воскресенье, 19 января 2014 г.

ПЕРВЫЙ СЛУГА ЧЕЛОВЕКА


2014 год, как известно, — год Лошади. Эти замечательные животные сопровождают людей не одну тысячу лет. Они — герои мифов и сказок, аватары богов и помощники героев, верные соратники человека в работе и на поле брани.
ДАВНЫМ-ДАВНО…
В сказке Редьярда Киплинга «Кошка, гулявшая сама по себе» Дикий Конь был вторым, после Дикого Пса, одомашненным животным:
«Когда Пес и Мужчина вернулись с охоты, Мужчина сказал:
—А что здесь делает Дикий Конь?
И Женщина отвечала:
—Не Дикий Конь уже имя его, но Первый Слуга, так как с места на место он будет возить нас во веки веков».
На самом деле, лошади покорились человеку не сразу. Ученые считают, что собак люди одомашнили, действительно, в первую очередь. И произошло это 10-15 тысяч лет назад, еще в каменном веке. Заметьте —одомашнили. Ибо между «приручить» и «одомашнить» —огромная разница
. Не все виды животных способны уживаться с человеком. Разные народы приручали множество самых различных животных —антилоп, журавлей, страусов, питонов, крокодилов, гепардов, слонов. Но число видов действительно одомашненных животных очень невелико —не более 25. Для одомашнивания необходимо, чтобы содержащееся в неволе животное принесло потомство. А после этого начинается долгий —иногда растянувшийся на столетия —процесс отбора и сохранения особей с самыми ценными для человека свойствами.
Итак, после собак в списке одомашненных животных значатся овцы, свиньи, козы, коровы, кошки, курицы, утки и только потом —лошади.
Ранее ученые считали, что произошло это примерно пять с половиной тысяч лет назад в Центральной Азии, но последние археологические находки отодвинули дату еще на несколько тысячелетий вглубь времен. При раскопках древних поселений на Аравийском полуострове были найдены не только останки лошадей, но и уникальный скульптурный бюст лошади. Радиоуглеродный анализ находок показал, что им не менее 9000 лет.
СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННЫЕ СУЩЕСТВА
Прирученная и одомашненная лошадь оказалась незаменимым помощником: вначале на поле и в дороге затем и на войне. До боевых колесниц люди додумались на рубеже III —II тыс. до н. э. в Месопотамии. А потом человек осмелился оседлать лошадь. Кому тут принадлежит пальма первенства — вопрос спорный. Есть мнение, что первые всадники появились в X веке до н. э. все в той же Месопотамии. А вот видный авторитет в кавалерийском деле канадский офицер Джордж Т. Денисон, написавший книгу «История конницы», считал, что первыми всадниками были скифы: «По всем вероятиям, скифы уже ознакомились с лошадьми и привыкли на них ездить задолго до того, как грекам пришла в голову мысль о возможности сесть верхом на лошадь; несомненно, этому незнакомству греков с верховой ездой следует приписать происхождение мифа о кентаврах. Человек, не допускавший мысли о том, чтобы ему подобный мог сидеть на лошади, очевидно, при первой встрече с всадником был вполне расположен принять этого последнего за особое существо: получеловека, полулошадь».
Вот тут-то мы подошли к тому, какое важное место лошади занимают в мифологии многих народов. Лошадь почиталась, как священные животные с древнейших времен. Уже в памятниках культуры каменного века прослеживается культовое значение образа лошади —например, в знаменитых британских изображениях людей в лошадиных масках. Лошадь —атрибут, либо образ целого ряда божеств во многих мифологических системах Евразии. На конях передвигаются (иногда по небу, иногда —из одного мира в другой) боги и герои.
Общим для индоевропейских народов является образ бога солнца на колеснице, запряженной конями, причем само солнце представляется в виде колеса. Так, в шумеро-семитской мифологии колесница бога Солнца Мардука запряжена четверкой коней. В античной мифологии коней белой масти ассоциировали с Солнцем (символом Луны был бык). В противовес белой лошади, черная символизирует мрачное подземное царство, тьму, земные и морские глубины, она связана с ночными видениями и кошмарами, с сексом, ворожбой, магией.
Многие боги и богини предстают в образе коня или кобылы: так, Деметра часто изображалась с лошадиной головой, владыка морей Посейдон ассоциировался с конем (морские глубины, сила, мощь). Римляне заимствовали у кельтов богиню-кобылу Эпону, и она стала почитаться как покровительница лошадей и погребальное божество сначала в Древнем Риме, а потом и по всей Европе. А скандинавский бог Один (Водан) скачет в вышних сферах на быстром, как ветер, восьминогом жеребце Слейпнире.
Важнейшее место занимал конь и в мифологии славян. В народной традиции он связан с миром сверхъестественного, «тем светом», конь —волшебный помощник героев, наделенный даром предвидения, в преданиях, былинах и сказках (вспомнить, хотя бы, Сивку-Бурку, вещую каурку). Конь и змея в славянской мифологии воплощают хтонические силы. При этом конь, и особенно всадник, выступают как противники змея, олицетворения зла. Отсюда —образ Георгия Победоносца, прекрасного воина-всадника, побеждающего Змея.
ЛОШАДИНАЯ МАГИЯ
