суббота, 26 июля 2014 г.

Демоны живут в книгах

Какие произведения мировой литературы связаны с потусторонними силами? Юрий Воробьевский
Как Гёте стал PR-менеджером дьявола? Почему Байрон написал положительный образ Каина? Кто и когда забыл о втором произведении Гёте - страдания юного Вертера? Кому выгодно, чтобы читатели сводили счеты с жизнью? Тайны Алексея Максимовича Горького.
Зачем древние иконописцы изображали нечистого на иконах? Страшная история успеха известного писателя. Что спровоцировало революцию в России? Откуда брал идеи для творчества Булгаков? Кем был Иешуа из романа «Мастер и Маргарита»? О влиянии религии на литературу рассказывает писатель-публицист Юрий Воробьевский.
Юрий Воробьевский, писатель: Не так давно я написал книгу, которая называется «Бумагия». Такое необычное название. Вот она. «Бумагия». Чуткое русское славянское ухо слышит смысл этого неологизма – бумага и магия, мистика мировой культуры, демонология мировой культуры, если угодно. И на обложке этой книги изображена морда черного пуделя, того самого пуделя, которого мы знаем по великому произведению Гете «Фауст». Какой-то пудель вертится под ногами у талантливого человека, у Фауста, у доктора Фауста. А потом оказывается, что это и не пудель вовсе. Раз, превратился в беса. И бес соблазняет, договор тут. Вот эта книга действительно необычная, написана на стыке культурологии, литературоведения и демонологии – дисциплине, которая, казалось бы, ушла в далекое прошлое. На самом деле это не так.
Вот если возвратиться именно к теме Гете, мне хотелось бы сразу же рассказать вот сюжет, который является здесь ключевым для понимания того, о чем мы говорим вообще. Странно то, что, наверное, в романе, в знаменитом романе Гете впервые в литературном произведении, скажем так, первого плана, мировые шедевры, демон, дьявол, Мефистофель изображен не так, как принято в христианской традиции. Там совершенно очевидно пугающе злая сущность, а здесь такой остроумный, порой даже милый собеседник. Во всяком случае, говоря современным языком, все это похоже на то, что писатель выполнил некоторую HR-акцию, распиарил рогатого. Зачем? Почему? В этой книге приведены нехрестоматийные, а подлинные фрагменты реальных биографий великих деятелей культуры. У того же Гете тяжелая наследственность, сам крупный деятель масонского движения, иллюминат. У него такое было династическое имя - Абарис. Все это не проходит бесследно. Вообще вот эти родовые грехи они проявляются очень четко. Навскидку, смотришь, например, на Байрона. Почему Байрон первый опять-таки в мировой христианской еще литературе написал о Кайене как о позитивном герое. Кайен – первый братоубийца, первый убийца вообще. Дедушку звали Безумный Лорд, папа зарезал несколько детей, чтобы завладеть их наследством, сам наркоман и т.д., и т.д., не будем перечислять. Тяжёлая наследственность и тяжелое духовное состояние этого человека. И вот такой, так сказать мистический, какой-то мистический протест.
Так вот если бы Гете не написал, кстати, произведение «Фауст», наверное, тогда самым бы знаменитым осталось его другое крупное произведение, в наше время уже несколько подзабытое, находящееся в тени «Фауста», «Страдания юного Вертера» - роман, который заканчивается смертью главного героя, рефлексирующего молодого человека. В 70-е годы прошлого века американские ученые провели любопытный такой анализ, и выяснилось, что этот роман, который получил в прямом смысле слова в свое время бешеную популярность, был переведен на все европейские языки практически моментально, вызвал первую в Европе массовую эпидемию самоубийств молодежи, нередко с томиком в руках. Это, поверьте, коснулось и России. Был такой литератор Сушков, который не просто написал аналогичный роман, но и завершил свою жизнь так вот, логично, то есть, покончил с собой так же, как и феномен Вертера появился, и о нем говорили, и говорят. Феномен Вертера. Массовое самоубийство вызвано литературным произведением. А дьявол описан в Священном писании как отец лжи, и человек-убийца отверг, он заинтересован в убийстве людей. То есть, опять вот этот парнокопытный след мы видим в творчестве Гете.
