понедельник, 26 мая 2014 г.

ЗАГАДКА ЛЕТАЮЩЕГО ОСТРОВА

Иногда в жизни случаются моменты, когда, казалось бы, хорошо знакомые и даже привычные вещи предстают перед нами в совершенно неожиданном свете. Возьмем, к примеру, знакомое с детства произведение английского писателя Джонатана Свифта «Путешествия в некоторые удаленные страны мира в четырех частях: сочинение Лемюэля Гулливера, сначала хирурга, а затем капитана нескольких кораблей» (или «Путешествия Гулливера»).
Тайна Гулливера
В третьей части Свифт описывает путешествие своего героя на летающий остров Лапута. Главной достопримечательностью острова является огромный магнит, по форме напоминающий ткацкий челнок:
 «Магнит этот укреплен на очень прочной алмазной оси, проходящей через его середину; он вращается на ней и подвешен так точно, что малейшее прикосновение руки может повернуть его. Он охвачен полым алмазным цилиндром, имеющим четыре фута в высоту, столько же в толщину и двенадцать ярдов в диаметре и поддерживаемым горизонтально на восьми алмазных ножках вышиною в шесть ярдов каждая. В середине внутренней поверхности цилиндра сделаны два гнезда, глубиною двенадцать дюймов каждое, в которые всажены концы оси и в которых, когда бывает нужно, она вращается.
Никакая сила не может сдвинуть с места описанный нами магнит, потому что цилиндр вместе с ножками составляет одно целое с массой алмаза, служащего основанием всего острова. При помощи этого магнита остров может подниматься, опускаться и перемещаться с одного места в другое. Ибо, по отношению к подвластной монарху части земной поверхности, магнит обладает с одного конца притягательной силой, а с другого - отталкивающей.
Когда магнит поставлен вертикально и его притягательный полюс обращен к земле, остров опускается, но когда обращен книзу полюс магнита, обладающий отталкивающей силой, то остров поднимается прямо вверх. При косом положении магнита остров тоже движется в косом направлении, ибо силы этого магнита всегда действуют по линиям, параллельным его направлению ».
Перед нами ни много ни мало описание магнитного двигателя, сделанное в 1726 году! Как могла возникнуть подобная идея во времена, когда не существовало самого понятия «двигатель», а все транспортные устройства перемещались лишь мускульной силой да парусами?
Это описание не исчерпывает всех загадок «Путешествий Гулливера». Вот как Свифт рассказывает об одном из открытий «лапутянских» астрономов:
«Эти ученые большую часть своей жизни проводят в наблюдениях над движениями небесных тел при помощи зрительных труб, которые своим качеством значительно превосходят наши. И хотя самые большие тамошние телескопы не длиннее трех футов, однако они увеличивают значительно сильнее, чем наши, имеющие длину в сто футов, и показывают небесные тела с большей ясностью.
Это преимущество позволило им в своих открытиях оставить далеко позади наших европейских астрономов. Так, ими составлен каталог десяти тысяч неподвижных звезд, между тем как самый обширный из наших каталогов содержит не более одной трети этого числа.
Кроме того, они открыли две маленьких звезды, или спутника, обращающихся около Марса, из которых ближайший к Марсу удален от центра этой планеты на расстояние, равное трем ее диаметрам, а более отдаленный находится от нее на расстоянии пяти таких же диаметров.
Первый совершает свое обращение в течение десяти часов, а второй - в течение двадцати одного с половиной часа, так что квадраты времен их обращения почти пропорциональны кубам их расстояний от центра Марса, каковое обстоятельство с очевидностью показывает, что означенные спутники управляются тем же самым законом тяготения , которому подчинены другие небесные тела ».
Речь идет о спутниках Марса Фобос и Деймос, которые были открыты американским астрономом-любителем Асафом Холлом в августе 1877 года. Спрашивается, откуда Джонатан Свифт мог узнать об этих спутниках за полтора века до их официального открытия?
Из каких загадочных источников почерпнул он эти необычные сведения? К сожалению, сегодня мы не в состоянии ответить на эти вопросы. Однако все разговоры о «чудесном озарении» представляются крайне неубедительными. Как бы то ни было, описание гигантского дискообразного летательного аппарата (Лапуты) и упоминание о спутниках Марса дают ключ к совершенно новому прочтению этого произведения Свифта.
Изобретение Фридриха Цандера
Изложенная в книге Свифта идея об использовании магнитного поля Земли для передвижения летательных аппаратов получила неожиданное продолжение в работах одного из пионеров ракетной техники, советского ученого и изобретателя Фридриха Артуровича Цандера (1887-1933).
Известный писатель Александр Петрович Казанцев следующим образом излагал эту историю:
