Японские психологи обнаружили, что фото с детёнышами животных — один из основных источников кавая — способствуют аккуратному, точному и быстрому выполнению работы.
Если чувствуете, что стали хуже работать — посмотрите на фото котят! (Фото Herbert Spichtinger.)
Кавай (точнее, каваий) — понятие сугубо японское, а Восток, как известно, дело тонкое, поэтому перевод этого слова охватывает диапазон от «милого» до «любезного». Хотя у западного потребителя кавай ассоциируется с аниме-образами (большие глаза, маленькие дети и пронзительный визг «каваи-и-ий!»), в Японии у кавая область применения гораздо шире субкультуры аниме. И как культурный феномен он просто не мог не заинтересовать серьёзных исследователей.
И вот результат: психологи из Университета Хиросимы (Япония) обнаружили, что кавай может приносить практическую пользу, так как вид кавайных картинок будто бы повышает точность и аккуратность при выполнении сложных, кропотливых задач.
В эксперименте участвовало около 50 студентов. Сначала их просили выполнить работу, требующую высокой точности и координации движений: перед ними лежал «пациент» (муляж человеческого тела), у которого нужно было пинцетом очистить «рану» от мелких осколков. Спустя какое-то время делали перерыв, во время которого одним студентам показывали фото детёнышей животных (источник кавая), другим — фото взрослых животных. Когда испытуемые возвращались к работе, оказалось, что те, кто смотрел на милых маленьких зверюшек, лучше справляются с заданием: у них возрастали точность, аккуратность и быстрота движений.
Понятие кавая тесно связано с социальным взаимодействием, и психологи предполагали такой результат. Кавайность вызывает чувства доброго расположения и заботы, и вполне понятно, что студенты должны были ощутить причастность к тому, кому они помогали, даже если это была тренировочная кукла. Однако милые картинки повышали эффективность работников и в том случае, когда задание не было связано с помощью кому-либо и вообще не имело отношения к социальным контактам.
Во втором эксперименте его участникам показывали числовой ряд, и нужно было определить, сколько раз в нём встречается та или иная цифра. Точно так же на середине задания делался перерыв, только на этот раз подопытных делили на три группы, которым показывали зверюшек маленьких, зверюшек больших или вкусную еду. Как пишут исследователи в веб-издании PLoS ONE, смотревшие кавайные картинки выполняли задание лучше остальных.
Иными словами, кавайные впечатления вновь повышали аккуратность, наблюдательность и прочие полезные для работы качества.
Значит ли это, что теперь любому уважающему себя боссу следует отдать распоряжение набить офис под завязку фотографиями котят, детей, пикачу и пр.? Стоит ли развесить в чиновничьих кабинетах портреты главы государства с ушками — в целях, так сказать, повышения эффективности аппарата госуправления? Сами авторы работы не исключают, что такой тонизирующий эффект кавая за пределами Японских островов может и не сработать. В любом случае тут нужны исследования с участием представителей иных культур и этнических групп. В конце концов, сами японцы определяют кавай как социально мотивированное желание заботиться и защищать кого-то в обмен на свою порцию любви и ласки, причём желание это подкрепляется миниатюрными размерами объекта заботы. Не может быть, чтобы вся эта гамма светлых чувств была исключительно японской монополией: всё-таки котят любят не только там.
Комментариев нет:
Отправить комментарий