Во вторник в интервью France-24 глава МИД РФ Сергей Лавров заявил, что истинная цель западных санкций - это изменение в России политического режима. В то же время Лавров отметил: «Я могу вас уверить, Россия не только выживет, но и станет сильнее после этого. В течение нашей истории мы оказывались в гораздо более сложных ситуациях и всякий раз выходили из этих перипетий намного более сильными». Заявление было сделано на фоне обвала курса рубля, и многие склонны винить в нем не только действия Запада, но и Банка России. Поэтому со всей остротой встает не только вопрос противодействия планам зарубежных сил, но и наведения порядка в сфере госуправления внутри страны.
Сами по себе санкции или ослабление национальной валюты не могут стать критическими факторами разрушения отечественной экономики. В конце концов, Советский Союз всегда развивался в условиях различных ограничений. Да и дешевый рубль мог бы сделать многие наши товары конкурентоспособными на мировом рынке. Снижение цены на нефть могло бы стать дополнительным стимулом для модернизации промышленности. Об этом неоднократно говорил и президент страны. Но последнее решение Центробанка, повысившего в ночь на вторник ключевую ставку с 10,5% до 17%, автоматически превращает все потенциальные возможности в безусловные проблемы.
И раньше наши предприятия из-за высоких ставок были вынуждены кредитоваться за рубежом. Теперь, после решения ЦБ и западных ограничений на получение денег за границей, целые отрасли могут оказаться на грани разорения. А это приведет к массовой безработице и, вкупе с обесценившимся рублем, к обнищанию десятков миллионов человек.
Самое главное, что катастрофические социальные последствия вызваны во многом не действиями Запада, а решениями ответственных лиц в России. Можно вспомнить и недавнюю инициативу по сокращению врачей и закрытию больниц в Москве, и ожидаемый после нового года рост тарифов естественных монополий, который разгонит инфляцию.
Многие российские политики, артисты и общественные деятели либерального толка уже не скрывают своей радости и прогнозируют в скором будущем «майдан» в столице. В истории с кризисом на Украине они однозначно встали на сторону новой киевской власти, выступали против воссоединения Крыма с Россией и ругали ополченцев Донбасса, выходили в Москве на так называемые «марши мира» под знаменами «Правого сектора». Таким поведением они противопоставляли себя подавляющему большинству россиян, которые прозвали их «пятой колонной». Но есть основания полагать, что уличные оппозиционеры, либеральные общественные деятели и артисты представляют не самую опасную силу, а настоящая «пятая колонна» находится в различных государственных органах. Именно она готовит почву для народных волнений, а уличные политики должны будут лишь воспользоваться ситуацией.
Но сможем ли тогда мы выстоять в противостоянии с Западом, о чем говорит Сергей Лавров?
По мнению председателя комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Евгения Федорова, главная борьба между Западом и России сейчас идет за умы простых людей, и идет она внутри страны:
– Я полностью согласен с Сергеем Лавровым, как профессионал он прекрасно видит суть происходящих событий. России объявлена война, поставлена цель сместить власть и в дальнейшем ликвидировать Россию и российский народ. Но таковы исторические цели интервентов, они были всегда.
И всегда эта стратегия опирается на мощную «пятую колонну» в России. Наша страна не выигрывала в своей истории ни одной войны, не очистившись от «пятой колонны». Сегодняшняя ситуация – не исключение.
«Пятая колонна» – это конкретные институты и чиновники, которые проводят подготовку к вторжению Запада. В частности, Центробанк обваливает рубль и российскую экономику. ЦБ просто выполняет волю МВФ. Чиновники на региональном уровне проводят свою политику, не все из них, а представители «пятой колонны». К примеру, в Москве они затеяли на ровном месте увольнение врачей, чтобы создать дополнительный фактор недовольства. В некоторых вузах сейчас идет агитация студентов, чтобы они вышли на улицу и помогли свергнуть власть. Это план США, который был опробован на Украине, в Грузии и сейчас реализуется в России. Важная составляющая плана Вашингтона – действия «пятой колонны». Без очищения от нее невозможно решить задачу защиты Отечества.
«СП»: – Почему представители «пятой колонны» имеют возможность действовать агрессивно, наступательно и эффективно?
– В 1991 году мы потерпели поражение. Представители «пятой колонны» действуют не просто так, а как компонент иностранной власти в России. У них есть прикрытие, поддержка, реальная власть. И у нас нет легальных государственных институтов, которые могли бы с ними бороться. Нам не решить проблему «пятой колонны» без правильной оценки 1991 года, как года поражения. Если мы эту правду откроем, то у нас автоматически появится решение этой проблемы. То есть очищение от «пятой колонны» и выстраивание национального стандарта власти.
