Страна женщин и «приходящие мужья»
Девушки с этого возраста считаются взрослыми и имеют право на отдельную комнату.
Когда я изучал китайский язык в Пекинском университете в прошлом году, я наткнулся на интересный текст. В нем рассказывалось, что на берегах озера, растянувшегося на две китайские провинции Сычуань и Юньнань, существует «страна женщин». Страна женщин? Что за дела!
Запрет на мужчин? Матриархат в реальности
Кстати, в популярной японской манге One Piece как раз был такой остров женщин, где были запрещены мужчины и жили красавицы. А если такая страна существует в действительном мире… Я долгое время занимался освещением новостей политического мира, в котором подавляющее преимущество находится у мужчин. «Важно рассматривать все крайности», — подумал я и главным образом по этой причине отправился на место событий, чтобы лично ознакомиться с обстановкой.
От города Сычан в провинции Сычуань я протрясся примерно шесть с половиной часов по ухабам, пока не показалось озеро Лугу, расположенное на высоте 2700 метров над уровнем моря. В деревнях, разбросанных по всему побережью озера, уже более 1500 лет проживают люди малой народности мосо. По документам провинции Сычуань на данный момент на берегах этого озера живут примерно 40 тысяч человек.
О причине, по которой это место называют «страной женщин», я узнал у работницы местного музея Гончен Гаолуо (25 лет): «Здесь по сей день в силе матриархат. Про нас даже говорят, что у нас остается последний в мире матриархат».
Матриархат? По словам Гаолуо они живут так: женщина становится главой семьи, она управляет всеми семейными средствами. Наследство переходит от бабушки к матери и от матери старшей дочери. С другой стороны мужчина, даже познакомившись с девушкой, не может обзавестись семьей. По ночам он посещает дом своей возлюбленной и возвращается к себе до восхода солнца. Это так называемый «приходящий муж», а на китайском такой вид брака называется «цзоухун» (приходящий брак).
И хоть моя идея об исключительно женском обществе потерпела поражение, стало еще интереснее. Я пошел в гости к местной семье.
Семья Вонцзы Цзыма (23 года) согласилась дать мне интервью. Главенствует в семье Цзыма, состоящей из 18 человек четырех поколений, 86-летняя бабушка. Одиннадцать членов семьи — женщины. Совершеннолетие у народности мосо наступает в 13 лет, девушки перебираются в отдельные комнаты на втором этаже под названием «хуалоу» (цветочный этаж). В «приходящий брак» девушки вступают примерно в 18-20 лет. Двух молодых людей связывают не только положение и работа, но преимущественно чувства. Это свободная любовь.
Так может в этом обществе существуют и популярные мужчины, которые заводят многочисленные любовные романы, наподобие принца Гэндзи? Цзыма отрицательно качает головой: «Такого у нас нет. Конечно же, некоторые пары расстаются, но менять несколько женщин подряд считается слишком постыдным поведением».
Женское воспитание, никаких жалоб
Как же происходит воспитание детей в семьях при раздельном проживании жены и мужа?
«Воспитанием занимается женская сторона. Мужчины не несут никакой ответственности», — объяснил мне дядя Гаому (42 года). Он ходит к своей жене в соседнюю деревню в трех километрах, у него трое сыновей. В Китае, с его политикой «одна семья — один ребенок», мосо, как малая народность, могут иметь до трех детей. Но неужели мужчинам не одиноко?
«Я хожу к ним, сыновья тоже приходят меня повидать. Нет никаких проблем», — отвечает Гаому.
Мужчины могут воспитывать детей своих сестер. Для детей они заменяют отцов.
Для японцев эта система может показаться слишком запутанной, но люди мосо считают ее рациональной. Главным пунктом в ней является возможность проживания всех членов семьи вместе. Профессор по древней литературе Педагогического университета Ориэ Тофудзи (75 лет) считает: «В связи с отсутствием противостояния между невесткой и свекровью нет ссор по поводу распределения имущества. Такой уклад подходит миролюбивому и гибкому народу мосо».
Во время Культурной революции, начиная с 1966 года, коммунистическое правительство посчитало, что «приходящий брак» не подходит для просвещенного общества, и установило стандартную супружескую систему. Даже после этого мосо не забыли устои матриархата и после завершения культурной революции вернулись в свои семьи.
Однако сейчас к ним пришла другая напасть. Начиная с 1990-х годов, озеро Лугу стало рассматриваться как туристическая достопримечательность, а провинции Сычуань и Юньнань развернули деятельность по его развитию. Близится сдача скоростных магистралей и аэропортов.
Все больше молодежи узнает о богатствах внешнего мира и делает выбор в пользу брака с представителями других народностей. Особенно эта тенденция выделяется в Юньнани, где развитие пошло быстрее.
«Матриархату осталось еще лет 20», — пессимистично настроенных ученых немало, но Гаому звучит более оптимистично: «Мы считаем, что лучше матриархата ничего нет. Браки молодежи? Да пожалуйста. Форм у счастливой семьи может быть много».
Волны цивилизации докатились и до озера Лугу. Даже под этим потоком народ мосо остается гибким.
Среди мосо много стеснительных людей. Некоторые из них даже боятся представить своего любимого человека семье и начинают «тайный брак».
Среди ночи мужчина приходит к дому любимой. Он подает условный сигнал — лай собаки. Затем взбирается по стене из бревен так, чтобы не быть замеченным членами семьи. Он открывает окно на «цветочном этаже», где его втайне встречает девушка. Цзыма, заливаясь краской от стеснения, описывает вечернюю встречу. Гаому добавляет: «Это было пять лет назад». Что же сейчас?
Он достает из кармана мобильный телефон: «Когда семья засыпает, мне приходит сообщение: “уже можно”. Ахаха!»
Что это? Отголоски исчезающей культуры
?
?
Оригинал публикации: (いいね!世界イチ?)女人国、男は夜走る
Комментариев нет:
Отправить комментарий