воскресенье, 11 января 2015 г.

В дельте Амазонке люди гибнут за металл ("El Pais", Испания)

Джунгли Латинской Америки - Part 13
Природные богатства крупнейшей индейской резервации на территории Бразилии создают для ее обитателям множество острых проблем

Одномоторный самолет с двумя сотрудниками Национального фонда по делам индейцев яномамо (Funai) совершает облет одной деревни Moxihatetea в дельте Амазонки, где обособленно живут представители этого племени. Их около 80 человек, и Фонд наблюдает за ними с 70-х годов. Но в тот день, 18 декабря, второй раз за месяц деревня оказалась пустой. Сотрудники Фонда не знают, что случилось с ее жителями, которые даже не поддерживают контактов с другими индейцами, но опасаются, что часть из них могла погибнуть.

В 30 километрах отсюда на лесной рогалине два человека с помощью струи воды под высоким давлением размывали грунт в ложбине. Они добывали золото. «Возможно, что индейцы, проживающие здесь в течение нескольких десятилетий, ушли. Но в первую очередь нас беспокоит то, что их могли убить золотодобытчики», — говорит Жоао Каталано (João Catalano), координатор Фронта защиты этнической среды индейцев яномамо и екуана при Funai.

Каталано опасается того, что произойдет очередная трагедия, вызванная новым этапом интенсивной добычи полезных ископаемых в штате Рораима, расположенном в бассейне Амазонки (северо-запад Бразилии).

В 90-е годы сотни местных жителей погибли в результате насилия и болезней, которые неизбежно сопровождают золотодобычу. По оценкам сотрудников Funai, на земле индейцев ямомамо, занимающей 9,6 миллионов гектаров (для сравнения, площадь Португалии составляет 9,1 миллионов гектаров), действуют не менее трех тысяч старателей. Это самая крупная индейская резервация в стране, на территории которой находятся 300 деревень и 25 тысяч жителей, разговаривающих на пяти разных языках.

Этот район бассейна Амазонки один из наиболее богатых золотом в Бразилии, утверждает Криснел Франсиско Рамальо (Crisnel Francisco Ramalho), председатель профсоюза золотоискателей штата Рораима. Эта деятельность, будучи незаконной (согласно Национальному департаменту добычи полезных ископаемых, на добычу золотой руды не предусмотрена выдача разрешений), имеет столь большое значение для этого штата, что на главной площади его столицы Боа Виста стоит памятник в честь старателя.

В течение трех часов, что длился полет, Каталано обнаружил десять признаков присутствия золотоискателей: восемь лодок для добычи золотой руды с речного дна, два крупных пункта по плавке золота и три нелегальных взлетно-посадочных полосы: коротких и опасных. В начале декабря в ходе десятидневной операции удалось обнаружить 38 лодок и задержать 98 человек. По сведениям федеральной полиции, с каждой лодки в месяц добывалось три килограмма золота. 23 декабря стоимость одного грамма этого металла составляла 38 долларов. Таким образом, совокупный оборот 38 лодок составил 4,3 миллиона долларов в месяц.

Большая протяженность района золотодобычи затрудняет ее контроль, но следует отметить, что и деятельность правительства была недостаточно эффективной. В нынешнем году армейские подразделения провели всего лишь две операции совместно с Funai. В результате работы федеральной полиции прокуратура возбудила в этом году уголовное производство в отношении 38 человек. Таким образом, основные контрольные функции ложатся на плечи Funai с его скромным бюджетом, 18 сотрудниками и небольшим количеством транспортных средств. За последние три года Национальный фонд по делам индейцев яномамо провел 28 облетов местности, в ходе которых были обнаружены 2000 человек и 200 лодок не реках. «Мы арестовываем десять старателей, но затем вместо них приходят другие десять. Необходимо проводить расследования более тщательно, неукоснительно следить за соблюдением законов», — считает Фабио Брито (Fabio Brito), прокурор, занимающийся вопросами охраны окружающей среды.

Золотодобыча привела к ужасающим последствиям на территории проживания индейцев яномамо. В деревеньке, расположенной на берегу реки Couto Magalhães, одного из излюбленных мест старателей начиная с 80-х годов, рассказывают о там, как индейцев привлекают к этой деятельности. «Некоторые помогают в обмен на рыболовецкую сеть или просто за деньги», — рассказывает сотрудник санитарной службы Арокона. Другой местный житель утверждает, что за сопровождение групп старателей вглубь сельвы платят до 2600 долларов.

В начале этого года, когда сотрудники Funai в ходе операции уничтожили 20 лодок, один из местных индейцев, который им помогал, был убит двумя другими индейцами из соседней Венесуэлы. Жители деревни считают, что они сделали это по приказу золотоискателей и намерены отомстить. «Существует вероятность межэтнического конфликта», — утверждает Каталано.

В 1987 году, когда в местах золотодобычи сосредоточились около 20 тысяч старателей, резко возросло число случаев малярии, пневмонии, туберкулеза и венерических болезней. В 1991 году правительство решило провести демаркацию этой зоны. И тогда женщины совершили следующее ритуальное действие: они сожгли юбки, которые надевали после интимной связи с золотоискателями. Многие получили их в обмен за близость. Эта одежда стала символом тех бед, которые принесла местным жителям связь с чужаками.

В тот день, когда совершался наблюдательный полет, внимание сотрудников Funai привлекла 12-летняя девочка. Она была единственной из приблизительно 15 женщин, на которой была одежда: бюстгальтер из черного хлопка и короткая цветная юбка. Получив разрешение бабушки этой девочки, Арокона рассказал, что один из индейцев яномамо отвел ее к старателям, где она имела с ними половую связь. Вместе с ней пошли еще две девочки такого же возраста. Когда самолет взлетел, нам удалось рассмотреть вблизи одно из мест, где добывают золото.


Комментариев нет:

Отправить комментарий