вторник, 22 июля 2014 г.

КТО УКРАЛ ДЖОКОНДУ?


«Джоконда» Леонардо Да Винчи – одно из самых знаменитых произведений искусства, хранящихся в Лувре. Зрители могут любоваться полотном с расстояния около двух метров, ближе их не пускает ограждение, которым обнесена картина. Кроме того, «Джоконда» находится за пуленепробиваемым стеклом. Такие меры предосторожности вполне оправданы: в середине прошлого века на бесценное произведение искусства было совершено несколько покушений.

МОНА ЛИЗА И НОТР-ДАМ
Современники Леонардо высоко ценили этот шедевр, но только первое время, а потом о «Джоконде» забыли. Следующий пик популярности картины пришелся на середину XIX века. Но по-настоящему огромную известность она приобрела благодаря детективной истории, приключившейся в начале ХХ века.
Летом 1911 года художник Луи Беру прибыл в Лувр для того, чтобы написать копию картины, но каково же было его удивление при виде пустой стены там, где обычно находилась «Джоконда»! Конечно, мысль о краже в тот момент никому не могла прийти в голову, ведь музей очень хорошо охранялся. Беру даже беззаботно пошутил по этому поводу: «Если женщины не находятся рядом с влюбленными в них мужчинами, значит, они в этот момент позируют фотографам». Время шло, а шедевр не возвращался. Тогда художник попросил служителей музея поторопить фотографов. Однако выяснилось, что никто не собирался ни фотографировать, ни реставрировать картину. И тут началась невообразимая паника: в Лувр прибыл префект полиции Лепин, глава службы безопасности Арнар и 60 полицейских инспекторов. В течение недели полиция прочесывала музей, но найти картину не удалось.
Обнаружили только раму от полотна на служебной лестнице, но как грабитель прошел незамеченным, никто не мог себе представить. А ведь только накануне тогдашний директор музея Омоль позволил себе заявление о том, что выкрасть «Джоконду» так же сложно, как похитить Нотр-Дам. К слову сказать, он был уволен.
НОВОСТЬ НОМЕР ОДИН
Единственной уликой, которую удалось найти, был отпечаток пальца на защитном стекле шедевра. Вызвали Альфонса Бертильона, чтобы он мог сравнить оставленный отпечаток с отпечатками 257 сотрудников Лувра, однако это не дало результатов. В прессе появляются множество версий, в основном политических, так как в воздухе витал призрак новой европейской войны и в этой нервной атмосфере кража «Джоконды» воспринималась французами как поругание чести нации. Первое подозрение пало на кайзера Вильгельма II. Журналисты утверждали, что это он поручил украсть полотно Леонардо, чтобы подчеркнуть бессилие Франции. Берлинские газеты, в свою очередь, обвиняли в краже французское правительство с целью разжигания войны. Были версии об анархистах, о человеке, потерявшем рассудок от любви к даме, изображенной на портрете, о Моргане, который якобы похитил картину для своей коллекции и т. д.
Все это сделало картину еще более популярной, люди выстаивали в огромных очередях, чтобы увидеть хотя бы место, где раньше висел шедевр. В парижских кабаре танцовщицы исполняли номера в масках «Мона Лиза», ей посвящали песни, очерки. Полиция, подстегиваемая общественностью, сбилась с ног в поисках пропажи. Пресса использовала любые, даже самые невероятные слухи о «Джоконде»: от мистической улыбки до любовной истории. Все это иллюстрировалось репродукцией картины. Одна из французских газет печатала на передовице изображение «Джоконды» целый месяц. В то время только катастрофа «Титаника» смогла немного потеснить эту новость с первых полос газет мира. Благодаря иллюстрациям уже каждый человек, даже далекий от искусства, знал «Джоконду» в лицо. Одно из изданий назначило премию в 25 тыс. франков тому, кто найдет картину, другое – удвоило эту сумму, но все безрезультатно.
ДЖОКОНДА И ПОЭТЫ
В тот же момент на первое место вышла версия о причастности к краже художников-авангардистов и Пабло Пикассо. А роль предводителя «банды» отводилась российскому подданному -- поэту Гийому Аполлинеру. Основанием для подозрений служило то, что он каким-то образом в 1904 году был связан с кражей статуэток из Лувра. На самом деле Аполлинер незадолго до этого познакомился с вором и авантюристом Жери Пьерэ, сделав его своим секретарем. Он-то и продал поэту несколько финикийских статуэток, украденных в Лувре, и даже не скрывал этого. Такие же статуэтки у мошенника приобрел и Пикассо, который даже изобразил их на одной из своих картин. С тех пор у художника и поэта так и хранились краденые экспонаты.
