В ходе своего визита в Дуйсбург председатель КНР Си Цзиньпинь сделал мастерский ход из арсенала экономической дипломатии, который входит в прямое противоречие с попытками вашингтонской неоконсервативной группировки вызвать новую конфронтацию между НАТО и Россией. Пользуясь ролью Дуйсбурга как крупнейшего внутриматерикового порта, традиционного транспортного узла Европы и рурского металлургического центра ФРГ, он внёс предложение о сотрудничестве Германии и Китая в строительстве нового «экономического Шёлкового пути», связывающего Китай и Европу. Последствия его реализации для экономического роста по всей Евразии потрясающи.
В своих высказываниях, сделанных в сопровождении министра экономики ФРГ Зигмара Габриэля и местных политиков, Си подчеркнул, что Германия и Китай представляют собой два экономических локомотива с обеих концов Шёлкового пути, которые, взаимодействуя по общей позиции в отношении железнодорожной и иной инфраструктуры, могут вызвать к жизни целые экономические районы, расположенные вдоль маршрута.
Экономический Шёлковый путь и отдельный Морской Шёлковый путь впервые были упомянуты в выступлении Си в ноябре прошлого года на Третьем пленуме ЦК КПК 18-го созыва. Последний случай дипломатического продвижения идеи Си Цзиньпинем является подтверждением того, что она – не из области фантазии. Это стратегический приоритет. Китаю нужно закрепить новые рынки для экспорта или сохранить имеющиеся, а также сократить разрыв в развитии между хорошо развитыми прибрежными районами вроде Шанхая и более отсталыми частями страны в глубине материка, а также сохранить стабильность внутри Китая и его соседей. Шёлковый путь проходит через провинцию Синьцзян, среди мусульманского уйгурского населения которого распространены радикальные течения.
Хоть Си и не сказал об этом, очевидно то, что его предложение поступает в крайне критический момент, когда проблема войны и мира в результате ошибки в расчётах висит на волоске из-за манипуляций Вашингтона событиями в Украине и вокруг неё. Путь нового инфраструктурного коридора проходит через Россию. Другой экономической альтернативы нет. Таким образом, он также служит задаче связывания экономического будущего и перспектив мирного сотрудничества, особенно России и Германии.
Си сделал свои дуйсбургские комментарии в качестве элемента экономического плана Китая наивысшего уровня приоритета. За неделю до того, как вылететь в Германию, Си встретился в Пекине с саудовским наследным принцем Салманом ибн Абдул-Азизом Аль Саудом. Он попросил Саудовскую Аравию присоединиться к строительству Экономического пояса Шёлкового пути и Морского Шёлкового пути XXI века для содействия развитию транспортной связанности и культурного обмена. Через два дня в Пекине побывал министр иностранных дел Казахстана, ещё одной важной страны, лежащей вдоль маршрута предложенного экономического Шёлкового пути. Там он обсуждал вопросы сотрудничества при реализации грандиозного проекта и выразил готовность своей страны к совместной работе, как и президент Афганистана Карзай.
С момента вступления в должность в марте 2013 года Си и его премьер-министр нанесли личные визиты в Россию, Туркменистан, Казахстан, Узбекистан и Кыргызстан. Все эти страны расположены вдоль предложенного маршрута проекта Шёлкового пути.
Си сказал, что предложение Китая о строительстве экономического пояса Шёлкового пути, основанное на идее об общем развитии и процветании, направлено на то, чтобы ещё лучше связать азиатские и европейские рынки, что обогатит идею Шёлкового пути новым содержанием и принесёт пользу народам, живущим вдоль пояса. Находясь на противоположных концах пояса Китай и Германия, подчеркнул Си, представляют собой две главные экономики, играющие роль моторов экономического роста, соответственно в Азии и Европе. В настоящий момент Китай и Германия связаны между собой международной железной дорогой Чунцин-Синьцзян-Европа.
В 2011 году Китай ввёл в эксплуатацию железную дорогу Чунцин-Синьцзян-Европа. В 2013 году через Казахстан, Россию и Беларусь было открыто прямое грузовое железнодорожное сообщение Ченгду-Лодзь (Польша). Экономические выгоды железнодорожных линий, как альтернативы морским перевозкам из прибрежных портов Китая в Европу или авиатранспорту, огромны. Полная поездка по магистрали Чунцин-Синьцзян-Дуйсбург занимает всего 16 дней, тогда как для линии Ченгду-Лодзь её продолжительность составляет 12 дней. Железнодорожный транспорт Китай-Европа значительно быстрее, чем перевозка морем, на которую уходит около 40-50 дней, и намного дешевле воздушного. Более того, железнодорожный транспорт предоставляет более удобные варианты перевалки грузов и более скорой их доставки до конечного получателя.
