Двигатель внешнего майданного сгорания
Как мы уже сообщали, 29 октября в 01.22 мск. в момент пуска с космодрома «Валлопс» (штат Вирджиния) взорвалась американская ракета-носитель Antares с частным грузовиком Cygnus, направлявшаяся к МКС. Космический корабль должен был доставить на Международную космическую станцию около 2,3 тонны груза. Провальный пуск транслировался в прямом эфире на сайте Национального управления по воздухоплаванию и исследованию космического пространства. Через считанные секунды после того как раздался рев двигателей, телезрители увидели, как сопло выбросило огромный оранжевый шар плазмы, в котором буквально растворилась ракета.
К счастью, обошлось без пострадавших, а материальный ущерб нанесен лишь южной оконечности острова Валлопс. Однако в результате крушения потеряно оборудование для научных экспериментов, продовольствие, вода и запчасти, предназначенные для американского сегмента станции.
Так что, несмотря на жесткий геополитический клинч, в который вступили на Земле РФ и США, наверху российским космонавтам придется проявить профессиональную солидарность и до весны делиться провизией с коллегами-астронавтами. Кроме того, США будут вынуждены обращаться к России с просьбой о доставке на МКС и других жизнеобеспечивающих грузов.
Это первая неудача, постигшая ракету Antares, из пяти запусков. Ключевым элементом Antares выступает еще советская «рабочая лошадка» – кислород-керосиновый двигатель НК-33 (разработанный в конце 1960-х годов СНТК Кузнецова для советской лунной программы). Хотя, по большому счету, это скорее американо-украинская продукция. После завершения лунной программы около четырех десятков двигателей самарского предприятия было продано американской частной корпорации Orbital Sciences. Однако в целях адаптации советской конструкции к американскому топливу, специалисты двигателестроительной корпорации Aerojet подвергли ее существенной переработке. К сотрудничеству была привлечена Украина.
Основную конструкцию первой ступени ракеты-носителя Antares создают КБ «Южное» и Южный машиностроительный завод, принадлежащие скандально известному украинскому олигарху и по совместительству губернатору Днепропетровской области Игорю Коломойскому.
В США уже создали спецкомиссию, которая проведет расследование обстоятельств и причин взрыва ракеты. Планируется, что главы космических агентств России и США обсудят обстоятельства происшествия на встрече 4 ноября.
- Двигатель AJ-26, который устанавливается на первую ступень ракеты-носителя Antares, представляет собой глубоко модернизированный НК-33, - напоминает член-корреспондент Российской академии космонавтики им. Циолковского, эксперт по ракетно-космической отрасли Юрий Караш – Его усовершенствованием занималась американская сторона. Далеко не все шаги, направленные на повышение эффективности космической техники, приводят к повышению ее надежности. Очень часто происходит ровно противоположное. Перед американцами стояла задача приспособить советскую конструкцию под американское топливо. Это могло стать одной из причин катастрофы. Но это лишь одна из версий, поскольку подвести могли программное обеспечение и электроника американского производства. Или сама конструкция ракеты в случае, если возникли какие-то нерасчетные вибрации.
«СП»: – Можно ли с высокой степенью достоверности установить причину взрыва? Ведь если расследованием ЧП будет заниматься NASA, его специалисты получат карт-бланш для спекуляций, в том числе политически мотивированных.
– Двигатель AJ-26 был глубоко модернизирован. И так была хорошая конструкция, а американцы принялись ее дополнительно улучшать. Вот и «до улучшались»…
Сейчас будет анализироваться телеметрическая информация, эксперты изучат видеозапись неудачного старта. Возможно, им что-то и удастся разглядеть. Когда в 1986 году шаттл «Челленджер» развалился в воздухе, машина превратилась в огромное облако пара. Тем не менее, специалистам удалось установить причину катастрофы. Виновником оказались уплотнители на твердотопливном ускорителе. Произошел отрыв левого ускорителя от одного из двух креплений, в результате чего был пробит основной топливный бак. Уверен, что в NASA разберутся и с Antares.
«СП»: – Первая ступень ракеты Antares производится в кооперации с украинским «Южмашем», который контролирует Коломойский. Этот одиозный персонаж подтверждает свое реноме «человека–катастрофы»?
– Не думаю, что один неудачный пуск как-то особенно повлияет на сотрудничество американских космических корпораций с его предприятием. Тем более что санкционной войны между США и Украиной нет. Да, доставлять грузы на МКС с помощью кораблей Dragon и Cygnus несколько дороже, чем с помощью российского «Прогресса». Но США поддерживают свои компании, инвестируют в собственные разработки. А мы - отстаем.
Подчеркну, что из взрыва Antares не стоит делать далеко идущих выводов. Все-таки это новая техника (третий полет). У нас «Протоны», которые уже полвека в эксплуатации, и те периодически падают. Американцы доработают эту машину и она будет нормально летать.
Советский и российский ракетостроитель, бывший ректор Балтийского государственного технического университета (Военмех) Юрий Савельев тоже считает, что в космической отрасли есть проблемы не только у американцев, но и у нас. В частности, с авионикой и электронной начинкой аппаратов.