«В 1910 году инженер Цандер изобрел электролет, принцип которого был во взаимодействии земного тяготения и электротока, пропускаемого вокруг аппарата, который вполне может быть дискообразным, напоминая" летающую тарелку ". Если в определенных местах сделать специальные магнитные экраны, то сила Ампера будет действовать вверх и немного вбок и на аппарате можно летать за счет энергии магнитного поля Земли.
Но авиация пошла другим путем, несмотря на то, что через год, в 1911 году, было открыто явление сверхпроводимости, когда электроток может без потерь течь в кольце. Кстати, специалисты надумали проверить, возможен ли на самом деле летающий остров Лапута Свифта. Просчитали, что если подобный лапутянский остров окружить сверхпроводником, по которому без потерь идет отраженный ток, то при взаимодействии с земным магнетизмом остров мог бы лететь совершенно так же, как описано писателем ».
Вот как комментирует идею Цандера сотрудник Центрального института авиационного моторостроения Андрей Злобин:
- Ничего противоречащего канонам физики в возможности существования аппаратов на электромагнитной тяге нет. Усовершенствовав идею, Цандер писал в 1930 году: «... пересекая с весьма большой скоростью магнитный поток, можно, пропуская электрический ток через проводник и замыкая ток в пространстве вне корабля, получить силу, действующую на проводник в определенном направлении. Это можно использовать для изменения пути корабля, для подъема с поверхности малой планеты, в особенности если при низких температурах удастся использовать сверхпроводимость металлов ». Потенциальные возможности аппаратов на электромагнитной тяге потрясающие.
Они могли бы резко, почти под прямым углом, рвануть в сторону. Или остановиться как вкопанные. Как летающие тарелки. Ведь управляющее усилие будет одинаково и одновременно действовать на каждую частичку конструкции. Реакция тут мгновенная.
Электролет над тунгусской тайгой?
Рассматривая предложение Цандера в контексте тунгусского взрыва 1908 года, Злобин приходит к следующему выводу:
- Интересно, что при таком положении дел Тунгусское явление предстает в несколько необычном свете - как экспериментальное подтверждение идеи, высказанной еще в 1930-е годы Ф.А. Цандером. Т.е. речь идет о том, что «тунгусское тело» могло представлять собой искусственное электромагнитное устройство!
Злобин полагает, что события 1908 года оказали существенное влияние на исследования Цандера. Именно в 1908 году Цандер опубликовал свою первую работу, посвященную межпланетным путешествиям. Известно, что на это время пришелся пик его исследовательской деятельности как метеоролога и астронома. Внимательное знакомство с ранними работами Цандера оставляет впечатление некоторой недосказанности, если не сказать тайны.
В чем смысл гигантской работы, проведенной Цандером как метеорологом и астрономом? Что побудило его отслеживать состояние магнитного поля Земли, наблюдать за облаками днем, вечером и ночью, фотографировать их и, наконец, разрабатывать способы изменения погоды посредством энергичного вмешательства людей? Как наблюдения звездного неба постепенно выросли в непреодолимую тягу к космическим полетам?
Прямого ответа на эти вопросы пока нет. Но если мы обратимся к архивным материалам, то смутное предчувствие какой-то загадки перерастает в уверенность - в начале века интерес Цандера к небу и погоде не был случайным.
Раскроем чрезвычайно любопытную книгу «Рукописные материалы Фридриха Артуровича Цандера в Архиве АН СССР. Научное описание »(1980 год). Сухие строчки аннотаций архивных материалов сами по себе, вероятно, не привлекли бы к себе особого внимания. Если бы не одно «но». Создается впечатление, что подавляющее большинство рукописей Цандера оценивалось и аннотировалось только с точки зрения практической полезности для ракетно-космической техники. Тогда как многочисленные метеорологические и астрономические записи остались практически невостребованными современными исследователями.
Злобин подчеркивает, что Цандер, будучи романтиком, мечтателем, одновременно был высококлассным профессионалом-практиком. Значительная часть его идей находила отражение не только на бумаге, но и имела конкретное техническое воплощение.
К сожалению, дело с распознаванием рукописей Цандера осложняется тем обстоятельством, что значительная их часть зашифрована по забытой стенографической системе, разработанной Францем Габбельсбергером в Германии в 1834-м и получившей широкое распространение в XIX веке в Австрии, Швейцарии, Скандинавии и России. Скорее всего, Цандер познакомился с этой системой во время своего обучения в Высшем Королевском техническом училище Данцига. Из 7000 страниц рукописей большая часть пока не расшифровывалась и не переводилась, а некоторые считаются утерянными.
Алексей КОМОГОРЦЕВ, междисциплинарная исследовательская группа «Истоки цивилизаций»

Комментариев нет:

Отправить комментарий