воскресенье, 1 ноября 2015 г.

ТВОРЦЫ ИЛИ ПОТРЕБИТЕЛИ — КТО ВОЗГЛАВИТ ПРОГРЕСС?



Неоднозначный вопрос «Кто важнее для цивилизации — творцы или потребители?» и раньше вызывал множество споров, но, пожалуй, никогда не звучал с такой остротой, как сегодня. Проблема в том, что современные технологии уже позволяют заменить любую человеческую деятельность, включая творческую. И угроза превращения мира в уютное стойло становится более чем реальной.

«ЭЛОИ» И «ОРХИДЕИ»
Лучше остальных угрозы будущего умеют предсказывать фантасты. Они же первыми разглядели и опасность такого поворота прогресса, когда весь он сосредоточится на удовлетворении самых простых потребностей человека. По мнению фантастов, в таком случае хомо сапиенс неизбежно превратится в скота.
В качестве примера можно привести классический роман Герберта Уэллса «Машина времени» (1895). В нем описывается, как путешественник во времени отправляется в далекое будущее, в 802 701-й год, где обнаруживает полуразумных потомков людей, разделившихся на беззаботных «элоев» и мрачных «морлоков». И те, и другие утратили способность к творческой работе и креативному мышлению — они влачат жалкое существование на руинах дряхлеющего мира, а участь их незавидна.
Менее известна повесть австрийского писателя Герберта Франке «Клетка для орхидей» (1961). В ней земляне будущего, высадившись на другую планету, сталкиваются с цивилизацией роботов, охраняющих своих древних создателей, которые в стремлении получать бесконечные удовольствия превратились в растения.
Полвека назад, когда цивилизация боролась с голодом, пандемиями, дефицитом всего и вся, подобная проблематика выглядела экзотикой, избыточным «алармизмом». Поколения творцов не мыслили себя будущего без созидательного начала. Но уже тогда под растущее здание прогресса была заложены мина замедленного действия — так называемая и давно обруганная «культура потребления».
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ «АВАТАР»
Любой торговец заинтересован в том, чтобы продать свой товар. Причем не один раз, а многократно. Желательно производить такой товар, чтобы его покупали всегда, невзирая на экономическую ситуацию. Понятно, что в тех секторах производства, где товар, пользуется перманентным спросом, царит перепроизводство и жесточайшая конкуренция. Пример — рынок прохладительных напитков. Напитки там есть на любой вкус, но конечному потребителю очень трудно выбрать из их огромного количества. И тогда в действие вступает реклама, призванная убедить его, что распитие той или иной «колы» наиболее соответствует модным веяниям, роскошному образу жизни да и просто хорошему времяпровождению.
Реклама получила мощное развитие во второй половине ХХ века. И уже тогда было замечено, что ее воздействие оглупляет потребителя, лишает его критичности в восприятии мира, отучает делать осмысленный выбор. Поскольку благодаря телевидению, реклама охватывала все большие массы населения, по влиятельности она стала сопоставима с государственной пропагандой.
Однако наступает эпоха, когда нужда в рекламе отпадет сама собой. Благодаря электронным сетям на свет появилась более изощренная и всепроникающая технология — потребительский «аватар». Когда вы заходите в сеть, сообщаете миру о себе, пишите на форумах, отмечаете «лайком» фотографии, смотрите онлайн-фильмы, скачиваете бесплатные книги, участвуете в невинных с виду опросах, просматриваете товары и делаете заказы, вы создаете собственный информационный «слепок», в котором учитываются ваши приоритеты, интересы и даже тайные желания. И в сети давно работают хитроумные программы по формированию таких «слепков» и сбору их в огромную базу данных, которая может быть использована при выявлении тенденций спроса. Дело дошло до того, что специальные системы определяют даже физические параметры потребителя по анализу его личного селфи, после чего могут выдавать рекомендации по покупке одежды, косметики и прочих носимых аксессуаров.