Смотрите, есть два разных указания Банку России. Одно указание дал МВФ: повышать процентные ставки. Другое указание в нескольких посланиях Федеральному Собранию давал президент Владимир Путин: ставки снизить. Год назад президент указал действовать так, как действует Европейский банк, то есть обеспечить экономику дешевыми кредитами. Но тогда ставка была 5,5%, а сейчас 17%. ЦБ тоже свое решение не сам придумал, он просто выполнил указание МВФ. Становится понятно, у кого реальная власть в России. По сути, ЦБ выполнил команду не президента, а МВФ.
«СП»: – За последние годы была проведена большая системная работа по выстраиванию «вертикали власти». Но ЦБ осуществляет свою политику.
– 13-я статья Конституции прямо указывает, что в стране не может быть идеологии. Получается, что в Кремле нельзя написать системный закон. Ведь ни один системный закон нельзя написать без идеологии, можно только «по мелочи». Но неизвестно, в плюс или в минус пойдет эта мелочь, ведь нет идеологии, куда бы она встроилась.
Нам надо признать поражение 1991 года, тогда будет возможность изменить формат власти. А для этого нужна массовая сознательная поддержка народа. Это не просто высокое одобрение власти, а желание освободить свое Отечество.
Важна и расстановка сил. Скажем, в Крыму победило национально-освободительное движение. Была воля людей, были «вежливые люди», был национальный лидер. В масштабах страны национальный лидер есть, но придется ждать, пока народ созреет. Тогда можно будет избавиться и от «пятой колонны».
«СП»: – Объективно, на чьей стороне сегодня перевес: национальных сил или «пятой колонны»?
– Сейчас перевес на стороне «пятой колонны». Чтобы перевес был на стороне национальных сил, к ним должен подключиться народ, но он этого пока не хочет.Соответственно, можно ждать реализации негативного сценария. Американцы будут ронять жизненный уровень россиян с помощью Центробанка, поднимут цены в два-три-четыре раза, организуют массовую безработицу. И дальше народ пойдет либо по пути разрушения России, либо по сценарию национально-освободительных сил и очистит государство от «пятой колонны».
«СП»: – Вы говорите о необходимости изменить формат власти. Каким он может быть?
– Мы должны идти по пути русского тысячелетнего государственного строительства. Формат власти определяется только одним фактором: на кого работает власть? Либо Россия будет колонией-вассалом, либо самостоятельной метрополией. Важна даже не архитектура власти, а ее ориентация. Если власть национально ориентированная, то архитектура подстраивается под историческую модель, в нашем случае – под русскую модель государственного строительства.
На сегодняшний день власть в России ориентирована на внешние органы управления. Это записано в Конституции (13-я и 15-я статьи). Надо, чтобы под давлением народа вместе с Путиным власть переориентировалась на национальную модель, как это произошло в Крыму. Тогда власть автоматически поменяет свои институты, уйдут иностранные должности мэров, муниципалитеты, сити-менеджеры, премьер-министры. Придут русские названия и русское содержание должностей.
Сегодня у парламента, правительства, президента нет полномочий стратегического управления. Изменив Конституцию, мы дадим государству возможность принимать стратегические решения. Я считаю, что это право надо передать президенту, то есть право принятия решений, обязательных для всех органов власти. Для Центробанка, для Госдумы, для правительства, для судов, для СМИ – для всех.
«СП»: – Жизненный уровень начал снижался, в народе растет недовольство. Но вряд ли кто из россиян хочет повторения украинского сценария.
– На Украине люди тоже видели пример Грузии, помнили 1990-е годы. Американцам же не надо, чтобы все 145 миллионов интегрировались в их методы борьбы, им достаточно будет 200 тысяч. У них есть контроль над некоторыми СМИ, которые умножат число протестующих в пять раз. Одновременно они поставят 30-40 тысяч боевиков, которых подготовят на Украине. И вот вам модель успеха США.
Но уличные протесты – это уже завершение переворота. Начало госпереворота – действия «пятой колонны» в органах власти. Мы это и наблюдаем. Ряд государственных органов работают сейчас на подготовку «майдана» в России.
«СП»: – В конце 1980-х проводились специальные акции для создания дефицита продуктов, ввода талонов. Тогда патриоты во власти никак не смогли этому противостоять. Неужели нынешние патриоты во власти не сделали никаких выводов из недавнего прошлого?
