воскресенье, 20 марта 2016 г.

Цели США в Сирии(spydell)


1. Полностью признанная США, а тем самым и мировым сообществом агломерация «договороспособной» или «умеренной» оппозиции на западе Сирии;
2. Частично признанный Сирийский Курдистан по границе с Турцией;
3. Непризнанная, но устойчивая формация консолидированного скопления террористического сброда на востоке Сирии.

Каждая часть Сирии будет играть строго определенную роль. Хотя формально Сирия может по протоколам является единым и неделимым государством, но фактически будет существовать в трех измерениях.

Первое измерение. Смысл первого новообразования в виде «зеленых» повстанцев, имеющих рукопожатный статус, заключается в формировании легального проамериканского представительства в Сирии, которое обретет политическую субъектность со всеми вытекающими обстоятельствами. Т.е. смогут заключать коммерческие контракты с цивилизованным миром, иметь представителей в ООН и других международных организациях, участвовать в текущих и будущих переговорных процессах и обивать пороги кабинетов американских и евро чиновников.

Экономический и политический смысл создания первого измерения Сирии заключается в строительстве трансконтинентальной нефтегазовой магистрали, запитывающей в перспективе ВЕСЬ Ближний Восток для поставок энергоносителей в Европу. Пробитие энергетического сухопутного коридора из Персидского Залива в Европу. То, что хотели сделать давно, но по ряду причин не получалось.

Трансконтинентальная нефтегазовая магистраль может замыкать на себя Саудовскую Аравию, Ирак, ОАЭ, Кувейт, Катар и Оман (и быть может Иран, но очень сомнительно) по маршруту Сирия-Турция и дальше разветвление в сторону Болгарии и Греции с последующим распределением на Западную и Восточную Европу. Задача «зеленых» будет незамысловата – охрана и обеспечение транзита нефти и газа из стран Персидского Залива в Европу, плюс полное и всеобъемлющее представление интересов США в Сирии.

Целью этого проекта для США является абсолютный контроль над энергопотоками в Европу и отсечение России (вплоть до полной энергоблокады) от европейского рынка. Сейчас Россия удерживает 30% нефтяного рынка ЕС и чуть больше 40% газового рынка. США не смогут поставлять в Европу нефть в значимых объемах, т.к. сами являются чистыми импортерами и будут ими являться еще очень долго, но США смогут поставлять в Европу газ с 2018 года.
Читать дальше...Свернуть )

Что касается поставок нефти, то под диверсификацией поставок нефти в ЕС и США, по всей видимости, понимают снижение закупок нефти и нефтепродуктов из России в среднем по 10% в год от уровня 2015 года в следующие 10 лет с доведением общих поставок до 40-50% от уровня 2015 к 2020 и вплоть до 0-10% к 2025. Где заменой Россией выступит Ближний Восток на 70%, Африка на 25% и 5% на оставшиеся рынки. Учитывая, что спрос на энергоносители в ЕС упадет примерно на 10-15% от текущих значений к 2022-2025, то замещение России на европейском рынке не выглядит фантастикой. 10 лет потребуется, чтобы перестроить европейскую энерго систему под новых поставщиков, а Ближнему Востоку и Сирии подготовиться в создании необходимой добывающей и транспортной инфраструктуры.

По газу несколько иначе. Треть поставок всего газа в ЕС обеспечивает Норвегия, около 40% - Россия, на Африку приходится почти 19% (Алжир – 14%, Ливия и Нигерия примерно по 2%), на Ближний Восток всего лишь 9% (Катар – около 7%).

Основные страны на Ближнем Востоке, добывающие газ – Иран, Катар, Саудовская Аравия и ОАЭ. Но все вышеперечисленные – это сейчас не более 90% от добычи России. Заместить Россию на газовом рынке за 10 лет невозможно в отличие от нефтяного рынка. Даже, если США начнут поставки, а в Африке и на Ближнем Востоке начнут строить инфраструктуры для добычи не менее 150-180 млрд куб.м дополнительно к 2025 году, доля Россия в худшем случае опустится до 12-15% через 10 лет (в три раза от уровня 2015).

Но тем не менее, тенденции очевидны. То, что об этом не говорят в публичном поле не означает, что нет приготовлений. Скорее всего к 2025 году Россия будет поставлять примерно ноль нефти и нефтепродуктов в Европу и иметь около 12% газового рынка против 40-43% текущих.

