Xаос в сфере исторического знания создает угрозу для России. " Когда отрицаешь самого себя, не уважаешь, очерняешь и даже проклинаешь народ отечественной истории, очень трудно с уверенностью держаться среди других мировых наций. Сейчас некоторые здравомыслящие люди в России наконец осознали горькие уроки истории прошедших двадцати лет: кто-то целился в Сталина, а попал в КПСС, критика КПСС или удар по партии в итоге привела к падению связанного с ней целого государства — СССР."
Президент России Владимир Путин находится у власти 16 лет, поэтому он с особой осторожностью подходит к вопросам истории, особенно в отношении советской истории и вождей. Все потому, что он глубоко осознает, что бурная полемика, которую способны вызвать исторические вопросы, может поколебать моральные устои, внести путаницу в идеологию и расколоть общество. К удивлению многих, на прошлой неделе Путин сделал серию заявлений, имеющих отношение к вопросам истории. В них он не только раскритиковал ленинскую политику национальных автономий, но также признался в том, что ему «очень нравились и до сих пор очень нравятся идеи коммунистические, социалистические», и что он до сих пор хранит партбилет КПСС. Данная позиция Путина моментально привлекла внимание общественности России и даже всего мира. Однако многие не обратили внимания на слова Путина о необходимости внимательного анализа в отношении исторических вопросов: «Нельзя черной краской мазать все, что было в прошлом, или в радужных тонах смотреть на то, что происходит сегодня. Не допускать ошибки, которые были допущены, в будущем».
Во времена правления Горбачева и Ельцина, то есть на протяжении почти 20 лет, в сфере российского исторического знания царил полный хаос, что ввело в серьезное заблуждение все общество и в особенности повлияло на мировоззрение, историческую концепцию и ценностные ориентации молодежи. В начале своего правления в 2000 году Путину достались от Горбачева и Ельцина тяжелое политическое наследство и исторический багаж. В тот момент в России только завершились «15 лет хаоса и поражений», в российской общественной идеологии того времени царила полная разобщенность, друг за другом появлялись всевозможные идейные течения в политике: европейские, связанные с классовой ненавистью, монархические. В политике Путин действовал решительно, привносил порядок в хаос, одновременно с восстановлением статуса великой державы и влиятельности в дипломатии он также уделял беспрецедентное внимание историческим вопросам.
За этим вниманием стоит особый исторический фон и реалистичная направленность. Когда в 2008 году начался финансовый кризис, в путинской России появились тенденции к политической напряженности, общественному конфликту, социальному расколу и межгрупповому противостоянию. В российском обществе вновь стали проявляться этнические и религиозные противоречия, которые долгое время были скрытыми, а из-за вмешательства и подстрекательства западных политических сил сложилась взрывоопасная ситуация. Это был небывалый политический вызов — Путин столкнулся с таким впервые с начала своего правления в 2000 году — а также самая большая угроза для социальной стабильности, национального единства и солидарности в России.
Укрепить образование и навести порядок в области исторического знания
Переплетение факторов внешнего давления и внутренних противоречий заставило администрацию Путина принять меры предосторожности. С одной стороны, потребовалось усиленно вносить поправки в действующее законодательство, строго соблюдать закон и увеличить политическое давление на оппозицию, с другой — заниматься пропагандой патриотизма, а также традиционного исторического и культурного образования подрастающего поколения, работать над гармоничным сосуществованием конфессий во главе с православием, усилением межэтнической интеграции и межнационального культурного обмена, в котором основное место занимают русский народ и русский язык. По мнению Путина, для того, чтобы правильно реагировать на идеологические и политические вызовы, особенно важно укреплять национальную и историческую концепции и этническую идентичность у молодежи, а основным ключом к достижению этой цели служит первоклассный унифицированный учебник по истории.
В конце 1980-х годов прошлого века под влиянием горбачевской политики гласности и нового мышления радикальные политические силы в СССР и за рубежом безудержно поливали грязью историю КПСС и советского социализма. Горбачев всеми силами ратовал за демократизацию и устранение белых пятен в истории. Это привело к тому, что в поздний период правления КПСС популярность получили движения по «переосмыслению истории» и «сведению счетов с историей». После 1987 и 1988 годов многие советские писатели, журналисты и редакторы увлеченно поднимали «старые исторические счета», искажали историческую память, призывали к «десоветизации», «дереволюционизации», с энтузиазмом принялись опровергать вердикт истории и выступать за восстановление старых порядков в обществе. Под предлогом «переосмысления истории» они заимствовали у западных научных кругов такие понятия, как тоталитаризм. С их помощью им удавалось клеветать на Советский Союз, отрицать советский социализм, порочить и демонизировать КПСС, в действительности, они вытолкнули партию на «историческую скамью подсудимых». В результате идеалы советских людей потерпели полный крах, идолы, жившие в сердцах народа, рухнули. Вновь стала восхваляться старая царская Россия, а образ последнего российского царя обожествляться. За несколько коротких лет КПСС разрушилась, подобно колоссу на глиняных ногах.