И вот на волне пропажи «Джоконды» Лувр провел инвентаризацию, в ходе которой выяснилось, что вместе с картиной из музея исчезло еще около ста предметов. Чтобы замести следы, Пикассо и Аполлинер решили выбросить статуэтки в Сену, но последний не решился расстаться с добром. В конце концов, они тайно передали экспонаты в редакцию одной из газет, которая в свою очередь, вернула их в музей. Однако полиция вышла на след поэта и, проведя обыск у него дома, арестовала и отправила его в тюрьму «Санте». Аполлинер стал единственным арестованным по этому делу. Однако либо слишком велик был общественный резонанс, связанный с арестом известного поэта, либо полиция поняла его непричастность к краже картины, Аполлинера вскоре освободили из-под стражи.
СВЯТОЕ ДЕЛО
И вдруг спустя два года в декабре 1913 года картина неожиданно всплывает во Флоренции. Собиратель шедевров итальянского искусства Альфред Гери получил письмо от некоего Винченцо Леонардо с предложением купить у него «Джоконду». Продавец мотивировал продажу своим желанием вернуть Италии шедевр, украденный когда-то Наполеоном: «Это хорошее, святое дело! Лувр битком набит сокровищами, которые принадлежат Италии по праву. Я не был бы итальянцем, если бы смотрел на это с безразличием!» Однако он не мог знать, что на самом деле Франция купила «Джоконду» за 300 лет до прихода к власти Наполеона. В некоторых источниках приводится другая версия причины кражи картины: бедный итальянский стекольщик влюбился в улыбку женщины, изображенной на портрете, так как она напоминала ему улыбку подруги детства, поэтому он похитил шедевр и любовался им в одиночестве целых два года.
Все это время, пока мир строил различные предположения о том, где находится картина, она не покидала Париж. Винченцо прятал ее на третьем этаже дома, где он обитал, под матрацем, то есть, по сути, он спал на картине. Через два года он привез полотно во Флоренцию. Путешествовала «Джоконда» в дорожной сумке с двойным дном под ворохом грязной одежды. Там-то и увидел ее шокированный Гери, когда пришел в гостиницу к продавцу. Леонардо арестовали. Он признался в том, что его настоящее имя Винченцо Перуджиа. Как выяснилось, Винченцо некоторое время работал в Лувре стекольщиком и именно он делал остекленную раму-короб, в который помещали картину. В день похищения музей был закрыт, но сторож, хорошо знавший стекольщика, пропустил его без вопросов. А дальше итальянцу оставалось только снять полотно со стены, вынуть из рамы, спрятать под халатом и выйти через служебный вход. Французская полиция, как выяснилось, оказалась невнимательной, ведь отпечатки пальцев Перуджи были в картотеке, так как он уже имел проблемы с законом. Однако комиссар Бертильон не придавал большого значения дактилоскопии, потому не озаботился тщательно сравнить отпечатки на стекле с пальчиками в досье Перуджи. История с кражей «Джоконды» еще раз доказала важность этой науки для криминалистики.
ГЕРОЙ ИТАЛИИ
В Италии похитителя считали чуть ли не национальным героем. Но в январе 1914 года «Джоконда» вновь заняла свое место в Лувре, а Перуджиа приговорили к одному году тюрьмы, правда, уже через несколько месяцев выпустили на свободу, так как итальянский суд учел его патриотический порыв.
Забавно, что на суде Перуджиа рассказал: оставшись в одиночестве среди уникальных шедевров, он сомневался на какой картине остановить свой выбор. Там присутствовали полотна Тициана и Рафаэля, вполне подходящие для его патриотической миссии, но вдруг на память похитителю пришли воспоминания о том, как посетители музея читали перед «Джокондой» строки из Патера, и выбор состоялся. Сейчас трудно представить, что если бы он украл другой шедевр, то «Мона Лиза», возможно, была бы не столь популярна.
Галина БЕЛЫШЕВА

Комментариев нет:

Отправить комментарий