До недавнего челябинского события многие склонялись к кометной версии из-за отсутствия под Тунгуской ударного кратера и метеоритных осколков. После того как выяснилось, что ударный кратер и море осколков в таких случаях вовсе не обязательны, сторонники метеоритной версии Тунгуски оживились. (Фото Wikimedia Commons.) 

Теперь Яна Анфиногенова, представляющая Томский госуниверситет, вместе с коллегами попробовала найти подход к так называемому камню Джона — странному обломку, найденному в 1972 году, именно с точки зрения его химического состава. Заодно учёные отмечали сходство его состава с обломками, рассматривавшимися Андреем Злобиным.

В итоге авторы нового исследования приходят к такому выводу: камень — в основном песчаник с размером зёрен около 0,5–1,5 см — структурно похож на те образцы, что найдены Марсе, в том числе в последние годы. Наличие кварца хотя и расходится с характерными для известных марсианских метеоритов данными, вполне совместимо с данными марсоходов, показавших, что на этой планете следы кварца всё же есть.

Это довольно сильный и не выдвигавшийся тем же Андреем Злобиным аргумент, который несколько нивелирует более раннюю критику его работы. Напомним, в прошлом году Наталья Артемьева из Института динамики геосфер РАН заявила, что на метеоритах «не бывает стекловидной коры, в них не бывает кварца, о чём говорит Злобин». Очевидно, отсутствие достоверных сведений о наличии в метеоритах марсианского происхождения кварца никак не отменяет того, что если на самом Марсе кварц есть, то рано или поздно он может оказаться и в составе тамошних метеоритов, падающих на Землю.

Однако в работе г-жи Анфиногеновой и её коллег, увы, нет попытки исследовать «камень Джона» путём анализа изотопного состава его включений. А ведь это как раз могло бы сильно продвинуть дело: изотопный состав газовых включений метеорита дал бы нетипичное соотношение изотопов аргона, ведь в марсианской атмосфере из-за малой гравитации его лёгкие изотопы почти отсутствуют (в отличие от земной), да и для твёрдых пород ситуация могла бы значительно проясниться.

Карта мест, в которых проводился поиск обломков (иллюстрация Yana Anfinogenova et al.).

Уже сейчас со значительной долей вероятности можно утверждать, что работа вызовет резкую критику: среди прочего в настоящее время на Земле известно множество метеоритов явно марсианского происхождения, однако среди них, по сути, нет таких, состав которых совпадал бы с описанным составом предположительно марсианского «камня Джона».

Очевидно, это проблема для гипотезы, однако не совсем нерешаемая: три четверти марсианских по происхождению метеоритов состоит из пород, которых, напротив, почти не удаётся встретить на Марсе, — сравнительно молодых (много моложе известных частей марсианской поверхности), и, учитывая малую площадь четвёртой планеты, совершенно неясно, откуда бы на ней взяться такому участку, который был бы покрыт молодыми породами и при этом оставался бы совершенно не исследованным земными аппаратами. Словом, вспоминая так называемую проблему шерготитов, трудно с порога отвергать вероятность действительно марсианского происхождения обломков, найденных в районе падения Тунгусского метеорита...

Препринт рассмотренной работы можно полистать на сайте arXiv.

Подготовлено по материалам Universe Today.