Во время этого бума по «переосмыслению истории» первым под ударом оказалось преподавание истории в различных школах Советского Союза: историю разрывали на части и переписывали, царил полный беспорядок. Итогом этого стало широкое распространение литературы по «десоветизации», «департизации», «отрицанию социализма», популярными стали материалы по отрицанию истории и самодискредитации.
Когда отрицаешь самого себя, не уважаешь, очерняешь и даже проклинаешь народ отечественной истории, очень трудно с уверенностью держаться среди других мировых наций. Сейчас некоторые здравомыслящие люди в России наконец осознали горькие уроки истории прошедших двадцати лет: кто-то целился в Сталина, а попал в КПСС, критика КПСС или удар по партии в итоге привела к падению связанного с ней целого государства — СССР.
После прихода к власти Путин прилагает все силы к защите государственного суверенитета и территориальной целостности. В то же время он предпринимает попытки устранить беспорядок в области политической мысли, особенно истории. В 2000 году, только став президентом, Путин неоднократно выражал недовольство учебными материалами по истории и историческим образованием, призывал «серьезно размышлять над историей России». В конце 2003 года Путин вновь подчеркнул, что в прошлом историки делали чрезмерный акцент на «пятнах истории», в результате в литературе и учебных пособиях появилось много воды, необходимо же отбросить все ложное и сохранить подлинное.
Путин призвал усилить патриотическое образование молодежи, изучать и ценить собственную историю, включая историю советского периода, что очень сильно отличается от усилий Горбачева и Ельцина по дискредитации и изоляции советской истории. Можно сказать, что путинская власть глубоко усвоила уроки «исторического нигилизма» Горбачева и Ельцина.
Поиски и борьба в области исторической идеологии будут продолжаться
Тот, кто вправе толковать историю, имеет власть творить настоящее. В последние годы высшее политическое руководство России во главе с Путиным начало оборонительную войну за историю, и это не случайно. Пагубное влияние исторического нигилизма на российское общество, которое начало распространяться в конце 1980-х годов прошлого века, стало очень глубоким. До сих пор некоторые прозападные и либеральные политические силы при поддержке Запада изо всех сил противодействуют усилиям официальных властей по написанию истории, противостоят действиям Путина по выпуску исторических учебников и другим вопросам. В этой ситуации исторические и культурные ресурсы не только не могут стать движущей силой российского народа, напротив, они становятся вихрем, насильно разрывающим национальное единство, тяжелым бременем, сдерживающим шаги возрождения России.
Именно по причине политических потрясений и идеологической путаницы, существовавших на протяжении двадцати лет, сегодня в России отмечаются серьезные разногласия в области политики и идеологии. В последние годы из-за вторжения вестернизации и коммерциализации для научных и академических кругов России стали характерны пораженческие настроения, моральный упадок, недостаток уверенности в себе. Серьезная историческая наука также находится в сложной обстановке периферизации, преобладает псевдонаучная и фрагменированная вульгарная историческая наука, в обществе с избытком хватает таких явлений, как «историческая сатира» и «искажение истории».
Кроме того, Путин основал специальную правительственную структуру, выделил огромные финансовые средства для идейно-нравственного воспитания и других практик, что вызвало резкую критику некоторых людей в России. Они осуждали Путина за использование административных методов советского периода, которые никак не могут эффективно воспитывать и оказывать моральное влияние на молодежь, растущую в эру информации и Интернета. В то же время, следует заметить, что в вопросах особой исторической важности и оценке исторических личностей, среди российского руководства, которое представляют Путин и Медведев, есть немало нерешительных политиков, находящихся в сомнении и противоречащих самим себе. Стремление Путина к поиску корней и возвращению к «истории царской России» вызывает бдительность в стране и за рубежом, беспокойство о том, что путинский патриотизм и консерватизм может превратиться в угрожающий шовинизм и «великорусский национализм».
