О том, что душа бессмертна, человечество знает еще с незапамятных времен. Правда, на протяжении последних 100 лет всех нас настойчиво убеждают, и уже почти убедили, что это не так. Но тысячелетняя традиция неизмеримо сильнее любых новейших веяний.
Перевоплощение душ. Предположим, что какая-то часть нашей личности действительно переживает смерть. Что дальше? Душа через какой-то промежуток времени воплощается вновь и поселяется в другом теле, чтобы начать новую жизнь. Этот процесс нашел отражение в двух крупных мировых религиях — индуизме и буддизме — и принимался ранней христианской церковью. Упоминается он и во многих других культурах.
Даже в 20-том веке некоторые люди утверждают, что помнят свои прошлые жизни. Правда, большая часть этих утверждений не выдерживает никакой критики, особенно когда некоторые слишком уверяют, что были воплощением известных исторических личностей. Так, в 1930-х годах англичанка Джоун Грант прославилась беллетризованными воспоминаниями о череде своих жизней в Древнем Египте. Хорошо известны еще два подобных случая. Одна женщина утверждала, что в прошлой жизни она была королем Яковом 4-тым Шотландским, а другая уверяла, что была Нелл Гвинн, знаменитой любовницей Карла 2-го.
Возрождение на Западе интереса к перевоплощению души обьясняется проведенными в начале 1950-х годов экспериментами, во время которых под гипнозом люди могли вернуться в прошлые жизни. Из этих путешествий они извлекали небывалое количество информации о повседневной жизни в прежние времина. Однако недавние исследования 1088 случаев, зафиксированных в США, показали, что большинство подобных воспоминаний о прошлых жизнях весьма непоследовательны и убоги. Однако есть случаи, которые заставляют серьезно задуматься над проблемой перевоплощения.
Мода на эксперименты. Первый известный красноречивый случай произошол в штате Колорадо в 1952 г., когда гипнотизер-любитель Мори Бернштейн вернул молодую женщину по имени Вирджиния Тай в прошлую жизнь, в которой она якобы была ирландкой Брайди Мэрфи, жившей в 1798-1864 гг.
К восторгу Бернштейна, произошло следующее: миссис Тай перешла на ирландский говор и выдала массу убедительных подробностей о жизни в Корке и Белфасте в первой половине 19-того века. Проверить ее рассказ оказалось трудно, поскольку сохранилось мало данных об Ирландии того времени и именно этого региона. Но тем не менее, когда Бернштейн в 1956 г. опубликовал описание этого эксперимента, оно произвело сенсацию, и возвращение под гипнозом в прошлое моментально вошло в моду.
У многих появилось непреодолимое влечение к проведению собственных экспериментов с применением новой методики. Так, гипнотерапевт Арналл Блоксем из Уэльса в 1960-1970-х годах «вернул в прошлое» более 400 человек и записал на пленку их воспоминания. Но у подобных экспериментов есть слабое место — не исключена возможность того, свидетель (введенный гипнозом в состояние повышеной внушаемости) идет на поводу у самого гипнотерапевта или просто фантазирует на тему известного ему события. Например, некий Гарри Хэрст «вспомнил» свою жизнь в египетском городе Фивы во времена фараона Рамзеса 3-его (около 1500 г. до н.э.). Среди прочих деталей он упомянул римскую монету сестерций.
Египтолог, консультировавший этот случай, тут же указал, что название «Фивы» было дано городу греками в более поздний период, а египтянин же во времена Рамзеса называл бы его «Он». Кроме того, египтяне не нумеровали своих царей, а различали правителей с одним и тем же именем последовательностью имен, данных при рождении, при возведению на престол и во время царствования. Первые же сестерции появились в обращении лишь через тысячелетие после правления Рамзеса.
Правда, вымысел или расщепление личности? Американский исследователь Уилсон высказал предположение, что воспоминания о прошлых жизнях, полученные под гипнозом, являются на самом деле примерами такого явления, как криптомнезия, или «спрятанная память», когда мозг восстанавливает какой-то материал, который он не признает за память. Он также полагал, что вызываемые в памяти под влиянием гипноза прошлые жизни можно сравнивать с множественным расщеплением психики, обнаруживаемым у некоторых душевнобольных.
Такое расщепление (шизофрения) проявляется в том, что в одном теле как бы сожительствуют вплоть до сорока личностей (сейчас уже известны случаи, когда в одном теле «поселяются» более 200 личностей). Как правило, одна из них — истинная личность, другая — «контрольная», которую можно определить как совесть пациента; остальные, менее развитые, символизируют ребячливость, артистичность и т.д. Причем, отвечая на вопросы, каждая личность настаивает на своей независимости и полном самосознании, хотя может и отдавать себе отчет о существовании, по крайней мере, еще нескольких личностей и даже взаимодействовать с ними. Обращение Уилсона к расщеплению личности в качестве возможного обьяснения феномена воспоминаний о прошлых жизнях весьма спорно, ибо синдром множественности личности (СМЛ) еще плохо изучен, ведутся споры о причинах его возникновения, хотя психиатры все чаще изьявляют готовность диагностировать его.
Игорь Полещук
Комментариев нет:
Отправить комментарий