– Мы практически утратили это производство. Исключение составляют ракеты военного назначения, где мы полностью отказались от импортных комплектующих. А так, есть пара центров – под Москвой и в Нижнем Новгороде, где изготавливают бортовые системы. В этом сегменте импортозамещения у нас работы - непаханое поле. Если американцы, японцы и европейцы перестанут продавать нам электронную «начинку» для космических аппаратов, то сразу возникнут большие проблемы. Точнее говоря, они уже давно возникли.
«СП»: – Наши конкуренты из США, наверняка, будут использовать эту историю, чтобы сделать черный пиар постсоветскому двигателестроению.
– Я лично знаю многих специалистов с «Южмаша», где у меня много друзей, включая директора предприятия. Надо иметь в виду, что украинские производители находятся под серьезным контролем со стороны американцев. Еще с того времени, когда они подрядились на участие в проекте «Морской старт». С тех пор американцы чувствуют там себя как дома. Хорошо, что в свое время генеральный конструктор «Южмаша» Владимир Уткин вывез оттуда всю документацию по ракете «Сатана» («Воевода») - еще до распада СССР. А так представители США контролируют все технологические цепочки. Собственно, с них и спрос.
«СП»: – Насколько нынешняя Украина привлекательна в качестве партнера по кооперации в авиакосмической области? Нет ли опасности, что анархия из социально-политической сферы перейдет в промышленную?
– Это практически неизбежный сценарий. По-хорошему, России нужно срочно переходить на автономное производство тех же топливных баков для двигателей ракет. Но это будет трудно сделать. Они изготавливаются из углепластикового волокна. Нужны огромные станки, которые мотают баки диаметром три с лишним метра. В России такое оборудование есть, но значительно меньшего размера. Да и углепластиковое волокно у нас не производится. Вспоминаю, выступление в Госдуме генерального конструктора ФГУП «Московский институт теплотехники» Юрия Соломонова. Он еще много лет назад сетовал, что в результате приватизации закрываются цеха, которые производили углепластик для обмотки баков и защиты критически сечений и сопел реактивных твердотопливных двигателей. Из-за этого мы не могли какое-то время делать «Булаву».
«СП»: – Допустим, с волокном разберемся, а как быть со станками?
– Нам их сейчас никто не продаст. Это огромная технологическая проблема. Я уже не говорю о том, что произведенная на Украине ракета «Сатана», которая еще стоит на вооружении наших стратегических сил, нуждается в техобслуживании. А работы по продлению срока боевого дежурства проводили специалисты с «Южмаша». Если эти регламентные мероприятия не будут проводиться, мы будем должны в течение трех лет демонтировать оставшиеся РС-20В.
То, что происходит на Украине, выгодно американцам, которые попытаются маргинализировать нишу российских производителей на рынке космических перевозок. На том же «Южмаше» США могут делать свои противоракетные системы. В свое время это было лучшее ракетное предприятие в мире, на котором создавалась ракета «Сатана», «монстр XX века». Ничего подобного у американцев до сих пор нет. В последние годы они застыли на месте со своей Minitman-3. Вот почему Вашингтон будет всячески препятствовать возрождению контактов в военно-технической сфере между Украиной и Россией.
Учитывая, что ракета Antares рухнула на стартовый комплекс, NASA предстоит раскошелиться на устранение последствий этой катастрофы, отмечает член бюро Президиума Федерации космонавтики Российской Федерации Олег Мухин.
– Что касается причин происшедшего, то пока трудно сказать что-то конкретное. Конечно, с учетом характера наших отношений с США, можно ожидать любых обвинений. Другое дело, насколько они будут соответствовать действительности. Разобраться при желании можно. Хотя, конечно, при таком мощном взрыве и пожаре будет проблематично найти неповрежденную деталь, которая стала виновницей этого ЧП. Рассуждать о причинах преждевременно. Нужно получить и проанализировать весь массив информации, начиная от сборки ракеты и до ее запуска.
Последний инцидент (слава богу, что на этот раз обошлось без пострадавших) лишний раз подтверждает, что космос - это серьезное дело. И такие аварии происходят не только у нас, но и у американцев. Отсюда вывод о важности международного сотрудничества. Российские «Прогрессы» сейчас снова окажутся весьма кстати для доставки американских астронавтов и грузов на МКС. Так что Вашингтону придется немного поумерить свои амбиции в космической сфере.
«СП»: – Американцы поспешили обвинить российские двигатели.
– К российским производителям у них не должно быть никаких претензий. В конце концов, двигатели были давно приобретены у СНТК им. Н. Д. Кузнецова, прошли модернизацию и тестировались американской стороной. Механику изготавливали в днепропетровском КБ. Если бы мы полностью собирали ракету, поставляли ее и запускали, это одно дело. А так американцы сами собирают носитель из комплектующих, готовят стартовую систему и т.д.
Но у нас тоже нет повода, чтобы задирать нос. Научно-техническая база, уровень и культура производства и серьезное финансирование позволяют США самостоятельно решать задачи в космосе. Просто на каком-то этапе они посчитали, что выгоднее покупать российские двигатели. Но сегодня, помимо Америки и России, свои ракеты-носители есть у Франции, Китая, Индии, Японии. Нам нужно идти вперед и ставить более амбициозные задачи. Тем более что МКС просуществует еще порядка 5-6 лет. Если мы потеряем это время, нам просто нечего будет выводить в космос.
Василий Ваньков
Комментариев нет:
Отправить комментарий