Станислав Гроф — чешско-американский психолог и психиатр, доктор медицины, основатель, один из пионеров в изучении измененных состояний сознания для лечения, роста и самопознания человека.
В настоящее время Гроф — профессор факультета психологии Калифорнийского института интегральных исследований. Кроме того, он проводит обучающие семинары для профессионалов («Трансперсональные тренинги Грофа»), а также выступает с лекциями и семинарами по всему миру. Книги и статьи Грофа переведены на двенадцать языков, включая немецкий, итальянский, испанский, португальский, голландский, шведский, датский, русский, чешский, польский, китайский и японский.
Человек-марионетка
Вот достаточно стандартная ситуация: мужчина, встречаясь с любимой женщиной, постепенно начинает испытывать чувство дикой ревности ко всем окружающим ее представителям своего пола и безотчетный страх, что подруга бросит его. Вскоре их отношения становятся такими тяжелыми, что женщина действительно его оставляет. В дальнейшем ситуация в разных вариантах начинает повторяться. Объяснения этому наш герой найти не может, давно забыв, что, когда он был маленьким, мать уехала в другой город к его отцу, оставив ребенка с чужими людьми. Малыш при этом испытал ужас и чувство одиночества, ненависть к мужчине, на которого его променяла мать. Став взрослым, он безотчетно начинает руководствоваться в отношениях с женщинами забытым детским опытом, лишаясь при этом свободы выбора жизненных обстоятельств и оказываясь марионеткой собственного сознания.
Что же делать? Ведь в обычном состоянии человек не может вспомнить обстоятельства, которые затем стали определять его поступки. Станислав Гроф разработал специальную методику, позволяющую людям вспомнить те ситуации, которые были вытеснены из их обыденного сознания, и освободиться от них, заново пережив и осознав. Речь идет о различных дыхательных практиках, которые объединены под общим названием «холотропное дыхание».
В результате многочисленных опытов Гроф выяснил, что песчинками многочисленных жемчужин, разбросанных в нашем сознании, могут являться как стрессовые ситуации, которые человек пережил в сознательном возрасте, так и пережитые им еще в утробе матери. Те переживания, которые испытывал ребенок до и во время рождения, оказываются наиболее сильными, определяющими поведение человека в дальнейшей жизни и при этом именно они наиболее глубоко спрятаны в сознании.
Условно Гроф разбил типы поведения человека в зависимости от его переживаний в утробе и во время родов на четыре класса: класс невинности, класс жертвы, класс борьбы, класс любви и свободы. Гроф назвал их матрицами.
Как же эти матрицы проявляются в жизни? Представим такую ситуацию. Начальник вызывает подчиненного в свой кабинет. Кто-то, узнав об этом, начинает нервничать и готовить себя к самому худшему. Это значит, что тип переживаний, которые человек испытал, будучи ребенком, заставляет его ощущать себя в качестве жертвы. Другой человек, чье появление на свет происходило иначе, в точно такой же ситуации войдет в кабинет к начальнику, как в клетку с тигром, готовый укротить «хищника». Он — в матрице борьбы. Возможен и третий вариант, когда человек окажется в матрице невинности и отправится к любимому шефу за очередным подарком судьбы.
Какова же зависимость между предшествующим рождению периодом и поведением человека в жизни?
МАТРИЦА НЕВИННОСТИ
Этот тип отношения к жизни закладывается у ребенка с момента зачатия и до начала схваток. В этот период ребенок обычно испытывает ощущение комфорта и тепла, единства с окружающим миром, постоянного присутствия кого-то более сильного и любящего рядом с собой. Ему не нужно никуда стремиться, ничего добиваться — у него все есть. Если сознание взрослого человека почему-либо попадает в эту первую матрицу, то он испытывает по отношению к окружающему миру точно такие же чувства — удовлетворения и гармонии. Если же жизнь в утробе протекает неблагополучно — например, мама переживает какие-либо неприятности, хочет сделать аборт или боится выкидыша, — ребенок ощущает себя одиноким и покинутым, беззащитным перед огромным миром, таящим непонятную угрозу. Став взрослым, он начинает считать, что мир относится к нему агрессивно и враждебно, испытывая чувство обреченности.
МАТРИЦА ЖЕРТВЫ
Вторая матрица закладывается в период от начала схваток до открытия родовых путей. В этот момент у ребенка возникает ощущение, что мир, который был добрым, спокойным и безопасным, вдруг становится враждебным. То, что он успел почувствовать в этот момент, определит его отношение в последующей жизни к безвыходным ситуациям. Если этот период родов был благополучным, человек придерживается в жизни мнения, что неразрешимых проблем не бывает. А если оказался трудным, любая напряженная ситуация может восприниматься им как безвыходная. Последствия этого периода родов для сознания бывают настолько тяжелыми, что порождают иногда неосознанное стремление к самоубийству.
МАТРИЦА БОРЬБЫ
Ей соответствует время прохождения ребенка по открывшимся родовым путям. Войдя в них, он начинает испытывать нечто, очень напоминающее смерть. В этот момент ребенка охватывает ощущение глобальной катастрофы, разделения с собственным телом. Основное его желание — выйти наружу, разрушить то, что мешает ему родиться. К этому добавляется сильное чувство вины, потому что он понимает: своими действиями причиняет боль дорогому для него существу.
Основная идея третьей матрицы — идея пути, движения, борьбы и разделения. Путь навстречу свету должен быть пройден ценой неимоверных усилий. Чтобы достичь цели, ребенок собирает воедино все свои силы. Те выводы, которые делает он в этот момент, можно сформулировать приблизительно так: «Жизнь есть борьба, и добиться чего-либо в ней можно лишь ценой страданий».
В третьей матрице происходит еще одно важное событие: человек делит свои переживания на положительные и отрицательные, на добро и зло. Наиболее распространенный тип человека, чье сознание находится в третьей матрице, — это профессиональный революционер, преуспевающий бизнесмен, спортсмен-рекордсмен.
Переживания третьей матрицы оставляют в сознании наиболее сильный отпечаток и по своей силе перекрывают переживания первой, второй и четвертой матриц. Они являются главными в сознании современного человека.
МАТРИЦА ЛЮБВИ И СВОБОДЫ
Она возникает в момент рождения ребенка, его выхода на свет. При этом он испытывает следующие чувства: освобождение, выход в бесконечное пространство, стресс от холода (в маме было теплее), чувство тяжести и, наконец, видит ослепительный свет. Когда утихают дрожь и боль, давление и тяжесть, приходят тепло и покой, ребенок обнаруживает себя вновь единым с бесконечным миром. Несмотря на схожесть с первой матрицей, у четвертой существует важное отличие. В первой матрице есть только изначальная нерасчлененность мира. В четвертой запечатлевается опыт разделения, потери и возвращения, и единство мира воспринимается уже с учетом этого опыта.
Если появление ребенка на свет прошло благополучно и его сознание не оказалось под очень сильным влиянием третьей матрицы, то человек может воспринимать окружающий мир как живой и единый, несмотря на то что в нем присутствуют разделение и борьба, и ощущать себя частью этого мира. Если сознанию ребенка в период родов нанесена серьезная травма — например, его вытянули щипцами или он родился мертвым, но его откачали, — мир будет казаться ему враждебным, а сам он себя чувствовать беззащитным перед ним.
ЭКСПЕРИМЕНТЫ СТАНИСЛАВА ГРОФА
Каким образом обо всем этом узнал Гроф? Погружая людей в измененное состояние сознания с помощью специальной техники дыхания, он давал им, таким образом, возможность вспомнить и заново пережить то, что они испытывали во время перинатального периода. Вернувшись в нормальное состояние сознания, люди помнили все свои чувства и переживания и могли рассказать о них. Перед их глазами проходил ряд образов. Причем, когда человек вспоминал стрессовую ситуацию, создавшуюся во время сознательной жизни, он обычно видел реально существующих людей. Но когда воспоминания касались внутриутробной жизни, люди чаще всего видели образы религиозно-мистического и мифологического характера.
Гроф объясняет это тем, что ребенок в это время еще не способен логически осмысливать происходящие события. Поэтому и описать их словами не может. Его воспоминания об этом периоде могут рядиться в самые неожиданные одежды. Предугадать, в какую картинку это выльется, точно невозможно. Например, человек может увидеть себя жрецом неизвестного ему культа, а может травинкой, сгибающейся на ветру. Он способен видеть картины далекого прошлого, настоящего и даже будущего. А, кроме того, разговаривать на языке, которого никогда не знал.
Самым удивительным является то, что после возвращения в обычное состояние у человека сохраняется память о приключениях в иных мирах. Пациенты Грофа нередко рассказывали о мельчайших деталях жизни незнакомых им племен и народов, которых не найти ни в одном справочнике.
При воспоминании о перинатальном периоде часто появляются картины религиозного характера. Например, возвращаясь к своему существованию в утробе — периоду первой матрицы, — многие видят рай, общаются с Богом. При воспоминании о начале схваток перед их глазами проходят картины изгнания из рая, либо панорама различных мировых катаклизмов. Когда люди вспоминают о движении по родовым путям, они часто видят собственную смерть, низвержение в ад или выход своей души из тела. С третьей матрицей нередко связаны картины половых сношений, либо войн и революций. Когда человек выходит на воспоминания четвертой матрицы (своего появления на свет), ему часто видятся два сюжета: описанные мистиками всех времен и народов моменты духовного просветления, либо воспоминания людей, переживших клиническую смерть. Схематично эти картины выглядят следующим образом: движение по узкому тоннелю, втягивание в гигантскую воронку, свет, идущий из-за головы (свет всегда идет из-за головы, лишь родившиеся ногами вперед могут увидеть свет под ногами), — все это сменяется состоянием выхода вовне. Человека заливает яркий свет, он чувствует холод и тяжесть. Постепенно это состояние сменяется ощущением комфорта, легкости и свободы, совершенно новой радости бытия, единения со Вселенной и Богом, постижения истины.
Почему воспоминания о предродовом периоде вызывают именно такие видения, пока остается загадкой. Однако, несмотря на это, Грофу удалось использовать свое открытие для лечения пациентов. Погружая людей в измененные состояния сознания, он помогал им вспомнить пережитое в материнской утробе и во время родов. После чего поведение человека в жизни резко менялось. Если до этого в определенных ситуациях он, не задумываясь, реагировал на события однозначным образом, то теперь у него появлялась значительно большая свобода в выборе своих поступков, он начинал действовать иначе. Его сознание становилось яснее, а он сам смелее, спокойнее и гармоничнее.
Виктор Потапов
Подробнее: http://planetatain.ru/blog/v_plenu_u_matricy_sudby/2015-04-02-11257#ixzz3W9hZg8YP
В настоящее время Гроф — профессор факультета психологии Калифорнийского института интегральных исследований. Кроме того, он проводит обучающие семинары для профессионалов («Трансперсональные тренинги Грофа»), а также выступает с лекциями и семинарами по всему миру. Книги и статьи Грофа переведены на двенадцать языков, включая немецкий, итальянский, испанский, португальский, голландский, шведский, датский, русский, чешский, польский, китайский и японский.
Человек-марионетка
Вот достаточно стандартная ситуация: мужчина, встречаясь с любимой женщиной, постепенно начинает испытывать чувство дикой ревности ко всем окружающим ее представителям своего пола и безотчетный страх, что подруга бросит его. Вскоре их отношения становятся такими тяжелыми, что женщина действительно его оставляет. В дальнейшем ситуация в разных вариантах начинает повторяться. Объяснения этому наш герой найти не может, давно забыв, что, когда он был маленьким, мать уехала в другой город к его отцу, оставив ребенка с чужими людьми. Малыш при этом испытал ужас и чувство одиночества, ненависть к мужчине, на которого его променяла мать. Став взрослым, он безотчетно начинает руководствоваться в отношениях с женщинами забытым детским опытом, лишаясь при этом свободы выбора жизненных обстоятельств и оказываясь марионеткой собственного сознания.
Что же делать? Ведь в обычном состоянии человек не может вспомнить обстоятельства, которые затем стали определять его поступки. Станислав Гроф разработал специальную методику, позволяющую людям вспомнить те ситуации, которые были вытеснены из их обыденного сознания, и освободиться от них, заново пережив и осознав. Речь идет о различных дыхательных практиках, которые объединены под общим названием «холотропное дыхание».
В результате многочисленных опытов Гроф выяснил, что песчинками многочисленных жемчужин, разбросанных в нашем сознании, могут являться как стрессовые ситуации, которые человек пережил в сознательном возрасте, так и пережитые им еще в утробе матери. Те переживания, которые испытывал ребенок до и во время рождения, оказываются наиболее сильными, определяющими поведение человека в дальнейшей жизни и при этом именно они наиболее глубоко спрятаны в сознании.
Условно Гроф разбил типы поведения человека в зависимости от его переживаний в утробе и во время родов на четыре класса: класс невинности, класс жертвы, класс борьбы, класс любви и свободы. Гроф назвал их матрицами.
Как же эти матрицы проявляются в жизни? Представим такую ситуацию. Начальник вызывает подчиненного в свой кабинет. Кто-то, узнав об этом, начинает нервничать и готовить себя к самому худшему. Это значит, что тип переживаний, которые человек испытал, будучи ребенком, заставляет его ощущать себя в качестве жертвы. Другой человек, чье появление на свет происходило иначе, в точно такой же ситуации войдет в кабинет к начальнику, как в клетку с тигром, готовый укротить «хищника». Он — в матрице борьбы. Возможен и третий вариант, когда человек окажется в матрице невинности и отправится к любимому шефу за очередным подарком судьбы.
Какова же зависимость между предшествующим рождению периодом и поведением человека в жизни?
МАТРИЦА НЕВИННОСТИ
Этот тип отношения к жизни закладывается у ребенка с момента зачатия и до начала схваток. В этот период ребенок обычно испытывает ощущение комфорта и тепла, единства с окружающим миром, постоянного присутствия кого-то более сильного и любящего рядом с собой. Ему не нужно никуда стремиться, ничего добиваться — у него все есть. Если сознание взрослого человека почему-либо попадает в эту первую матрицу, то он испытывает по отношению к окружающему миру точно такие же чувства — удовлетворения и гармонии. Если же жизнь в утробе протекает неблагополучно — например, мама переживает какие-либо неприятности, хочет сделать аборт или боится выкидыша, — ребенок ощущает себя одиноким и покинутым, беззащитным перед огромным миром, таящим непонятную угрозу. Став взрослым, он начинает считать, что мир относится к нему агрессивно и враждебно, испытывая чувство обреченности.
МАТРИЦА ЖЕРТВЫ
Вторая матрица закладывается в период от начала схваток до открытия родовых путей. В этот момент у ребенка возникает ощущение, что мир, который был добрым, спокойным и безопасным, вдруг становится враждебным. То, что он успел почувствовать в этот момент, определит его отношение в последующей жизни к безвыходным ситуациям. Если этот период родов был благополучным, человек придерживается в жизни мнения, что неразрешимых проблем не бывает. А если оказался трудным, любая напряженная ситуация может восприниматься им как безвыходная. Последствия этого периода родов для сознания бывают настолько тяжелыми, что порождают иногда неосознанное стремление к самоубийству.
МАТРИЦА БОРЬБЫ
Ей соответствует время прохождения ребенка по открывшимся родовым путям. Войдя в них, он начинает испытывать нечто, очень напоминающее смерть. В этот момент ребенка охватывает ощущение глобальной катастрофы, разделения с собственным телом. Основное его желание — выйти наружу, разрушить то, что мешает ему родиться. К этому добавляется сильное чувство вины, потому что он понимает: своими действиями причиняет боль дорогому для него существу.
Основная идея третьей матрицы — идея пути, движения, борьбы и разделения. Путь навстречу свету должен быть пройден ценой неимоверных усилий. Чтобы достичь цели, ребенок собирает воедино все свои силы. Те выводы, которые делает он в этот момент, можно сформулировать приблизительно так: «Жизнь есть борьба, и добиться чего-либо в ней можно лишь ценой страданий».
В третьей матрице происходит еще одно важное событие: человек делит свои переживания на положительные и отрицательные, на добро и зло. Наиболее распространенный тип человека, чье сознание находится в третьей матрице, — это профессиональный революционер, преуспевающий бизнесмен, спортсмен-рекордсмен.
Переживания третьей матрицы оставляют в сознании наиболее сильный отпечаток и по своей силе перекрывают переживания первой, второй и четвертой матриц. Они являются главными в сознании современного человека.
МАТРИЦА ЛЮБВИ И СВОБОДЫ
Она возникает в момент рождения ребенка, его выхода на свет. При этом он испытывает следующие чувства: освобождение, выход в бесконечное пространство, стресс от холода (в маме было теплее), чувство тяжести и, наконец, видит ослепительный свет. Когда утихают дрожь и боль, давление и тяжесть, приходят тепло и покой, ребенок обнаруживает себя вновь единым с бесконечным миром. Несмотря на схожесть с первой матрицей, у четвертой существует важное отличие. В первой матрице есть только изначальная нерасчлененность мира. В четвертой запечатлевается опыт разделения, потери и возвращения, и единство мира воспринимается уже с учетом этого опыта.
Если появление ребенка на свет прошло благополучно и его сознание не оказалось под очень сильным влиянием третьей матрицы, то человек может воспринимать окружающий мир как живой и единый, несмотря на то что в нем присутствуют разделение и борьба, и ощущать себя частью этого мира. Если сознанию ребенка в период родов нанесена серьезная травма — например, его вытянули щипцами или он родился мертвым, но его откачали, — мир будет казаться ему враждебным, а сам он себя чувствовать беззащитным перед ним.
ЭКСПЕРИМЕНТЫ СТАНИСЛАВА ГРОФА
Каким образом обо всем этом узнал Гроф? Погружая людей в измененное состояние сознания с помощью специальной техники дыхания, он давал им, таким образом, возможность вспомнить и заново пережить то, что они испытывали во время перинатального периода. Вернувшись в нормальное состояние сознания, люди помнили все свои чувства и переживания и могли рассказать о них. Перед их глазами проходил ряд образов. Причем, когда человек вспоминал стрессовую ситуацию, создавшуюся во время сознательной жизни, он обычно видел реально существующих людей. Но когда воспоминания касались внутриутробной жизни, люди чаще всего видели образы религиозно-мистического и мифологического характера.
Гроф объясняет это тем, что ребенок в это время еще не способен логически осмысливать происходящие события. Поэтому и описать их словами не может. Его воспоминания об этом периоде могут рядиться в самые неожиданные одежды. Предугадать, в какую картинку это выльется, точно невозможно. Например, человек может увидеть себя жрецом неизвестного ему культа, а может травинкой, сгибающейся на ветру. Он способен видеть картины далекого прошлого, настоящего и даже будущего. А, кроме того, разговаривать на языке, которого никогда не знал.
Самым удивительным является то, что после возвращения в обычное состояние у человека сохраняется память о приключениях в иных мирах. Пациенты Грофа нередко рассказывали о мельчайших деталях жизни незнакомых им племен и народов, которых не найти ни в одном справочнике.
При воспоминании о перинатальном периоде часто появляются картины религиозного характера. Например, возвращаясь к своему существованию в утробе — периоду первой матрицы, — многие видят рай, общаются с Богом. При воспоминании о начале схваток перед их глазами проходят картины изгнания из рая, либо панорама различных мировых катаклизмов. Когда люди вспоминают о движении по родовым путям, они часто видят собственную смерть, низвержение в ад или выход своей души из тела. С третьей матрицей нередко связаны картины половых сношений, либо войн и революций. Когда человек выходит на воспоминания четвертой матрицы (своего появления на свет), ему часто видятся два сюжета: описанные мистиками всех времен и народов моменты духовного просветления, либо воспоминания людей, переживших клиническую смерть. Схематично эти картины выглядят следующим образом: движение по узкому тоннелю, втягивание в гигантскую воронку, свет, идущий из-за головы (свет всегда идет из-за головы, лишь родившиеся ногами вперед могут увидеть свет под ногами), — все это сменяется состоянием выхода вовне. Человека заливает яркий свет, он чувствует холод и тяжесть. Постепенно это состояние сменяется ощущением комфорта, легкости и свободы, совершенно новой радости бытия, единения со Вселенной и Богом, постижения истины.
Почему воспоминания о предродовом периоде вызывают именно такие видения, пока остается загадкой. Однако, несмотря на это, Грофу удалось использовать свое открытие для лечения пациентов. Погружая людей в измененные состояния сознания, он помогал им вспомнить пережитое в материнской утробе и во время родов. После чего поведение человека в жизни резко менялось. Если до этого в определенных ситуациях он, не задумываясь, реагировал на события однозначным образом, то теперь у него появлялась значительно большая свобода в выборе своих поступков, он начинал действовать иначе. Его сознание становилось яснее, а он сам смелее, спокойнее и гармоничнее.
Виктор Потапов
Подробнее: http://planetatain.ru/blog/v_plenu_u_matricy_sudby/2015-04-02-11257#ixzz3W9hZg8YP
Комментариев нет:
Отправить комментарий