Впрочем, сейчас идет только сбор данных. Самое удивительное начнется, когда будут запущены программные пакеты, которые смогут удовлетворять запрос потребителя с опережением — по его «аватару». Только представьте себе: вы выглянули в окно, увидели, что идет дождь, и еще не успели подумать о том, что надо бы купить новый зонтик на ближайшую осень, а ваш настольный компьютер или планшет уже ненавязчиво предлагает вам приобрести именно такой зонт, который вы всегда хотели бы иметь. Классическая реклама в таком случае не нужна — система сама решит за вас, что нужно приобрести в ближайшее время, ориентируясь на ваши предпочтения. Вам останется только нажать на кнопку, соглашаясь с ее выбором. Ведь это в сущности... ваш выбор!
ОТ НЕГРАМОТНОСТИ К НЕРАЗУМНОСТИ
При развитии таких и подобных технологий (а они уже приносят прибыль, поэтому будут активно развиваться) возникает опасность тотального распространения функциональной неграмотности.
Дело в том, что мы становимся умнее, критичнее и грамотнее, только когда непрерывно упражняем свой мозг. И непрерывный анализ вариантов с выбором в пользу одного или другого и есть одна из форм такой тренировки. Если же решения постоянно принимают за нас, то и мышление упрощается, становится менее гибким, сложная информация усваивается все хуже, а уровень грамотности снижается.
Проблему функциональной неграмотности западные социологи заметили еще в 1980-х годах, что было очевидным образом связано с появлением кабельных каналов, которые предоставляют «картинку» на любой вкус и без существенных ограничений. Понятно, что вещание на таких каналах захватила поп-культура, зачастую весьма низкопробная. Примитивизация развлекательной индустрии немедленно сказалась и на кинематографе — глубокие и экспериментальные фильмы больше не могли конкурировать с искрометными поделками, их перестали понимать и, соответственно, смотреть. Вслед за кинематографом начала «упрощаться» и литература: ее воспитательная функция оказалась утеряна в пользу элементарного развлечения.
Исследователи указывают, что функциональная неграмотность, порождаемая современной «культурой потребления», куда опаснее обычной неграмотности. Ведь любознательного дикаря можно научить читать, а он затем сам сумеет развиться до полноценной личности, а вот человек, мыслительные функции которого нарушены из-за использования информационных «костылей», не сможет даже разобраться в своей неадекватности.
Ученые бьют тревогу. Согласно современным изысканиям, 43% взрослых граждан США страдают от той или иной формы функциональной неграмотности. В Германии, к примеру, доля пониже — 14%. Россия пока держится на приличном уровне (25%), но надолго ли?
ТРУДНЫЙ ПУТЬ
Опасность тотального распространения функциональной неграмотности состоит еще и в том, что люди, отказавшиеся от критического мышления, не умеющие анализировать и делать выбор, не способные воспринимать сложную разностороннюю информацию, являются практически идеальными объектами для всевозможных манипуляций. Фактически они превращаются в стадо, которым легко управлять. Но кто будет управлять, если все станут стадом?
Напрашивается ответ: управлять будут те, кто сохранит способности к анализу, выбору, творчеству. Однако и здесь все не так просто. Если в 80-е различные круги еще пытались бороться с функциональной неграмотностью, то сейчас «творцы» сами подстраиваются под запросы массы потребителей, ведь так удобнее, выгоднее, проще.
Чем же это закончится? Неужели к власти придут роботы, которых построят для удовлетворения низменных потребностей? Тогда человечество и впрямь превратится в «элоев» Уэллса или в «орхидей» Франке.
Выход видится только один. Необходимо как можно быстрее приспосабливать систему воспитания к современным условиям. Используя те же технологии, она вполне способна изменить приоритеты, сделав интеллектуальную и творческую работу престижной, пробуждая любопытство и страсть к новому. Ведь все это заложено в человеке на уровне инстинкта, нужно лишь дать ему возможность раскрыть себя на трудном пути прогресса, показав, что в этой жизни есть множество дел, которые более интересны, чем примитивное потребление.
Антон Первушин

Комментариев нет:

Отправить комментарий