Вот в этой моей книге «Бумаги» многих, наверное, удивит, большой перечень, там по оглавлению видно кому посвящены очерки. Здесь и литераторы, и музыканты, и художники разных стран, разных эпох. Вот всех их объединяет вот эта тема. Иногда человек может полистать и удивиться – Алексей Максимович Горький-то здесь причем? Великий пролетарский писатель. Вы знаете тоже очень такая характерная судьба, там несколько попыток самоубийства в молодости, состояние психическое на грани того, с которым люди попадают в психушку. Такие… понятно, что тяжелая родословная. В своих воспоминаниях о детстве он пишет, из какой криминальной среды человек вышел. Самую поразительную вещь о Горьком написал в свое время человек, который близко взял его, известный в свое время писатель Сургучев. Они дружили. Сургучев бывал у Горького в Италии, там, в Сорренто и на Капри. И вот он уже в 30-е годы в иммигрантском журнале Парижа описывает свои встречи с Горьким в очерке под очень необычным названием «Горький и дьявол». Что такое? Он пишет: «…когда-то еще, вначале нашего знакомства Горький мне рассказал о том, что, когда он работал в эконописной лавке в Нижнем Новгороде, там мальчиком, то он там было не ужился, его вытурили оттуда. Но на прощанье один иконописец его подозвал и говорит: «Выбери себе на память иконку». Одна была иконка каноническая, там святой или матерь Божья изображены. А другая иконка была… на ней был изображен тот самый, который с рогами»». В то время, кстати, иконописцы многие вот уже… такое было духовное состояние общества, что баловались такими вещами, нарисуют вот такую гадину, а потом запишут ее сверху каноническим образом кабы такое вот – фига в кармане такая. Сейчас, кстати, вот иногда реставраторы находят такие иконы с двойным дном. Даже есть специальный термин, которым обозначаются подобные иконы. Вот это был такой полуфабрикат. Горький, конечно, выбрал, который был с рогами. И этот иконописец сказал ему: «Ну, я так и знал, что ты выберешь это. Бери, иди, только помни о смерти», - сказал он такую фразу. И Горький говорит: «Как-то даже мороз по коже пошел у меня». Ладно, время прошло. В очередной раз приезжает в гости в Италию по особому случаю к Горькому и что-то слово за слово, Горький говорит: «А помнишь ту историю». «Да». «Хочешь, покажу?» «Хочу». Впервые вот был введен святая святых в кабинет Горького. И не глядя, видимо, привычным уже движением между книжечек раз – вытащил картонку. Тот смотрит – ужас, ужас. Очень, видимо, талантливый был иконописец. Страшен рогатый потому, что он веселый, улыбается, румяный, жуткий. И в момент этого моего ужаса вдруг с высоты горьковского роста сверху голос: «Хочешь, подарю?» «У меня, - говорит, - холод от макушки до пяток тут же пронизал все тело, волосы дыбом встали». Забормотал: «Нет, нет, ну как можно, такая реликвия у вас на память!» Тот засмеялся: «Ладно. А он страшный, черт Иванович».
И вот заключая свой очерк Сургучев пишет… Представьте себе 30-е годы, Париж, совершенно уже такая атеистическая Европа. Говорит: «Я знаю, что вы обо мне подумаете, знаю, что вы скажете, но я напишу то, что считаю нужным написать в конце». У Горького был договор. Сургучев сказал: «У Горького был договор». И этот по меркам великой русской литературы очень средний писатель получил славу, деньги, любовь миллионов людей такую, какую не знал при жизни никто: ни гоголь, ни Пушкин, ни Достоевский, никто. Действительно перед революцией даже кто-то писал из известных людей, что если бы сейчас провести выборы царя демократическим путем, конечно, Горький. 90 % населения. Такая была слава. Слава была действительно бешеной просто. А зачем дьяволу так было нужно? Что он такого сделал? Горький. Ну, там Буревестник. А вот вы себе представьте, там, начало 20-го века, какая-нибудь милая подмосковная дача, белая акация в городе душистая, чудная погода, сидит русский интеллигент. У него все хорошо, он отдыхает. Стопочка водки там запотела, семгушка лежит и томик в руках Горького. Он читает о свинцовых мерностях жизни. Нельзя жить в такой ужасной стране при такой ужасной монархии. Россия – страна в то время расцветающей культуры, страна динамического экономического развития, страна, которую там уже Англия была в ужасе от экспансии России на востоке и везде. Оказывается, ужасная страна и жить в ней невозможно. Это читали миллионы людей и говорили: «Да, жить невозможно». Василий Васильевич Розанов правильно сказал после революции: «Литература погубила Россию». Партия Ленина что ли карликовая? Да никто их не знал. Когда еще до революции в 16-м году издали там собрания сочинений Ленина, там 3 тома что ли было, там купило несколько сот человек и остальное все пустили под нож. Никто не хочет его читать, никто не знал этих людей. А этого знали все и верили ему. Так вот на самом деле, когда Горький пытался в молодости покончить жизнь самоубийством, это значит тоже ведь демон подошел к нему и вот нашептывал такие мысли. А потом когда это не удалось, Горький вылечился, потом действительно, видимо, оценив его талант, ведь демонический мир сам бесталанен по определению, он ищет таланты среди людей для выполнения своих задач. Демонический мир решил, а зачем нам самоубийство одного, еще одного грешника? Пусть он послужит делу самоубийства России. И многие, прочитав это, сказали: «Действительно, нельзя жить в такой стране». Но Господь сказал в ответ: «Нельзя? Так живите в другой стране». И стали жить в другой стране. Роль Горького и ему подобных, но в первую очередь Горького, здесь нельзя недооценивать.
