В России закончился период «процветания», наступает эпоха «тощих коров». Такое мнение высказал в интервью NDNewsдоктор исторических наук, профессор и заведующий кафедрой связей с общественностью МГИМО Валерий Соловей. По его оценке, кризисная ситуация затянется в России на 15-20 лет, а социальные протесты могут вспыхнуть уже к весне 2017 года на фоне катастрофически низкого качества управления и идиотских решений власти, как это было в конце 80-х накануне краха СССР.
«Новый День»: Валерий Дмитриевич, в последнее время случилось несколько знаковых политических событий. Одно из них – запрет движения «Русские». Почему это произошло?
Валерий Соловей: Подоплека очень простая и связана в целом с русским национализмом. Дело в том, что власть всегда опасалась русского национализма как движения, с ее точки зрения, радикального, неподконтрольного и, главное, способного стать острием копья в случае протестов.
В «Русских» особенно не нравилось то, что они выступили против присоединения Крыма и против вмешательства России в войну на Донбассе. Мне кажется, предполагалось, что в случае возникновения новых протестов «Русские» бы выступили вместе с либералами. А поскольку у «компетентных» органов власти есть убеждение, что националисты контролируют уличную радикальную массовку (например, Дмитрий Дёмушкин проводит семинары по ножевому бою), то их надо превентивно обезвредить.
Есть еще одно обстоятельство: «Русские» выросли из движения из Движения против нелегальной иммиграции, которое несколько лет назад тоже была закрыта по решению суда. Поэтому это старая история, которая длится уже лет 7.
«Новый День»: Но почему именно сейчас начались аресты лидеров, не раньше?
Валерий Соловей: Ситуация с точки зрения власти не выглядела такой критической и опасной, как сейчас. Сегодня серьезный экономический кризис, положение ухудшается. Согласно многочисленным экспертным аналитическим оценкам в России ожидается волна социальных протестов – не в этом году, так в следующем. Соответственно, значительно выше оцениваются угрозы со стороны тех, кто мог бы возглавить протесты или в них участвовать.
На мой взгляд, эти страхи очень преувеличены. Мы должны понимать, что люди, которые по профессиональному долгу занимаются анализом русского национализма, всегда набивают ему цену, чтобы выгоднее представить работу – «предотвратили», «справились с опасными заговорщиками». Но на самом деле не было столь значительных угроз, и сейчас нет.
Если вы хотите кого-то обезвредить в России – проще всего его арестовать. Будут ли это реальные основания для ареста, или надуманные. Правоохранительные органы толкуют российские законы очень гибко и избирательно.
«Новый День»: А будет ли сама по себе либеральная оппозиция проявлять активность в ближайшее время? Есть ли у нее какие-то перспективы?
Валерий Соловей: Надо посмотреть на результаты региональных выборов в сентябре. Если либеральная оппозиция хорошо сработает (например, в Костроме, других регионах), может быть, у нее есть шансы.
Но дело не в либеральной оппозиции и не в националистах. В обществе существует потребность в альтернативе. Если у нас люди все еще высоко оценивают Путина, это не значит, что они так же высоко оценивают «Единую Россию» и местных чиновников.
При этом потребность в альтернативе ощущается не только в Москве, но и в провинции. Люди готовы проголосовать за любую более-менее вменяемую политическую силу.
К тому же на региональных выборах предпочитают голосовать не столько за партийную платформу, сколько за конкретных людей, которых знают. Ключевой вопрос – не партийная принадлежность или идеология, а эффективность.
Сегодня главная проблема России – катастрофически снижающееся качество управления по всей стране. Поэтому очень высоко ценятся отдельные люди, способные хорошо управлять – они сейчас на вес золота, их ищут с фонарем.
Поэтому посмотрим, как пройдут региональные сентябрьские выборы. В любом случае, вне зависимости от результатов, потребность в альтернативе будет нарастать. Думаю, мы это увидим уже на других, думских выборах в сентябре 2016 года.
Власть бросит все имеющиеся у нее ресурсы, чтобы провести общенациональные выборы под контролем. Уже сейчас заложен результат – по партийным спискам должны пройти в Думу те же самые четыре партии. А по мажоритарным округам должны пройти формально независимые кандидаты, которые на самом деле будут контролироваться Общероссийским Народным Фронтом.
Но вместе с тем предполагают допустить к выборам и некоторые оппозиционные партии – в том числе, как я предполагаю, «ПАРНАС». Это нужно, чтобы у людей создалась видимость равной конкуренции, чтобы не было почвы для протестов.
Мне кажется, что общенациональные выборы удастся провести под контролем и получить нужный результат. Но после этого нас, может быть, не сразу, будут ожидать очень серьезные проблемы. Запас не только экономической, но и морально-психологической прочности общества будет исчерпан. И проблемы будут возникать, скорее всего, весной 2017 года.
«Новый День»: На повестке дня – освобождение Евгении Васильевой. Народ негодует из-за такого решения. Не кажется ли Вам, что это неосторожный шаг для власти?
