных жителей, освещали подробно?
─ Нет, тоже посчитали «некрупным делом».
«СП»: - А понимают в Финляндии, что на Украине свои интересы ищет и защищает, в том числе, военной техникой, подстрекательством к убийству мирных граждан, США, а не Россия?
─ Не понимают. Интересно, что в британской, американской прессе об этом (интересе США на Украине – авт.) пишут очень много. Там ещё сохраняется та самая свободная западная пресса. А в Финляндии – не пишут, не говорят. В какой-то степени это связано ещё и с тем, что у нас очень мало журналистов, которые говорят по-русски и, тем более, по-украински. Они просто не понимают, что там происходит. Пользуются западными источниками. Скажем, моя добрая знакомая из популярной газеты «Вечерние вести» говорит, что её основная задача сейчас - «предупреждать читателей о российском империализме».
«СП»: - С чего вдруг, извините, Россию стали считать империей зла?
─ Из-за того что Россия захватила Крым
«СП»: - Не захватила, а вернула его на историческую Родину, исходя из чаяний подавляющего большинства жителей Крымского полуострова!
─ Да, да, конечно, но некрасиво сделали.
«СП»: - А, по-моему, так очень хорошо - без единого выстрела, без крови, одним референдумом. Странно, вот вы за Россию, а тоже считаете, что Путин с Крымом «сделал что-то не то»…
─ Я не за Россию! Я, прежде всего и всегда, за Финляндию! Считаю, что у нас должны быть хорошие добрососедские отношения. Потому что нам это выгодно. Если бы не было у нас соседки-России, русских туристов, то наша экономика давно бы рухнула. И политика санкций, которую проповедует Евросоюз, это все рано, что стрелять в себя. Что касается Крыма. Вы говорите, вернули его? Может быть, тогда Финляндии вернуть Карелию? А Румынии – Молдову, часть Польши - Германии?.. Долго можно перечислять.
У нас до Второй мировой войны были Аландские острова. После войны люди там проголосовали за возвращение в Швецию. Но согласно международному праву было решено оставить острова в составе Финляндии. Тоже не было красиво сделано, да? Но это - факт. Спорить тут не о чем. И вернуть Крым Украине тоже теперь невозможно, вопрос решен. На мой взгляд, надо смотреть вперед.
«СП»: - У вас в стране рады, что вошли в Евросоюз, в зону евро?
─ У нас большой ошибкой считали и считают переход на евро. Мы называем её «колхозной валютой». У нас в середине 1990-х годов была мощная кампания протии евро. Большинство граждан выступали против отмены финских марок, а вся элита, наоборот, «за». Многие годы элита вела активную пропаганду за вступление в ЕС. А, например, наша партия выступала «против». Сейчас в Финляндии растет критика в адрес ЕС. Кризис в Греции, Португалии, Ирландии, Испании показали, что такое в действительности этот самый Евросоюз. Платим теперь из своего кармана за нормализацию в экономике этих стран.
«СП»: - Но в самой Финляндии люди зажили лучше?
─ Хуже. Жизнь стала дороже. Растет безработица. При этом наш парламент решения не принимает, все решается в основном в Брюсселе.
«СП»: - С коллегами из других стран Европы общаетесь?
─ Да, конечно. За рубежом много единомышленников. Посмотрите на результаты недавних выборов в Европарламент. Там есть представители правых, которые очень скептически относятся к перспективам развития ЕС. Левая фракция в Европарламенте сейчас больше, чем когда-либо. Думаю, народы Европы недовольны тем, что у Брюсселя слишком большая концентрация власти. Какой-то новый Советский Союз, только на этот раз капиталистический.
«СП»: - Я бы сказала иначе: новая имперская Германия…
─ Как у нас говорят, во времена СССР был реальный социализм. А реальный капитализм нынешнего дня – это ЕС.
Свобода передвижения между государствами, сотрудничество разных стран и народов, безусловно, полезно и нужно. Но полунищий Евросоюз, который к тому же контролирует всех и вся, общая политика, общая валюта – такой Союз нам точно не нужен.
Наша экономика не растет. И одна из главных причин тому – то, что мы находимся в еврозоне. Лес, металлургия, Nokia – вот что было нашими приоритетами в экономике. Nokia уже нет, продана за копейки американцам. И в сельском хозяйств всё решает теперь у нас ЕС.
«СП»: - Возвращаясь к насущному вопросу текущего момента – об Украине - какой выход вы видите из той ситуации?
─ Выход один - все стороны должны сидеть за столом переговоров, никакого оружия, блокад, угроз.
«СП»: - Но правительственные войска совместно с так называемой национальной гвардией, сформированной преимущественно из боевиков «Правого сектора», убивают не только ополченцев, но и мирных людей своего Юго - Востока, как сидеть с ними за одним столом?
─ Финляндия и Советский Союз тоже когда-то воевали друг с другом («Зимняя война», 1939/40 гг. – авт.). Сколько погибло там с обеих сторон людей! Но мы ведь смогли сесть за стол переговоров. Много десятков лет после этого у нас поддерживаются добрососедские отношения. Значит, это возможно и на Украине.
На мой взгляд, Финляндия может и должна сыграть конструктивную роль в ЕС, воздействуя на коллег из других стран в том, что касается урегулирования данного геополитического кризиса.
«СП»: - Играет?
─ Боюсь, не полностью. У нас, как я уже говорил, премьер-министр проамериканский, вот в чем беда. Да, президентские выборы на Украине не были легитимными. Но это теперь факт. Как и присоединение Крыма к России. И надо влиять на президента Порошенко таким образом, чтобы он нашел выход из затянувшегося кризиса. А выход в том, чтобы Украина стала федеральной страной. Почему нет? Примеров успешной федерализации немало – Германия, США. Война там продолжается, прежде всего, из-за поддержки Запада, американцев.
«СП»: - Финнов, кстати, не смущает, что США слишком много берет на себя в последние годы в Европе?
─ Так думает, увы, меньшинство. Финляндия – очень проамериканская страна. У нас соответствующая пропаганда идет уже лет сорок, не меньше. Достаточно включить телевизор, где всё – музыка, кино, развлекательные программы - американские, все они идут на английском языке. Какой канал не включишь, тебе обязательно расскажут, какие замечательные миролюбивые люди эти американцы, как прекрасно они живут - учитесь!..                                                                  Людмила Николаева
Хельсинки – Петербург
Фото автора

Комментариев нет:

Отправить комментарий