пятница, 3 апреля 2015 г.

БАЛТО: НАСТОЯЩАЯ ИСТОРИЯ ХАСКИ


Многие видели мультфильм Стивена Спилберга «Балто», в котором рассказывается, как собаки, запряженные в упряжки, спасали детей от дифтерии, доставляя необходимое лекарство. История эта не вымысел, она действительно произошла в 1925 году и навсегда прославила сибирских хаски.

Порода хаски наделена дружелюбным и спокойным характером, эти собаки быстро привыкают к новому дому и хорошо ладят с детьми. При этом хаски не терпят поводка, они могут только тянуть сани, но совершенно не пригодны в качестве служебных или охотничьих собак. Сибирский хаски Балто родился 10 февраля 1919 года на Аляске в городке Ном. Он был простым ездовым псом и использовался в первые годы своей жизни для доставки еды по городу, так как считался довольно медлительным и неподходящим для тяжелой работы. Свое имя пес получил в честь известного норвежского исследователя народности саами Самуила Балто, который побывал в Номе в период золотой лихорадки.
ЧЕТВЕРОНОГИЙ ГЕРОЙ
Городок Ном, стоящий на берегу Берингова моря, -- детище золотой лихорадки, разразившейся на Аляске в конце XIX века. Со временем прииски иссякли, оставив без работы и источника дохода почти полторы тысячи жителей. Ко всем прочим неприятностям в середине января 1925 года в этом богом забытом месте началась эпидемия дифтерии – болезни, которой наиболее подвержены дети. Как выяснилось, срок годности имеющейся вакцины истек. Когда несколько детишек погибли, а многие находились на пороге смерти, единственный врач города бросил в радиоэфир отчаянный крик о помощи. Выяснилось, что немного вакцины осталось в городе Анкоридж, который находился за более чем полторы тысячи километров от поселения. К этому времени навигация уже закончилась, а единственный самолет, который мог бы перебросить лекарство, стоял с замерзшим двигателем. И все же решение было найдено. На поезде коробку с лекарством доставили в городок Ненана, где кончалась железная дорога, а последние 650 км иного пути, кроме как на собаках, не было. Этот трудный путь предстояло пройти 20 погонщикам и 150 собакам, эстафетой передавая спасительное лекарство. Между тем температура воздуха быстро упала до -50 градусов.
Как это часто бывает, больше всего пресса уделила внимания заключительному этапу доставки вакцины. Героем стал норвежец Гуннар Каасен с его упряжкой из сибирских хаски во главе с неопытным, но выносливым вожаком Балто. 2 февраля 1925 года ящичек с вакциной, укутанный в оленьи шкуры, был принят Каасеном от предыдущего экипажа. Буран в этот день бушевал не на шутку, и Каасен, как сам потом рассказывал, не видя даже собственных рук, потерял ориентиры. Собаки двигались в правильном направлении только благодаря чутью Балто. В какой-то момент ураганный ветер, дующий со скоростью около 30 метров в секунду, поднял нарты и собак на воздух, пакет с сывороткой провалился в снег. К счастью, погонщику все же удалось его найти. В этой снежной круговерти Каасен разминулся с упряжкой, ждущей его на следующем этапе, и ему пришлось продолжать свой нелегкий путь к Ному, до которого еще оставалось более 30 километров. Собаки на пределе сил все шли и шли вперед за своим вожаком, но постепенно одна за другой падали на снег. Каасен перерезал постромки и продолжал гнать вперед, но вскоре тоже изнемог и, тяжело дыша, рухнул на нарты. А Балто уже в одиночку тащил упряжку дальше при морозе -60 градусов. Пес не мог знать о больных детях и о лекарстве, но понимал, что жизнь хозяина зависит только от него.
Они прибыли в Ном в 5:30 утра 2 февраля, пройдя 85 км за семь с половиной часов. Сыворотка замерзла, но не испортилась, и с ее помощью эпидемия дифтерии была остановлена за пять дней. Погонщик Гуннар Каасен, вожак Балто и остальные собаки были тут же признаны героями в США.
«СЛАВНАЯ» ЖИЗНЬ
На волне славы Каасен организовал тур по стране. На Балто и упряжку хаски приходили посмотреть толпы людей. Чтобы не потерять форму, собаки возили упряжку, поставленную на колеса. Пресса вовсю пестрила сообщениями о подвиге Балто. Но интерес публики, как известно, недолговечен, и ажиотаж постепенно утих. Леонард Сеппала, хозяин четвероногого героя, считал, что почести достались последнему экипажу и Балто незаслуженно. Поэтому, когда некий Сэм Хьюстон захотел купить у него пса, Сеппала, не раздумывая, согласился. Хьюстон организовал представление в одном из городских театров, куда разрешалось заходить только джентльменам, уплатив 10 центов.
