пятница, 17 марта 2017 г.

НЕЗАВИСИМЫЙ СПУТНИК


Картинки по запросу египетские кошки фото
Путешествуя в прошлом, герой рассказа американского писателя Рея Брэдбери «И грянул гром» нечаянно наступил на бабочку и тем самым до неузнаваемости изменил настоящее. Это, конечно же, гипербола. И все же - не возникни в далекие времена дружба между родом людским и кошачьим племенем, наш сегодняшний день наверняка был бы совсем иным…

ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Начнем, по обычаю, от Адама - вернее, от сыновей его, о которых в Библии сказано: «И был Авель пастырем овец, а Каин был земледельцем». Именно тогда разделилось человечество на две вечно конфликтующие ветви: на кочевников-скотоводов и оседлых землепашцев. Сплотившись, кочевники способны покорять целые страны, но государства создаются исключительно трудом землепашцев, одним из неизменных спутников которых и оказался «зверь, именуемый кот».
В знаменитой сказке Редьярда Киплинга «Кошка, которая гуляла сама по себе» точно установлено, где именно был заключено соглашение между человеком и милой киской. Произошло это около шести тысяч лет назад в долине Нила: одной из высоких договаривающихся сторон явились древние египтяне, другой - нубийская дикая кошка.
Щедро удобренная илом земля оказалась чрезвычайно плодородной и пшеница сделала Египет великой державой: она была главным экспортным товаром и твердой валютой, ею оплачивался труд строителей и солдат, она превратила страну в вожделенную житницу, которую стремились завоевать орды гиксосов и хеттские армии, фаланги Александра Македонского и легионы Юлия Цезаря. Но когда зерно собрано, находится немало желающих им попользоваться: мыши, крысы и прочие грызуны. Они не только грабят своего благодетеля-человека, но и объявляют ему бактериологическую войну. Способные культивировать в собственной крови возбудителей чумы, инфекционной желтухи и черной оспы, грызуны чуть было не стали регулятором численности рода людского. И стали бы - не заключи человек договора с кошкой, которая безо всякого вреда для здоровья может слопать грызуна-бациллоносителя. Вот и выходит, что вся египетская (да и земледельческая вообще) культура зиждется на зернохранилищах и… кошках.
В благодарность египтяне сделали кошку священным животным, пребывающим под особым покровительством богини радости и веселья Бастет. В царских усыпальницах кошачьи мумии укладывали рядом с мумиями фараонов, искренне веря, что и в загробной жизни без нее не обойтись.
Практичные египтяне превратили кошек в свое главное стратегическое преимущество. Все, связанное с грациозными животными, было окружено завесой тайны. Под страхом смерти запрещался вывоз из страны; даже непреднамеренное убийство кошки влекло страшную кару: право же, нынешние сверхдержавы блюдут свои ядерные секреты ничуть не строже.
И все же мало-помалу семейство кошачьих вырвалось из-под удушающей опеки -- и начало распространяться по миру. Правда, на то, чтобы достигнуть Скандинавии или Индокитая, ушло почти пять тысячелетий.
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Простодушные египтяне, не мудрствуя, называли кошку звукоподражательно — «мяу». Зато почти во всех современных языках, в названии животного отчетливо прослеживается привычное нам звукосочетание. Судите сами: старославянское «котъка»; русское, польское и чешское «кот»; украинское «кiт»; датское «кат», немецкое «катце», английское «кэт»; испанское «гато»; армянское «кату»… Это едва ли не единственное в мире слово, имеющее общий корень во множестве языков. Филологам пришлось-таки поломать головы над столь удивительной загадкой.
Впервые греческое «катта» встречается в VI веке на страницах «Истории церкви». Примерно в это время возникает из небытия и латинское наименование кошки «каттус». Но где же и когда оно все-таки родилось?
В человеческий мир кошка пришла из Северной Африки. Оставим Египет в стороне: туда четвероногое диво завезли из Нубии. А если так… Искомый корень обнаруживается у берберов. В Сахаре, где берберы сохранили древнюю речь, встречается слово «куат», обозначающее как дикую, так и домашнюю кошку. А дальше все было сравнительно просто. Слово подхватили римляне, постоянно ведшие большие и малые войны на землях, некогда подвластных разгромленному Карфагену. От римлян оно перешло к византийским грекам, а от тех -- в страны Передней Азии и Кавказа. Римляне же передали слово -- вместе с самим котом -- германцам, славянам, кельтам и другим европейским народам…