– Вывод может сделать только народ, опираясь на свою тысячелетнюю историю. У нас был 1612 год, 1812-й, 1941-й. И каждый раз победа была возможна только благодаря усилиям всего народа.
Уровень жизни в блокадном Ленинграде был катастрофическим, но это не снизило дух народа, который защищал свое Отечество. Уровень жизни – второстепенный фактор. На первом месте – национальная ориентация народа и власти. Ориентировать власть в национальных интересах может только Путин – сверху и народ – снизу.
«СП»: – Большинство россиян сочувствует народным республикам Донбасса, но мы постоянно слышим заявления первых лиц государства о том, что Россия поддерживает территориальную целостность Украины.
– Россия проводит в Донбассе политику сохранения единой Украины с первого дня. Легитимность нашей позиции в Донбассе и на Украине определяется легитимностью событий 1991 года. Мы считаем их легитимными, но это неправильно. Пока мы не откроем правду по 1991 году, мы не сможем заниматься легитимной политикой на Украине. Странно выглядит желание выставить Крым как исключение. Украина от Крыма ничем не отличается. Возможно, православие в Крыму на 50 лет было раньше, чем в Киеве, но это не такой важный фактор.
– «Пятая колонна» далеко не всегда обладает большой силой. Сталин вычистил ее перед войной, – напоминает историк Андрей Фурсов. – Уинстон Черчилль, которого нельзя заподозрить в большой любви к Советскому Союзу, был вынужден признать, что одна из слагаемых Победы – действия Сталина по уничтожению «пятой колонны».
Хотя есть и другие исторические примеры. Можно вспомнить зиму 1917 года, когда в Петрограде не оказалось хлеба. Но, во-первых, в феврале петроградских булочников стали массово забирать в армию, и печь хлеб оказалось некому, а подвоз хлеба в столицу был дезорганизован.
Сейчас у нас действительно создается много поводов для недовольства. Последняя капля – так называемая «реформа» здравоохранения. Увольняют врачей, а это бьет еще и по пациентам, что вызывает большое недовольство в народе. Мы видим то, что делает Центробанк. Как говорят итальянцы, две случайности – это уже закономерность. Всё это расшатывает государство. По сути дела, ударили по тылам власти, которая противостоит Западу.
Я согласен с Лавровым, который считает западные санкции попыткой сменить режим в России. Запад действительно на это поставил очень многое. Если сменить власть не получится мирным способом, то Запад помимо украинского фронта может создать еще фронт на Кавказе.
«СП»: – Вы говорите о примере февраля 1917 года. Но тогда против царя выступили очень многие.
– Тогда действовало сразу четыре заговора. Это заговор родственников царя – великих князей, это заговор военных, это заговор депутатов Думы, большая часть которых принадлежала к масонам, и, наконец, был заговор британцев.
Если бы тогда британский посол только намекнул Гучкову, Шульгину или генералам, что Великобритания не потерпит заговор против царя, то ничего бы не было. Но наоборот, Лондон хотел свержения Николая Второго. Посол Великобритании зимой 1917 года прямо говорил царю, что ему лучше уйти. Это мне очень напоминает действия Джо Байдена, который приезжал в Россию и говорил, что Путину не следует баллотироваться на третий срок.
Если бы царь проявил больше мужества, то он мог бы противостоять давлению. Но царь находился в информационном вакууме. Однако Сталин никогда в информационном вакууме не находился, у него была личная разведка, которая доставляла ему оперативную информацию.
«СП»: – Получается, что сама государственная система обеспечивает живучесть заговоров и «пятой колонны».
– «Пятая колонна» существует во всех странах. К примеру, Французская революция была возможна благодаря поддержке многих родственников короля Людовика XVI. Так что это не историческая особенность России.
Наша особенность в том, что «пятая колонна» настроена русофобски. Корни таких настроений уходят в середину XVI века. Часть русской знати ассоциировала себя не со своей страной, а с Западом. Она хотела не самодержавия, а «олигархата» наподобие того, что был в Польше. Скажем, Алексей Адашев, лидер Избранной рады, хотел воевать с Крымом, но дважды сорвал выступление против Ливонского ордена. Это была главная причина охлаждения отношений между Иваном Грозным и Алексеем Адашевым.
Можно прочертить линию от Ивана Грозного к нынешним временам. Почти всё, что противостоит государству в России, приобретает прозападный характер. Сейчас ситуация более яркая, чем даже в начале XX века. При Ельцине прозападные люди заняли ключевые посты во власти и в средствах массовой информации.