На самом деле, мне кажется, необходимо, когда читаешь литературу, смотришь картины, фильмы учиться отделять одно от другого, эстетические, литературные, художественные достоинства произведения. Вне всякого сомнения о Михаиле Булгакове и его соблазнительном романе «Мастер и Маргарита» я пишу, о многих других. Действительно шедевры, литературные шедевры. Но и те маленькие, иногда едва заметные мины, которые заложены, духовные подоплеки, а мины взрываются, как это было в случае с Гете, с Горьким, с Булгаковым тоже возникают, не буду вдаваться во многие подробности, достаточно подробно у меня написано – значит, мистика творчества Михаила Булгакова. Просто навскидку – откуда появилось это странное имя этого странного героя, который вроде бы похож как-то чуть-чуть на Иисуса Христа, но в то же время какая-то бледная такая жалкая личность и Иешуа Га-Ноцри. Что это такое? Что за имя такое? А это, вы знаете, когда вот примерно в эпоху Возрождения уже народилось достаточное количество в Европе грамотных людей, которые читали и по-еврейски, а по-удически, мудрецы, понимая, что они прочтут все эти хулы, которые написаны на Господа Иисуса Христа, могут вызвать, понятно, ответную реакцию жесткую, решили или просто вымаривать эти места – оставлять белые страницы или заменять имя на Га-Ноцри. Что такое Га-Ноцри? Га-Ноцри значит тот, другой. Потому что есть почитаемые иудаизмом и Иисусы, Иисус Навин, например. А есть тот другой, имени которого даже упоминать не хотим. С какой стати и откуда вообще Булгаков знал об этом? Он был сыном профессора богословия, но это очень специфическая тема.
И вот современный израильский публицист Арье Барац, который рассматривает с точки зрения иудейской традиции произведения Булгакова, пишет не только относительно этого имени, а о многих других параметрах этого произведения, в частности, вот роль Воланда, которого израильский публицист называет просто копией ангела смерти в иудейской традиции. «Откуда, - он пишет, удивляется, изумляется, - Булгаков мог узнать это?» Вот по всем биографическим данным, где он работал, с какими книгами он работал, где он бывал, он не мог этого знать. А здесь существует еще одна специфическая особенность вот у этих людей, которые вступают в контакт с миром зла. Это называется, в психиатрии это называется ментизм, когда человек говорит или пишет что-либо, что, в принципе, знать не может, значит, ему кто-то диктует. Кстати, многие произведения написаны, вот я как будто пишу под какую-то демоническую диктовку. В голове человек слышит голос или рука сама движется (автописьмо) и писал одновременно двумя руками два разных текста, так называемое послание Махата. Может такое человек делать? Нет. Это не в человеческих силах. Это другая сила. Это другая диктовка.
Роман юного Вертера, о котором мы говорили, был написан в состоянии автописьма. Гете, когда пишет в своих письмах об этом сам: «Когда я увидел этот роман, что получилось, сам был удивлен этому». Ладно, стишок. Озарение. Диктовка и что-то написано, а здесь целый роман «Психиатрия» называется, в наше время уже феномен получил такое название. Христианская традиция еще в первый этап христианства устами одного из святых говорила: «Есть бесноватые, которые могут говорить то, чего они не знают. Бесы диктуют им». А каким образом, кстати, Булгаков-то нашел этот контакт? Тоже, знаете ли, любопытная штука. Он же был земским врачом и погибал, уже погибал от морфинизма. Как врач он понимал степень наркотизации, он понимал, что что-то, что все. И вдруг феноменальный случай – дозы начинают падать, постепенно это все прекращается. Но это было связано с одним видением для него. Я вот пишу здесь об этом. То есть, говоря таким вот мистическим языком, Булгаков получил какое-то мистическое посвящение в литературу. Потом там уже вступил он в зрелом возрасте в кружок тамплиеров, это уже отдельная история. Повторяю, кстати, сюжет любимый им, вернее часть биографии, любимую им, Гете. Так вот, смотрите. В соответствии с классикой мистической традиции человек погибает, стоит на пороге смерти, потом преодолевает ее и возрождается к новой жизни в новом качестве. Умер наркоман и земский врач Михаил Булгаков – родился великий русский писатель Михаил Афанасьевич Булгаков, который получил какие-то особые дары.
Концептуал ТВ

Комментариев нет:

Отправить комментарий