По всей видимости, поиски и борьба в области исторической идеологии российского общества будут продолжаться и впредь. Остается неясным, когда Россия сможет выбраться из исторической неопределенности и идеологической ловушки.
Чжан Шухуа – глава Центра документации и информации Китайской академии общественных наук.
Президент России Владимир Путин находится у власти 16 лет, поэтому он с особой осторожностью подходит к вопросам истории, особенно в отношении советской истории и вождей. Все потому, что он глубоко осознает, что бурная полемика, которую способны вызвать исторические вопросы, может поколебать моральные устои, внести путаницу в идеологию и расколоть общество. К удивлению многих, на прошлой неделе Путин сделал серию заявлений, имеющих отношение к вопросам истории. В них он не только раскритиковал ленинскую политику национальных автономий, но также признался в том, что ему «очень нравились и до сих пор очень нравятся идеи коммунистические, социалистические», и что он до сих пор хранит партбилет КПСС. Данная позиция Путина моментально привлекла внимание общественности России и даже всего мира. Однако многие не обратили внимания на слова Путина о необходимости внимательного анализа в отношении исторических вопросов: «Нельзя черной краской мазать все, что было в прошлом, или в радужных тонах смотреть на то, что происходит сегодня. Не допускать ошибки, которые были допущены, в будущем».
Во времена правления Горбачева и Ельцина, то есть на протяжении почти 20 лет, в сфере российского исторического знания царил полный хаос, что ввело в серьезное заблуждение все общество и в особенности повлияло на мировоззрение, историческую концепцию и ценностные ориентации молодежи. В начале своего правления в 2000 году Путину достались от Горбачева и Ельцина тяжелое политическое наследство и исторический багаж. В тот момент в России только завершились «15 лет хаоса и поражений», в российской общественной идеологии того времени царила полная разобщенность, друг за другом появлялись всевозможные идейные течения в политике: европейские, связанные с классовой ненавистью, монархические. В политике Путин действовал решительно, привносил порядок в хаос, одновременно с восстановлением статуса великой державы и влиятельности в дипломатии он также уделял беспрецедентное внимание историческим вопросам.
За этим вниманием стоит особый исторический фон и реалистичная направленность. Когда в 2008 году начался финансовый кризис, в путинской России появились тенденции к политической напряженности, общественному конфликту, социальному расколу и межгрупповому противостоянию. В российском обществе вновь стали проявляться этнические и религиозные противоречия, которые долгое время были скрытыми, а из-за вмешательства и подстрекательства западных политических сил сложилась взрывоопасная ситуация. Это был небывалый политический вызов — Путин столкнулся с таким впервые с начала своего правления в 2000 году — а также самая большая угроза для социальной стабильности, национального единства и солидарности в России.
Укрепить образование и навести порядок в области исторического знания
Переплетение факторов внешнего давления и внутренних противоречий заставило администрацию Путина принять меры предосторожности. С одной стороны, потребовалось усиленно вносить поправки в действующее законодательство, строго соблюдать закон и увеличить политическое давление на оппозицию, с другой — заниматься пропагандой патриотизма, а также традиционного исторического и культурного образования подрастающего поколения, работать над гармоничным сосуществованием конфессий во главе с православием, усилением межэтнической интеграции и межнационального культурного обмена, в котором основное место занимают русский народ и русский язык. По мнению Путина, для того, чтобы правильно реагировать на идеологические и политические вызовы, особенно важно укреплять национальную и историческую концепции и этническую идентичность у молодежи, а основным ключом к достижению этой цели служит первоклассный унифицированный учебник по истории.
В конце 1980-х годов прошлого века под влиянием горбачевской политики гласности и нового мышления радикальные политические силы в СССР и за рубежом безудержно поливали грязью историю КПСС и советского социализма. Горбачев всеми силами ратовал за демократизацию и устранение белых пятен в истории. Это привело к тому, что в поздний период правления КПСС популярность получили движения по «переосмыслению истории» и «сведению счетов с историей». После 1987 и 1988 годов многие советские писатели, журналисты и редакторы увлеченно поднимали «старые исторические счета», искажали историческую память, призывали к «десоветизации», «дереволюционизации», с энтузиазмом принялись опровергать вердикт истории и выступать за восстановление старых порядков в обществе. Под предлогом «переосмысления истории» они заимствовали у западных научных кругов такие понятия, как тоталитаризм. С их помощью им удавалось клеветать на Советский Союз, отрицать советский социализм, порочить и демонизировать КПСС, в действительности, они вытолкнули партию на «историческую скамью подсудимых». В результате идеалы советских людей потерпели полный крах, идолы, жившие в сердцах народа, рухнули. Вновь стала восхваляться старая царская Россия, а образ последнего российского царя обожествляться. За несколько коротких лет КПСС разрушилась, подобно колоссу на глиняных ногах.