Второе измерение. Сирийский Курдистан. Говоря о «частично признанной», я подразумеваю молчаливое одобрение США с кивками от ЕС и окриками со стороны Турции, но при этом Сирийский Курдистан не получит какой либо официальной политической легализации в мировом сообществе и скорее всего на правах Палестины будет существовать.

Поддержка курдов со стороны США, даже вопреки ожесточению Турции имеет свою логику. Одна из сторон американской опеки имеет схожую формацию с поддержкой Украины. Курды не являются каким-либо значимым звеном в финансово-экономическом плане, не обладают весомой политической субъектностью, но могут и должны выполнять роль перманентного огня под задницей Турции, такой раздражающей занозы, способной к нагнетанию обстановки точно также, как сейчас Украина играет похожую роль в отношении России.

Сирийский Курдистан имеет вполне внятного адресанта – Турцию, Украина создана для дестабилизации России, а общая фрагментация на Ближнем Востоке через развал шиитского оплота в Ираке и Сирии с доминированием суннитов – это для сдерживания Ирана. А Россия и Иран в перспективе будут играть сдерживающую роль для Китая.


Турция – исторически весьма своеобразный игрок, строптивая такая, со своими амбициями, далеко не всегда контролируемая. Сирийский Курдистан может играть усмиряющую роль, позволяющую американцам более тщательно контролировать Турция, надавливая на все ее болевые точки. В Турции до четверти населения – курды, поэтому поддержка курдов – страховка для США при условии, если центральная власть выйдет из под контроля. Теория хаоса и политика сдерживания во всей красе.

Третье измерение. Никем не признанное, нелегальное новообразование в виде террористическое сброда всей мастей на востоке Сирии. Чисто формально, в СМИ и в рапортах военных может создаваться иллюзия, что весь цивилизованный мир воюет с террористами. Реальность совершенно иная.

Для США создание грандиозного плацдарма для подготовки террористов – это последовательный план еще с 1982 года, когда они активно взялись за войну в Афгане. То, что они создавали в Пакистане в 80-е года с поддержкой Саудовской Аравии никуда не годится в долгосрочном плане, т.к. структура должна быть не временная, а достаточно устойчивой и стабильной. После они предпринимали попытки создания лагерей в Ираке по время войны, в Судане, даже в Сомали, ну и разумеется в Афганистане через попытки перехвата управления над движением Талибан. Успехи были. Аль-Каида, как квинтэссенция наиболее успешной американской структуры, имеющую матричную, весьма децентрированную форму с высокой устойчивостью и потрясающими репродукционными и регенерационными возможностями. Талибан – как первое в мировой истории квазигосударственное образование с элементами террора, но все же не в полной мере контролируемая США.

ИГ является эволюцией управленческих и военных решениях в рамках накопленного опыта за последние 30 лет в создании террористических и повстанческих группировок.

ИГ – ударный кулак США в регионе, модель гибридной войны в военной плоскости, т.к. после 2011 США значительно подкорректировали военную доктрину, концентрируя усилия на обуздании реакционных элементов в Африке и на Ближнем Востоке против того, чтобы воевать самим. Грубо говоря, война чужими руками, снимая с себя ответственность за разрушенные регионы и порядившиеся хаос. Если бы воевали сами, то это порождало бы экономическую и политическую ответственность, а так «это все само получилось, мы не виноваты». ИГ вне всяких сомнений еще понадобится США и не только в Сирии.

---

Так вот. С геополитической точки зрения Сирия для США важный и лакомый кусок. Это возможность «прорубить окно в Европу», т.е. сухопутную трансконтинентальную нефтегазовую магистраль, чтобы контролировать все энергопотоки в Европу и отключить Россию от европейского рынка. Это возможность более эффективного контроля Турции через курдов (принцип «огня под задницей»), что ограничивает региональную экспансию Турции с недопущением автономности. Это создание грандиозного полигона и лагеря подготовки террористов всех мастей.

При этом, если запад Сирии еще будет иметь какие-то признаки цивилизации, то восток Сирии опустится в глухой пещерный архаизм, что на самом деле идеальная почва под экстремизм.

Ну и разумеется, места Асада в американской партии нет совсем ни в каком виде, стоит ли говорить о России? В этом отношении сдача Асада – это эквивалентно полному и окончательному уходу России из Сирии, в перспективе отключению от европейского энергорынка и мега базы террористов в нескольких километрах от границы России. Сдадут ли Асада? Да, вероятность необычайно высока, тем более официальные лица России говорили, что за Асада «мы не держимся». Найдет ли этот план раздела Сирии воплощение в реальности? Посмотрим.

Комментариев нет:

Отправить комментарий