Загадка разрешилась, но удивление остается по сей день: как же велика была для человека ценность животного, если даже изначальное имя ее тысячелетиями сохранялось, переходя из страны в страну!
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
В 1999 году группе ученых из Гарвардского университета во главе с доцентом Гарретом Стенли удалось совершить «выдающийся прорыв в науке о нервной системе» -- посмотреть на мир глазами кошки. Споров о том, каким представляется кошачьему взору окружающее, было множество. И, подключившись напрямую к зрительным нервам животного (эксперимент не относился к числу так называемых «острых», и киска не пострадала), биологи увидели… то же, что видим мы с вами, только в другом ракурсе. Четкая, объемная, цветная картина, вполне достойная прекрасных кошачьих глаз! Рухнул и другой миф: будто кошки не воспринимают изображения на телеэкране. Кстати, 20 августа 1999 года в рекламной паузе «Поля чудес» был продемонстрирован специально для кошек снятый клип, и множество очевидцев засвидетельствовали: оказавшиеся близ телевизоров коты не обошли его вниманием.
Человек более девяноста процентов всей информации воспринимает благодаря зрению, кошка же «видит ушами». Причем, слух у нее совершенно феноменальный. Известен случай, когда необычное поведение кота предупреждало о воздушной атаке противника. Во время Второй мировой войны на американской военно-воздушной базе, расположенной на тихоокеанском острове Мидуэй, жил кот по имени Радар. Рев самолетных двигателей стал для него настолько привычным, что на посадку «летающих крепостей» В-29 он никак не реагировал, зато чутко улавливал звук… самолетов противника. И, уловив, немедленно отправлялся в укрытие. Куда за ним следовали благодарные сослуживцы. Как некогда в Египте, кот стал главным стратегическим ресурсом авиабазы.
Или, к примеру, загадка кошачьей ориентации. В литературе фигурирует множество историй о том, как завезенные за тридевять земель животные возвращались домой. История о коте Сэре Томасе Третьем обошла чуть ли не все газеты мира: хозяева полосатого Сэра переехали из Квебека в Калгари – пересекли целый континент. Томас Третий был временно оставлен под чьим-то присмотром в старом доме, но через месяц питомец сбежал. И четыреста двадцать семь дней спустя объявился в Калгари.
Каким же волшебным образом кошки находят дорогу? Это до сих пор остается тайной. Такой же необъяснимой, как почти все, что касается этих милых пушистых зверьков. Например, загадочна способность кошек лечить своих хозяев. Над этим можно сколько угодно подтрунивать, однако статистика упряма: люди, живущие бок о бок с кошками, страдают, гипертонической болезнью и стенокардией на 27% реже, чем те, кто кошачьим обществом пренебрегает.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Блестящий знаток зоопсихологии, лауреат Нобелевской премии Конрад Лоренц писал: «Духовный мир кошки утончен и дик, он не раскрывается перед людьми, навязывающими животным свою любовь (собаки в этом отношении куда более податливы). Кошка всегда остается независимой маленькой пантерой, в ее характере нет и следа той инфантильности одомашнивания, которая делает собаку столь благодарным объектом для внимания и баловства».
И все же, несмотря на индивидуализм, кошка стала повсеместным спутником человека, побывав даже на Северном полюсе и в Антарктиде. Численность кошачьего племени сегодня вполне сопоставима с человеческим. Например, в Австралии столько же кошек, сколько и самих австралийцев - тех и других по семнадцать миллионов.
Но домашним животным она не стала - ею нельзя командовать и повелевать, с ней можно только договориться. Не врожденная ли страсть к независимости привела к тому, что кошки -единственные в мире существа, которые в ряде стран… числятся на государственной службе со всеми вытекающими льготами и заслуженными пенсиями! В этом отношении особенно выделяется Англия: всем известны британские музейные коты, банковские коты, министерские - в стране их насчитываются многие тысячи, и каждый, неся службу, имеет и соответствующие права.
Мало-помалу нужда в защите урожая, соединившая некогда человека и кота, исчезает, но древняя пословица «без кота дом сирота» жива до сих пор. Кошка всегда рядом - как напоминание о природе, как живой мост, нас с нею связующий. Вечная дразнящая тайна на четырех ногах, постичь которую нам, быть может, не удастся никогда…
Андрей БАЛАБУХА 

Комментариев нет:

Отправить комментарий