пятница, 28 февраля 2014 г.

МИХАИЛ ХАЗИН: У БОЕВИКОВ НЕТ ВЫХОДА, КРОМЕ ВОЙНЫ НА УКРАИНЕ — ЛЮБАЯ ВЛАСТЬ ИХ РАЗДАВИТ.


У боевиков нет выхода, кроме войны на Украине — любая власть их раздавит.

Михаил Хазин: Это — мои личные наблюдения, со всеми вытекающими следствиями.

Итак, действующие силы. Первая — народ Украины, который сильно не любит сформировавшуюся за 25 лет власть, которая своим воровством и полным отсутствием ответственности довела страну до ручки. При этом политические взгляды народа имеют достаточно широкий спектр, от ультранационалистического — на западе, до откровенно пророссийского — на востоке и юге. Но в нелюбви к «режиму» едины практически все. Главная слабость этой силы — полное отсутствие какой бы то ни было институционализации. Может выражать только голый протест.


Сила вторая — украинская элита. Разделена на несколько групп, но главные её общие характеристики — категорический отказ от ответственности перед обществом, направленность на Евросоюз и боязнь монополии одной силы. Как только кто-то из элиты («олигархов») слишком усиливается — все остальные объединяются против него. Явный уклон в «западэнчество» с фашистско-галицийским уклоном — следствие тяги в ЕС, поскольку альтернативное направление, в Россию, вызывает у украинской элиты ужас («Всё отнимут!»). Как следствие — в стране есть явный перекос в идеологию, которую поддерживала изначально довольно незначительная часть страны. В экономическом плане она и осталась крайне незначительной, но два десятилетия пропаганды вырастили новое поколение, которое к этим идеям относится достаточно лояльно.

Третья сила — внешняя. Это, прежде всего, посольство США и руководимые им НКО, в том числе — ведущие подготовку боевиков. Она руководствуется главным правилом: что угодно, только не допустить сближения Украины и России. Есть серьёзная группа влияния у Польши, её главная задача — постепенно подготовить возврат под свой контроль той части Украины, которая в Средние века была оккупирована этой страной. Роль других стран ЕС и Брюсселя в целом существенно меньше, и обычно они примыкают к Польше или к США.

Важное замечание: влияние России на события на Украине минимально, институционально оно практически равно нулю.

Далее — моё видение ситуации. Нынешний «майдан» начался по инициативе двух сил. Первая — это был народ, у которого отобрали последнюю надежду на резкое улучшение жизни, вступление в ЕС. Правда, уже через несколько дней стало ясно, что это не вступление, что договор кабальный, что подписывать его нельзя, и это сильно ослабило активность именно народа (то есть — не ангажированной другими силами его части). Тем не менее первоначально вышли на «майдан» именно простые люди. Но вот спровоцировали их «олигархи», причём все. Янукович рассчитывал, что он использует «майдан» против давления Путина (который хороший коммерческий переговорщик, а Украине срочно были нужны деньги, которые, кстати, она частично получила). Другие олигархи — что им удастся ослабить Януковича, который начал монополизировать власть в стране. Именно по этой причине на первом этапе упоминалась Тимошенко, которая потом полностью выпала из игры.

На этом этапе активные стороны (олигархи и Янукович) были готовы договариваться, причём у Януковича были одни козыри (деньги от Путина, готовность отпустить Тимошенко, финансирование боевиков в Галиции, возможность продолжения переговоров с ЕС), а у олигархов — другие (поддержка США и ЕС, активность народа, активность националистов и так далее). Я подозреваю, что они почти договорились (это видно из того, что в критический момент, когда на «майдане» было реально много народа, оппозиция отказалась брать власть), но тут своё слово сказали американцы. Они бросили в бой боевиков, которых готовили многие годы (с согласия, кстати, Януковича).

Вопрос — зачем? Мне кажется, что это связано с договорённостями Януковича в Пекине. Задача перед США встала — любой ценой его убрать. Но в этот момент вмешались представители ЕС, которые страшно опасаются развала Украины и гражданской войны (им это скоро тоже предстоит, и они не хотят видеть дурного примера) и начали требовать мирных переговоров. При этом олигархи и лидеры оппозиции (Яценюк, Кличко) совершенно не собирались драться до конца, они вполне были готовы остановиться на условиях ограничения власти Януковича (чтобы он их не истребил в коммерческом смысле) до новых выборов. И до 16 числа, закона об амнистии, всё было относительно тихо, велись закулисные переговоры.