Во время этого бума по «переосмыслению истории» первым под ударом оказалось преподавание истории в различных школах Советского Союза: историю разрывали на части и переписывали, царил полный беспорядок. Итогом этого стало широкое распространение литературы по «десоветизации», «департизации», «отрицанию социализма», популярными стали материалы по отрицанию истории и самодискредитации.
Когда отрицаешь самого себя, не уважаешь, очерняешь и даже проклинаешь народ отечественной истории, очень трудно с уверенностью держаться среди других мировых наций. Сейчас некоторые здравомыслящие люди в России наконец осознали горькие уроки истории прошедших двадцати лет: кто-то целился в Сталина, а попал в КПСС, критика КПСС или удар по партии в итоге привела к падению связанного с ней целого государства — СССР.
После прихода к власти Путин прилагает все силы к защите государственного суверенитета и территориальной целостности. В то же время он предпринимает попытки устранить беспорядок в области политической мысли, особенно истории. В 2000 году, только став президентом, Путин неоднократно выражал недовольство учебными материалами по истории и историческим образованием, призывал «серьезно размышлять над историей России». В конце 2003 года Путин вновь подчеркнул, что в прошлом историки делали чрезмерный акцент на «пятнах истории», в результате в литературе и учебных пособиях появилось много воды, необходимо же отбросить все ложное и сохранить подлинное.
Путин призвал усилить патриотическое образование молодежи, изучать и ценить собственную историю, включая историю советского периода, что очень сильно отличается от усилий Горбачева и Ельцина по дискредитации и изоляции советской истории. Можно сказать, что путинская власть глубоко усвоила уроки «исторического нигилизма» Горбачева и Ельцина.
Поиски и борьба в области исторической идеологии будут продолжаться
Тот, кто вправе толковать историю, имеет власть творить настоящее. В последние годы высшее политическое руководство России во главе с Путиным начало оборонительную войну за историю, и это не случайно. Пагубное влияние исторического нигилизма на российское общество, которое начало распространяться в конце 1980-х годов прошлого века, стало очень глубоким. До сих пор некоторые прозападные и либеральные политические силы при поддержке Запада изо всех сил противодействуют усилиям официальных властей по написанию истории, противостоят действиям Путина по выпуску исторических учебников и другим вопросам. В этой ситуации исторические и культурные ресурсы не только не могут стать движущей силой российского народа, напротив, они становятся вихрем, насильно разрывающим национальное единство, тяжелым бременем, сдерживающим шаги возрождения России.
Именно по причине политических потрясений и идеологической путаницы, существовавших на протяжении двадцати лет, сегодня в России отмечаются серьезные разногласия в области политики и идеологии. В последние годы из-за вторжения вестернизации и коммерциализации для научных и академических кругов России стали характерны пораженческие настроения, моральный упадок, недостаток уверенности в себе. Серьезная историческая наука также находится в сложной обстановке периферизации, преобладает псевдонаучная и фрагменированная вульгарная историческая наука, в обществе с избытком хватает таких явлений, как «историческая сатира» и «искажение истории».
Кроме того, Путин основал специальную правительственную структуру, выделил огромные финансовые средства для идейно-нравственного воспитания и других практик, что вызвало резкую критику некоторых людей в России. Они осуждали Путина за использование административных методов советского периода, которые никак не могут эффективно воспитывать и оказывать моральное влияние на молодежь, растущую в эру информации и Интернета. В то же время, следует заметить, что в вопросах особой исторической важности и оценке исторических личностей, среди российского руководства, которое представляют Путин и Медведев, есть немало нерешительных политиков, находящихся в сомнении и противоречащих самим себе. Стремление Путина к поиску корней и возвращению к «истории царской России» вызывает бдительность в стране и за рубежом, беспокойство о том, что путинский патриотизм и консерватизм может превратиться в угрожающий шовинизм и «великорусский национализм».
По всей видимости, поиски и борьба в области исторической идеологии российского общества будут продолжаться и впредь. Остается неясным, когда Россия сможет выбраться из исторической неопределенности и идеологической ловушки.
Чжан Шухуа – глава Центра документации и информации Китайской академии общественных наук.
Комментариев нет:
Отправить комментарий