Валерий Соловей: Этот шаг не только неосторожный, но откровенно идиотический. Есть глупость – такой стиль мышления. Власть ведет себя очень цинично, развязно, поэтому совершает глупость за глупостью. Публичное уничтожение еды, идея закрыть Википедию, запрет бытовых моющих средств. Это можно охарактеризовать одним кратким словом – идиотизм.
Для режима, который находится в кризисе, идиотское поведение – это норма, начинают совершать ошибку за ошибкой. Они находятся в сильном стрессе, распоясались от безнаказанности и собственного цинизма и начинают дурить. Это начинает вызывать у общества, которое, казалось бы, ко всему притерпелось, негодование.
Реакция на освобождение Васильевой оказалась более сильной, чем предполагали. Людям плюнули в физиономию. Когда-то терпение заканчивается – причем, как показывает история, оно всегда заканчивается неожиданно.
«Новый День»: Ситуация, мягко говоря, странная – население все еще поддерживает Путина и верит в него. В то же время властные структуры принимают подобные решения. Почему такой диссонанс?
Валерий Соловей: На самом деле, нет никакой продуманной стратегии, власть плывет по течению. Надежда лишь на то, что экономическая ситуация улучшится, что цены на нефть стабилизируются и начнут расти. Путину фартило почти 10 лет – но любое везение рано или поздно заканчивается.
Никакой вертикали власти в России не существует. Россия управляется все хуже – если постоянно не дергать за ниточки, то чиновники на местах что хотят, то и воротят. Их пытаются приструнить с помощью борьбы с коррупцией, но не очень получается – потому что сама верховная власть замарана в этом. Они видят часы Пескова и яхту, на которой он отдыхал – если им можно, почему нам нельзя? Рыба-то с головы гниет. Или, говоря языком социологии, правящая группа задает стандарты и ценности.
И люди перестают это терпеть. Они могли терпеть это, когда в стране было нормальное материальное положение, когда поступали нефтяные деньги. Конечно, доходы разделялись не поровну, но многим перепадало. Казалось бы – «ну, воруют, ничего страшного – ведь благосостояние растет, за границу ездим, квартиру в ипотеку купили».
А сейчас – все, закончилось, причем всерьез и надолго. Эта скудость растянется на годы – у людей, естественно, нервы начинают не выдерживать, и напряжение растет.
Людей возмущает несправедливость – причем и богатых, и бедных. Если вы спросите, что объединяет сейчас всех в России, от олигархов до обычных людей – они все хотят справедливости. Да, можно шутить: у кого-то жемчуг мелок, у кого-то щи жидки, но все считают, что обижены, а источник несправедливости – власть.
Это не только моральные проблемы, но и политические. Стремление к восстановлению справедливости двигает всеми социальными и политическими процессами. Это то, что называют «ключевым мифом революции», и сейчас в России это начинает усиливаться.
А российская власть – это не гранитная скала, а кусок швейцарского сыра, испещренного дырками. Страна очень плохо управляется, чрезвычайно плохо. Это плохое качество менеджмента сверху донизу, и оно ухудшается. Просто раньше эти ошибки можно было заливать нефтяными деньгами – воровство, коррупцию и пр. Сейчас уже не получается.
Например, зачем было переворошить всю Москву и начать строить новые тротуары? Это вызывает массовые недовольство. Люди не понимают, зачем на это тратятся деньги. Три-четыре года назад сказали бы «ну и ладно». Но сейчас кто-то теряет работу, у кого-то снижаются доходы – а тут мало того, что создали неудобства, так еще и тратят огромные средства городского бюджета.
Мы входим в другую эпоху. В России закончилось процветание – наступает время тощих коров, говоря библейской фразой, и наступает надолго. Жизнь здесь придется менять, соответствовать новым императивам – а власть этого не понимает.
«Новый День»: Наверное, это растянется не на год-два, а как минимум на десятилетие?
Валерий Соловей: Это надолго. Лет на 15-20, и это если в России будет национальное, более-менее разумное трезвое управление. А его еще надо ввести. То, которое сейчас, еще живет инерцией прошлого – идет вперед с головой, повернутой назад – в тучные годы.
Поэтому все эти идиотские идеи запрета на ввоз винных материалов и пр. означают, что просто делят куски уменьшающегося пирога. Ресурсы уменьшаются, аппетиты – нет. Значит, пирог надо делить.
А людям все это создает проблемы. В одном магазине, например, стоят отечественные стиральные средства и импортные. Отечественные дешевле – но кому мешают импортные? Нет, их нужно убрать, чтобы поднять цены на отечественные и вообще лишить людей альтернативы! В конце концов, что, мыльной стружкой стирать, как в СССР? Вы не смейтесь, я весь этот идиотизм уже наблюдал в конце 80-х гг. – все было так же. По другим предметам и поводам, но все тот же нарастающий идиотизм – а это всегда преддверие серьезных потрясений. Поэтому смешно полагать, что дело в «Русских»…
© 2015, РИА «Новый День»
Комментариев нет:
Отправить комментарий