Говоря о «пятой колонне», мы часто имеем в виду СМИ. Но без серьезного прикрытия никакие агенты в СМИ не могли бы делать свое дело.
Я убежден, что решение многих проблем России связано с политико-правовым, юридическим инструментарием подавления «пятой колонны». Вопрос стоит «по-ленински»: либо мы выстоим, либо «пятая колонна» сметет путинский режим, что будет означать расчленение России. Но выиграв, мы столкнемся с новой проблемой, так как наше противостояние с Западом не окончится. Чтобы успешно ему противостоять, надо иметь нормальную экономику, нормальную армию и нормальные СМИ. Но для этого надо решить проблему «пятой колонны».
«СП»: – Возможно ли у нас повторение украинского сценария?
– Как на Украине у нас не получится. В этой стране степень контроля Запада за событиями была фантастически высока, в России таких позиций у Запада нет.
Сейчас Россия оказалась на распутье, мы переживаем острый момент нашей истории. Запад против нас построился «клином», «свиньей» и готов в случае необходимости даже к вооруженному конфликту с Россией.
Но военный путь – крайнее средство. Пока попытаются решить свои задачи мирным способом. С помощью санкций провоцируется конфликт в элитах. Мы не знаем, какую остроту приобретет этот конфликт. Но перед нами выбор: становится колонией Запада или отстоять свой суверенитет. Я думаю, что победит второй вариант.
«СП»: – Что делать простым гражданам, которые чувствуют ответственность за судьбу Отечества?
– Люди должны помнить, что в конце 1980-х годов под разговоры о коррупции и произволе КПСС у нас украли страну. Сейчас нам предлагают похожие лозунги. Да, в стране есть коррупция и воровство, но могут под эти разговоры смести Россию. И будет хуже, чем при крушении СССР.
Противостояние с Западом ухудшит экономическое положение. Но на чашах весов экономические трудности и – полный распад страны, конец самой истории русского народа, загон русских в «резервации». Сейчас речь не идет о светлом будущем. Сейчас речь о том, как избежать совсем темного будущего и полного небытия. Чтобы наш геополитический противник не плясал на наших костях.
Конечно, люди не должны безропотно терпеть ухудшение жизни. Но протест должен быть направлен против «пятой колонны». «Бумеранг», который запускает «пятая колонна», должен вернуться к ней.
Политолог Виктор Аксючиц считает, что для спасения страны государственная власть должна немедленно перейти к решительным действиям:
– Сейчас настал такой момент, что Россия может погибнуть, если президент срочно не примет кардинальных кадровых решений. Если Сергей Глазьев станет во главе Центробанка, то ситуация исправится. Если Путин будет опираться на таких людей, то Лавров будет прав: Россия выдержит давление Запада и выйдет из исторического испытания окрепшей.
«СП»: – Возможно, потребуется не только смена персоналий, но и перемены в идеологической сфере.
– Мы живем в эпоху «патриотической» революции. Ее идеология выкристаллизовалась во время возвращения Крыма. Растерять этот патриотический подъем самоубийственно для власти. В этой «патриотической» революции надо сделать ставку на возрождение русского государствообразующего народа. Путин неоднократно говорил правильные вещи: о русском оружии, о трагедии разделенного русского народа. Так и надо сделать ставку на самосознание. И тогда мы решим многие проблемы.
– Сценарий смены власти в России имеет неплохие шансы на реализацию, и виновата в этом сама власть. Запад помогает оппозиционерам, провоцирует массовое недовольство, используя санкции и обваливая цены на нефть. Но власть тоже виновата, – полагает политолог Виктор Алкснис. – Сложно предсказать, к чему приведет решение Центробанка. Провоцируются социальные потрясения. Сейчас наносится удар по среднему классу, который усиленно формировался все последние годы, как главная опора власти. Неужели в ЦБ сидят люди, которые хотят свалить власть? Опасность нынешней ситуации в том, что произошла смычка между определенной частью руководства страны и деятелями Запада.
В годы Горбачева было сильное ощущение, что существует координация между уличным протестом и людьми в коридорах власти, которые стремились развалить Советский Союз.
«СП»: – Но из «перестройки» должны были сделать какие-то выводы.
– Думаю, что представители власти, которые провоцируют массовое недовольство, надеются оказаться победителями после возможного госпереворота. Либералы усиливают свою активность, а должного противодействия не получают.
Я считаю, что необходимо сформировать новое правительство, из настоящих профессионалов. В 1998 году было сформировано правительство Примакова-Маслюкова. Подобное надо сделать и сегодня. |
Комментариев нет:
Отправить комментарий