Однажды мы сообщали о работе исследователей из Общества Макса Планка(Германия), которые обнаружили, что совместное музицирование синхронизирует работу мозга. То есть если один человек играет на фортепиано, а другой — на скрипке, то активность мозга одного будет повторять активность мозга другого, и наоборот. Причём в первую очередь эта межперсональная связь касалась социальных и музыкальных областей мозга.

Почему при исполнении музыки синхронизируются именно эти зоны, понять легко: человек должен слушать, что играет партнёр, чувствовать его темп и т. д., соотнося свою партию с его игрой. Но возможна ли синхронизация, если разные люди просто пассивно в чём-то участвуют — скажем, смотрят кино? Можно предположить, что мозги у них будут работать по-разному: всё-таки каждый воспринимает кино по-своему, даже если оно всем одинаково нравится или не нравится.

Сигналы мозга, полученные от восьми добровольцев при просмотре кино (снизу), и участки мозга, в которых отмечалась наибольшая корреляция активности (сверху) (иллюстрация авторов работы).

Однако, как выяснили исследователи из Университета Аалто (Финляндия), кино тоже синхронизирует мозги. Впрочем, работы на эту тему уже проводились, однако до сих пор при этом использовалась обычная фМРТ, которая, как считается, некоторые изменения в активности мозга заметить не может, особенно если они происходят слишком быстро.

Поэтому на сей раз учёные использовали магнитоэнцефалографию (МЭГ). При просмотре кино мы воспринимаем огромное количество стимулов (а не один–два простых раздражителя, как это обычно бывает в нейробиологических экспериментах), активность мозга меняется каждую миллисекунду, и только МЭГ может уловить эти сверхбыстрые перемены.

Результат эксперимента мы уже объявили: несмотря на сложность входящего «киностимула», мозг у разных испытуемых демонстрировал на удивление похожую активность. При этом, естественно, в первую очередь одинаково «активничали» области первичного анализа зрительной информации, зоны, отвечавшие за распознавание других людей и за распознавание и координацию движений, а также контролировавшие когнитивные функции.

Такой результат, наверное, можно было предвидеть: в конце концов, глядя на экран, два человека видят одно и то же, и от их мозгов следовало бы ожидать одинаковой активности. Однако повторим, что в случае с кино мы имеем дело не с единичным стимулом, вырванным из естественного потока раздражителей и перенесённым в лабораторию, а с целым комплексом стимулов. И, как оказалось, даже при большом количестве быстро меняющихся раздражителей мы с помощью наших нейровизуализирующих технологий всё равно способны заметить кое-что общее в реакциях мозга у разных людей.

Результаты исследования опубликованы в журнале NeuroImage.

Подготовлено по материалам Университета Аалто. Изображение на заставке принадлежит Shutterstock.