Спустя пару лет Балто оказался полностью забытым. Джордж Кэмпбелл, кливлендский бизнесмен, решил найти легендарного пса. Явившись в театр, Джорж был в шоке от увиденного. Балто и остальные хаски были посажены на стальные цепи в тесных, грязных клетках. При малейшем движении оковы причиняли им сильную боль. Через прутья на Джорджа смотрело безучастное, исхудавшее и больное подобие гордого хаски. Разгневанный бизнесмен отправился к Хьюстону и настоятельно потребовал продать ему собак. Тот сопротивлялся недолго, но уступил за две тысячи долларов. К чести Кэмпбелла надо сказать, что он оперативно начал сбор денег по всей стране и необходимая сумма была собрана к назначенному сроку. Собаки были выкуплены и привезены в Кливленд 19 марта 1927 года. В Кливлендском зоопарке, куда поместили измученных животных, они вновь обрели популярность. На них приходили посмотреть, их рисовали, фотографировали. В первый же день около вольеров побывало 15 тысяч посетителей!
НАСТОЯЩИЕ ГЕРОИ
В этой славной истории (такое часто бывает) настоящие герои остались в тени. На самом деле большая часть выполненной работы принадлежала упряжке того самого Сеппалы во главе с псом Того. Псу на тот момент исполнилось уже 12 лет. А Балто, прошедший сравнительно небольшой, но славный отрезок пути, был вдвое моложе.
Сеппала получил сыворотку возле деревни Шактолик, примерно в трехстах километрах от Нома. В тот день температура воздуха была 30 градусов ниже нуля. И погонщик решил сократить путь, пройдя по льду залива Нортон. Сквозь тьму и метель они 80 км пробирались по кромке льда, который местами опасно трещал под нартами. Однажды лед вокруг обломился, и их чуть не унесло в открытое море. Но, по счастью, льдину почти прибило к берегу. Погонщик с вожаком и с постромками перебрались через полутораметровую полынью, чтобы притянуть туда нарты и остальных собак. И опять им не повезло – упряжь упала в воду. Тогда вожак Того прыгнул в ледяную воду и тянул постромки до тех пор, пока льдина не подошла плотно к берегу, чтобы собаки могли выбраться на крепкий лед и вытянуть драгоценную поклажу. На протяжении всего пути Того прекрасно справлялся с обязанностями вожака: он угадывал правильный путь в темноте, заставлял работать уставших и замерзших собак, предупреждал каюра о полыньях и трещинах. Они едва успели: через три часа после того как упряжка миновала Нортон, лед в заливе окончательно вскрылся.
Добравшись до северного побережья, Сеппала вместе с собаками заночевал в хижине. Он надеялся, что через какое-то время буря утихнет. Однако утром мороз продолжал крепчать. Тем не менее погонщик с собаками продолжили путь, торопясь доставить долгожданное лекарство для умирающих детей. Когда упряжка подъехала к Головину, собаки упали на снег, полностью обессиленные. У вожака Того отнялись лапы, он больше не мог даже двинуться с места, пройдя несколько сотен километров сквозь метель и морозы. Но до Нома осталось еще 85 километров. Здесь эстафету и перехватил Каасен с Балто. Можно понять обиду Сеппалы, что не Того, а Балто стал героем пробега. Он даже называл того выскочкой.
ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ
Пес Балто умер в 1933 году. После смерти он в виде чучела попал в Кливлендский музей естественной истории. Там же находится и кинопленка от 1925 года, запечатлевшая Балто и его сподвижников.
Еще в 1925 году скульптор Фредерик Рот изваял статую пса для Центрального парка Нью-Йорка – Балто даже присутствовал на официальном открытии памятника. Табличка с описанием его подвига завершается тремя словами: «Выносливость, верность, ум». Бронзовый Балто и сейчас встречает детей в Центральном парке – его мышцы напряжены, уши насторожены, он словно по-прежнему готов к любым испытаниям, вопреки тьме, пурге и страху. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий