В перуанской долине Котауаси археологи обнаружили несколько десятков гробниц, в каждой из которых покоилось до 40 мумий. На сегодняшний день учёные раскопали семь гробниц и извлекли 171 мумию. Церемониальную локацию с захоронениями исследователи назвали Тенахаха (Tenahaha).
"Гробницы располагались внутри небольших холмов, окружавших долину, где жили древние перуанцы. Мёртвые, численность которых составляла несколько тысяч, возвышались над живыми", — рассказывает ведущий автор исследования Джастин Дженнингс (Justin Jennings) из Королевского музея Онтарио.
Тела захороненных перуанцев лежали в необычных позах. До того как наступало трупное окоченение, колени мертвецов подтягивали к плечам, а руки складывали на груди. В такой позиции усопших заворачивали в несколько слоёв ткани и перевязывали верёвками.
Останки, обнаруженные археологами в гробницах, принадлежали людям самых разных возрастов — от младенцев до пожилых. Тела детей после смерти иногда помещали в сосуды. По словам учёных, все эти люди при жизни, вероятно, жили в окрестных деревнях.
Мумифицированные останки находятся в плохом состоянии из-за воздействия воды и грызунов. Кроме того, исследователи обнаружили, что некоторые тела были намеренно сломаны, а их кости разбросаны по гробнице. В одной из могил учёные обнаружили около 400 разрозненных человеческих останков, в том числе зубов, рук и ног.
"Хотя многие тела были разломаны, а их конечности разбросаны, многие мумии оказались нетронуты. Мы также обнаружили, что некоторые трупы лежали вместе, огороженные бордюром из камней и земли. То же касается и предметов, которые складывали в могилы вместе с усопшими — некоторые были разбиты, но часть из них остались целыми по сей день", — рассказывает Дженнингс.
Теперь перед историками и археологами встала непростая задача объяснить выборочный вандализм в отношении мумий и артефактов. Как поясняют исследователи, жители Анд воспринимали смерть как длительный процесс, включающий саму кончину, разложение тела и так далее (то есть после похорон за телами ещё долго ухаживали). Поэтому Дженнингс и его коллеги предполагают, что манипуляции с телами усопших могли быть своего рода символом равенства (уравнивания) для жителей близлежащих поселений. Однако это не объясняет того, почему часть тел остались нетронутыми.
Радиоуглеродная датировка и анализ керамики показали, что захоронения использовались перуанцами в период между 800 и 1000 годами нашей эры. Позднее восстановлением этой локации занимались инки.
Локация Тенахаха, в которой располагались гробницы для захоронений, складские помещения и здания с открытой крышей для пиршеств и прочих социальных мероприятий, могла использоваться жителями долины Котауаси для мирного разрешения конфликтов. Археологические исследования показывают, что деревни в долине были автономны, и у каждой общины был свой лидер.
Результаты исследования также говорят о том, что в период между 800 и 1000 годами нашей эры перуанцы переживали бурные изменения, связанные с ростом численности населения, развитием сельского хозяйства и усилением классовых различий. На некоторых пограничных участках учёные также находили места битв, где были обнаружены останки людей со следами черепно-мозговых травм, что указывает на периоды обострения социальных и политических конфликтов.
Что же касается локации Тенахаха, то там исследователи почти не обнаружили следов насилия. Более того, на складе с изделиями из керамики учёные увидели изображения улыбающихся счастливых лиц, чего больше нигде не было найдено. Поэтому Дженнингс и его коллеги предполагают, что это место древние перуанцы могли использовать как нейтральную территорию, где даже в разгар военных конфликтов любой мог прийти, чтобы похоронить усопших или попировать.
Комментариев нет:
Отправить комментарий