В Великобритании выдающимся соотечественникам принято давать дворянское звание «рыцарь» и титул «сэр». Одним из счастливых обладателей этих регалий является крупнейший математик и физик-теоретик Роджер Пенроуз. Вот уже более десяти лет он бесстрашно, открыто и честно, как настоящий рыцарь, атакует одну из величайших тайн природы - тайну разума. Его последние разработки в области квантовой теории сознания позволяют предположить существование жизни после смерти.
УМА ПАЛАТА
По силе мысли и одаренности многие сравнивают Роджера Пенроуза не с кем-нибудь, а с самим Эйнштейном: то, что он делает в физике и математике, так же невероятно и гениально. И дело не столько в теориях или открытиях. Пенроуз предлагает что-то вроде нового способа познания - не от частного к целому, как действует наука уже несколько веков подряд. А наоборот - от целого к частному. Возможно, такой подход и позволил Пенроузу совершить громадный переворот в науке.
Однако Роджер Пенроуз является иконой не только для ученых. Для настоящих фанатов телепатии, телепортации, ясновидения, жизни после смерти и прочих «паранормальщиков» Пенроуз – истина в последней инстанции, величина, гуру. Нет, сам он не работает в этих областях, но его открытия позволили другим ученым заглянуть за горизонт - туда, куда раньше человеческая мысль еще не добиралась.
В настоящее время ученые склонны думать, что сознание возникает из множества вычислений, которые делает мозг. А раз так, то они закономерно сравнивают наш мозг с компьютером - таким же, как традиционные вычислительные машины, правда, значительно уступающим им в мощности. У Пенроуза своя точка зрения на этот счет. Он доказывает, что есть определенные сферы, задачи, вопросы, с которыми никогда не может справиться ни один самый мощный суперкомпьютер. А вот мозгу любые задачи по плечу. То есть наш мозг гораздо мощнее и любого компьютера. Пенроуз называет это удивительное качество невычислительной активностью мозга. Помните, как в известном советском фильме «Отроки во Вселенной» ребята, столкнувшись с представителями внеземной цивилизации -- роботами, задают им простую детскую загадку-шутку: А и Б сидели на трубе, А упало, Б пропало, что осталось на трубе? Простой вопрос, требующий не запрограммированных знаний, а обычной человеческой смекалки, повергает роботов в недоумение. Они не выдерживают напряжения, начинают дымиться, как печки, и, в конце концов, выгорают до основания. Этот пример, конечно, немного притянут за уши, но именно он отражает то положение, на котором настаивает Роджер Пенроуз: человеческий мозг может справиться с любой задачей, даже такой, которая поставит в тупик самый мощный суперкомпьютер.
ЧТО ЕСТЬ ДУША?
Прежде чем прийти к такому выводу, ученый должен был на что-то опираться. Его столпом стала квантовая теория сознания. Как он к ней пришел дело десятое, интересное, пожалуй, только очень узким специалистам в области теоретической физики. Отправным пунктом стали принципиальные противоречия между теорией относительности Эйнштейна и некоторыми положениями квантовой физики. В итоге сложных умозаключений этот конфликт двух величайших достижений в истории науки вывел ученого... на принципы работы мозга, точнее, на его квантовую природу.
Нет, Пенроуз никогда не говорил ни о телепатии, ни о том, что такое душа, ни о всемирном разуме, ни о жизни после смерти. За него это сделали другие, в частности его соратник Стюарт Хамерофф - профессор анестезиологии и психологии Университета Аризоны, а также директор Центра изучения сознания.
Хамерофф по-своему развил идеи Пенроуза. По его мнению, человеческий мозг - это натуральный квантовый компьютер, наше сознание – это его программное обеспечение, а душа – информация, накопленная на квантовом уровне. А теперь - на радость паранормальщикам -- замечательная новость: квантовая информация не уничтожается. Если так, то после смерти тела информация сливается со Вселенной, где может существовать бесконечно долго. Согласно теории американского анестезиолога, человеческая душа бессмертна, а загробная жизнь существует. Он называет людей «квантовыми компьютерами», главной программой которых является сознание. После смерти квантовые частицы, из которых состоит душа, покидают тело и отправляются в космос, навечно становясь частью Вселенной, считает Стюарт Хамерофф. «Думаю, что сознание или то, что ему предшествовало, всегда существовало во Вселенной. Возможно, со времен Большого взрыва», - говорит Хамерофф.
Феномен «жизни после смерти», по мнению Хамероффа, вполне объясним с точки зрения науки. Если пациент воскресает, то душа возвращается из космоса с соответствующими воспоминаниями. Поэтому человек, переживший клиническую смерть, рассказывает о тоннеле, ярком свете и о том, как выходил из своего тела.
Феномен «жизни после смерти», по мнению Хамероффа, вполне объясним с точки зрения науки. Если пациент воскресает, то душа возвращается из космоса с соответствующими воспоминаниями. Поэтому человек, переживший клиническую смерть, рассказывает о тоннеле, ярком свете и о том, как выходил из своего тела.
Как относится к таким откровениям Хамероффа сам Роджер Пенроуз, неизвестно. Во всяком случае, он никогда не комментировал умозаключения Хамероффа. Но то, что один ученый продолжил мысли другого, сомнению не подлежит. В теории Пенроуза не хватало одной важнейшей детали: носителя квантового сознания. Того самого, который должен быть основой квантового компьютера. Хамерофф восполнил недостающее звено, взяв за основу расположенные внутри нейронов микротрубочки – белковые внутриклеточные структуры. Еще в 1987 году в одной из своих книг он предположил, что микротрубочки явно недооценены наукой. Что микротрубочки в клетке используются не только в качестве «рельсов» для транспортировки частиц - именно они, а не нейтроны, накапливают и обрабатывают информацию.
ТАЛАНТЫ И ПОКЛОННИКИ
Квантовый компьютер, микротрубочки, квантовое сознание давно стали козырной картой ясновидящих, экстрасенсов, колдунов - словом, всех тех, кто так или иначе «работает» с информацией из космоса. Они заявляют, что их способности научно обоснованы в работах выдающегося британского ученого. А значит, по этому поводу не может быть никаких сомнений. Знает ли он сам, что у него объявилось множество поклонников по другую сторону баррикад – в сфере паранормальной науки? Наверняка, его как серьезного ученого это вообще сколько-нибудь интересует, однако это не мешает всем его «детям-феноменам» удобно расположиться в тени его гениальности. Что касается научного сообщества, то подавляющее большинство ученых построения Пенроуза воспринимают весьма скептически.
Некоторые даже вспоминают скандальные книги российского академика РАН Анатолия Фоменко, который, ни на секунду не сомневаясь, решил применить свои математические знания в истории, кардинально пересмотрел весь ее ход, чем поверг в глубокий шок всех специалистов в этой сфере знаний. Но, несмотря на всю неоднозначность теории Хамероффа и Пенроуза, опровергнуть ее пока никто не смог.
Влад ДРУГОВ
Комментариев нет:
Отправить комментарий