А вот дальше произошло два события. Первое — это публикация разговора Нуланд, который резко ослабил поддержку Евросоюзом (Германией, в первую очередь) действий США. Опять же, последние хотели дезавуировать решения по Китаю или, в идеале, убрать Януковича, а ЕС вовсе не так брутален. Второе — вступление в силу закона об амнистии, под который не попадали боевики. Кроме того, их практически всех «засветили», а договорённости олигархов, лидеров оппозиции и Януковича не оставляли для них места на этом «празднике жизни».

Тут есть ещё одна тонкость. Их готовили в рамках того же сценария, как боевиков в Ливию, Сирию, Египет… То есть как пушечное мясо, как расходный материал, под замену. Если не выйдет в Сирии — кинем в Египет, или Афганистан… Период их жизни — месяцы, не годы. Но украинские националисты не хотят погибать, они хотят власти и сытой жизни. Они понимают, что если не уедут из Украины (а куда? В Сирию?), то здесь их власть достанет, причём — любая власть, кто бы там ни сидел в президентском дворце. У них нет другого шанса, кроме как взять власть.

Есть ещё одна тонкость. Никто, кроме востока и юга Украины, которым надоел диктат Галичины (и перераспределение в её пользу бюджета), не хочет федерализации или распада Украины. Это не нужно ЕС, это не нужно олигархам, это не нужно западэнцам (кто их будет кормить). Последние, в своей умеренной форме, даже готовы в Таможенный союз вступить, но только всей Украиной и при условии, что именно они будут контролировать Киев. Но вот боевикам (и поддерживающим их молодёжи) сценарий распада начинает нравиться всё больше и больше. Поскольку в своей Галиции они будут в относительной безопасности.

Отметим, что я почти не упоминаю в последних абзацах народ. Это понятно — он всё больше и больше понимает, что стал объектом манипуляций и любая его активность используется одними олигархами против других. Иными словами, активность народа приводит к тому, что система остаётся той же, только меняются отдельные действующие лица. Народу это, естественно, не нравится — и его активность постепенно падает.

В результате сегодня ситуация следующая. Боевики будут драться до конца — и они уже готовы зажечь гражданскую войну, которая развалит страну. Они на компромисс не пойдут — с ними никто говорить не будет, у них нет другого шанса выжить. При этом уровень их демагогии, с которой они будут вновь вовлекать в столкновение народ, будет только нарастать. Скорее всего, на часть молодёжи это подействует — к её беде. Эта активность не очень устраивает США (у них и без этого хватает «горячих» точек на карте мира), категорически не устраивает ЕС — и её боятся украинские олигархи. Крайне бледно выглядят лидеры оппозиции — они на этих персонажей повлиять никак не могут, те их считают предателями, и не без оснований. Кстати, зверства над пленными — это следствие объективной ситуации, поскольку договориться ни с кем лидеры боевиков вместе не могут, они должны связывать себя круговой порукой, через кровь. Достаточно типовая ситуация.

Если их разгонят в Киеве — у них достаточно сил и схронов с оружием, чтобы поддерживать бандеровскую партизанщину по всей Украине много лет. И, ещё раз повторю, остановить их нельзя, у них нет отхода назад, в более или менее мирной ситуации их всех просто перебьёт любая власть. Некоторые из них смогут «спрятаться» в «горячих» точках, некоторые — смогут продаться власти, но как единая сила — они в условиях мира обречены. Единственное, на что они могут согласиться, — на создание отдельного государства, условной «Галичины», в которой они и будут властью.

Мне кажется, что весь их террор теперь будет направлен на то, чтобы заставить все политические силы Украины согласиться на этот сценарий. Поскольку сами они его озвучить не могут, не являясь легальной политической силой на Украине и не поддерживаемые основными игроками на политическом поле страны, они могут только создавать для всех остальных невыносимые условия — до тех пор, пока их желания не будут исполнены. Захватить всю страну они не смогут, сил слишком мало, а вот урвать кусок несколько больший, чем собственно Галичина, они могут попытаться.

По мере того как их война будет становиться всё более и более партизанской, поддержка народа станет для них не столь принципиальной, как сейчас, когда нужно запалить костёр, но поскольку уровень жизни населения будет падать, какая-то поддержка у них будет, достаточная для ведения партизанской войны. И с точки зрения этого анализа, будущее Украины представляется мне достаточно грустным. И дай Бог, чтобы я ошибался.

Комментариев нет:

Отправить комментарий