Примечательно, что среди советников Путина, выделенных Вашингтоном для персональных санкций, был глава «Российских железных дорог» – жизненно важного партнёра в проекте нового Шёлкового пути. Похоже, что в попытках удержать свою несостоятельную мировую гегемонию Вашингтон увяз в идеологии экономического саботажа, конфронтации и войн.
Ключ – стабильность Центральной Азии
Концепция Экономического пояса Нового Шёлкового пути была представлена во время знакового 10-дневного визита Си Цзиньпиня в Центральную Азию в сентябре 2013 года.
Он посетил 4 страны региона: Туркменистан, Казахстан, Узбекистан (премьер Ли Кэцзян побывал в этой стране также в ходе своей ноябрьской поездки) и Кыргызстан. Кроме этого, он принял участие в 13-м саммите ШОС в Бишкеке и посетил саммит «Большой двадцатки» в Санкт-Петербурге, где уже в пятый раз за свой первый год пребывания в должности встретился с Владимиром Путиным.
Си представил на рассмотрение предложение о совместном строительстве Экономического пояса Нового Шёлкового пути, призванного укрепить отношения между Китаем, Центральной Азией и Европой, которое состояло из следующих 5 пунктов:
Си представил на рассмотрение предложение о совместном строительстве Экономического пояса Нового Шёлкового пути, призванного укрепить отношения между Китаем, Центральной Азией и Европой, которое состояло из следующих 5 пунктов:
- Усиление политических контактов с целью помочь «включить зелёный свет» для совместного экономического сотрудничества;
- Усиление дорожных коммуникаций с целью строительства большого транспортного коридора от Тихого океана до Балтийского моря, а также от Центральной Азии до Индийского океана, а затем поэтапного строительства сети транспортных коммуникаций между Восточной, Западной и Южной Азией;
- Усиление содействия торговле с упором на устранение торговых барьеров и принятие мер по уменьшению торговых и инвестиционных издержек;
- Усиление сотрудничества в сфере валютных отношений, с особым вниманием к расчётам валютами, которые могут снизить транзакционные издержки и сократить финансовый риск при одновременном повышении экономической конкурентоспособности; (это означало бы уменьшение роли доллара).
- Усиление международного обмена. Так, Китай выделил странам-членам ШОС 30 тысяч правительственных стипендий на обучение в китайских университетах в течение 10 лет, а также объявил о намерениях пригласить в страну 10 тысяч преподавателей и студентов.
Важнейшей движущей силой экономического развития чрезвычайно бедных регионов Шёлкового пути будет открытие Пекином вдоль его маршрута особых экономических зон, которые будут сообщаться с другими экономическими центрами в Китае, а также с его западными и южными соседями. Первая из них под названием «новый район Ланьчжоу» только что была открыта в китайской провинции Ганьсу.
В настоящий момент в Китае есть 6 новых районов, причём 4 из них находятся в прибрежных провинциях. Решение основать Новый район Ланьчжоу на северо-западе Китая, в одном из беднейших регионов – это чёткий сигнал о том, что Пекин уделяет особое внимание ускоренному развитию западных регионов Китая и их связыванию с другими, хорошо развитыми частями страны. Новый район Ланьчжоу в центре сосредоточения населения численностью почти 4 миллиона человек – это первая комплексная зона такого типа на северо-западе Китая и первая на историческом Великом Шёлковом пути.
Решение Китая сосредоточиться теперь на том, чтобы «ехать на Запад», имеет ещё одну важную составляющую, относящуюся к сфере безопасности. Пекину нужно обезопасить экспортные рынки и диверсифицировать свою транспортную сеть (главная тема, поднятая Си Цзиньпинем в ходе его поездки в Центральную Азию), особенно всё более ненадёжные морские пути на юге и юго-востоке Азии. Китай очень уязвим перед нарушением судоходства в Малаккском проливе, где участились нападения пиратов, незаконные перевозки и обострились нерешённые морские споры. Этим маршрутом в Китай доставляется почти 85 процентов его импорта, в том числе 80 процентов импорта энергетического. Пекин вполне понимает, что если Вашингтон вдруг решит пойти на конфронтацию с Китаем, то заблокировать Малаккский пролив не составит труда.
Уильям Энгдаль
Комментариев нет:
Отправить комментарий