Разумеется, особое место в культах и верованиях разных народов лошади заняли не случайно. Ведь до совсем еще недавнего времени именно лошади были основным средством передвижения, а также играли первостепенное значение в военном деле —у кого мощнее кавалерия, тот, зачастую, и победитель.
Лошадей обожествляли, конь воплощал собой многие сакральные понятия —свет и огонь, смерть и мрак, плодородие и секс, творческие силы и ясновидение. Не удивительно, что издревле лошадь неразрывно связана с магией. Так, в Древнеримской империи на празднества устраивали гонки колесниц по Марсову полю, и правую пристяжную лошадь победившей колесницы приносили в жертву. Голову отрезали и украшали связкой булок, за нее бились две группы в ритуальном бою, чтобы определить, какая из них получит голову как талисман. А отрезанный хвост несли к очагу правителя, где кровь должна была стекать в очаг. Остальную кровь сохраняли, и на следующую весну ее смешивали с кровью весталок и давали пастухам, которые жгли ее, чтобы очистить стада.
У славян конский череп использовался в качестве оберега скота, пчел, огорода (а иногда, наоборот —для наведения порчи). Повсеместно конский череп использовался в качестве жертвы при строительстве. Именно на вере в магическую природу коня основана примета, что подкова приносит удачу. В магии особую роль играли также копыта, предметы упряжи (в том числе, хомут), конский волос, отыскав который можно было угадать любимую масть домового. В наузе, особом украшении конской сбруи, привешиваемом на ремне или шнуре под шеей лошади, хранились обереги, бумажки с заговорами.
В святочных гаданиях лошади завязывали глаза, садились на нее задом наперед и следили, куда она пойдет: там гадающую ждет замужество. Чтобы увидеть суженого, девки в полночь ходили к конюшне —считалось, что та, которая услышит ржание, выйдет замуж. По поведению коня гадали и по-другому: если конь бьет копытом о землю —это к смерти.
Одно из важнейших мест образ лошади занимает в онейромантике —гадании по сновидениям, а также в психологии: например, по мнению Юнга, конь выражает интуитивное познание —магическую, интуитивную сторону человека, «мать внутри нас», но также служит воплощением низших сил. Согласно китайской традиции, Лошадь —седьмое из животных Двенадцати Земных Ветвей, это личность с холерическим темпераментом, веселая, очаровательная, однако переменчивая и упрямая. Год Лошади является беспокойным и наполненным событиями, благоприятствующими рискованным начинаниям; насыщенным и напряженным в дипломатической и политической сферах. В китайской мифологии конь олицетворяет Ян, стихию огня, скорость и упорство.
Георгий Тихонов
ЛОШАДЬ В ФЭН-ШУЙ
По фэн-шуй, лошадка-талисман приносит в дом удачу. Поскольку лошадь символизирует успех в карьере, поместить ее лучше в южной части дома: всекторе карьеры. Главное, чтобы лошадка не глядела на дверь или в окно —иначе ваша удача ускачет! Лучше всего поставить фигурку на рабочий стол.
Еще совет: нельзя ставить лошадь, вставшую на дыбы, прямо позади или впереди себя —это может спровоцировать несчастный случай.
В рабочей зоне или в кабинете можно не только поместить статуэтку лошади, но и повесить картину с изображением этого животного. Тем более, что сейчас самыми популярными будут настенные календари с изображением коней всех мастей и во всех видах.
Каждому изображению лошадки в фэн-шуй придается определенное символическое значение.
Праздничная фигура лошади изображается как вставшее на дыбы животное, такая статуэтка принесет обладателю признание и победу.
Победная —это изображение скачущей неоседланной лошади. Такой символ сулит достижения, а также победу над противниками. Разумеется, ее лучше дарить людям, желающим подняться по карьерной лестнице.
Дарственная лошадь способствует привлечению удачи, финансового благополучия, а также росту авторитета. Изображается данная лошадь нагруженной драгоценностями. Дарственная лошадь, как и победная, обязательно должна быть неоседланной. Такую лошадку лучше всего расположить хвостом к двери, как бы по направлению в дом, символически ввозящей в него ценности. Наиболее благоприятный цвет подобного талисмана —белый. Для усиления эффекта мастера фэн-шуй рекомендуют поставить дарственную лошадь на денежную салфетку.
Оседланная лошадь обычно не оказывает ощутимого влияния. Но если в седле такой лошади-статуэтки сидят обезьяна или муха, то владелец сможет быстро достичь карьерных высот и уже никогда не упадет вниз. Также можно усилить фигурку оседланной лошади, положив на седло монетки золотистого цвета, но эффект будет меньше, чем от дарственной лошади.
ТАБУН ТАЛИСМАНОВ
Cамый распространенный новогодний талисман — фигурка покровительницы года! Как выбрать правильную лошадь, чтобы она принесла удачу, куда ее поставить?
Все просто: ориентируемся на Стихию года. Лошадь к нам приходит, как известно, синяя, Деревянная, следовательно, лучше всего дарить деревянные фигурки, можно из некрашеного дерева. Не менее правильной будет синяя или сине-зеленая лошадь (цвет морской воды).
А что делать, если вам надарят десяток-другой талисманов? Не будет ли перебора? Ни в коем случае! Поскольку лошади живут табунами, смело соберите свой волшебный табунок — и вместе с ним осваивайте просторы наступающего года.

Комментариев нет:

Отправить комментарий