вторник, 20 октября 2015 г.

Мегалиты Урала


С конца 20-го, начала 21 века на громадной территории Урала в массовом порядке исследовательские группы, состоявшие как из учёных, так и энтузиастов-краеведов, стали открывать древние мегалитические постройки, которые позволяют говорить о совершенно новой странице не только истории нашей страны, но и всего мира. Здесь можно найти все типы мегалитических построек, известных науке. Это и менгиры или стоячие камни, дольмены – каменные столы и гробницы, кромлехи – дугообразные каменные сооружения и геоглифы, и остатки каменных городов и амфитеатров, скрытых землёй и растительностью, и гигантские стены, и пирамиды.
Так, только в Свердловской области только за последние 8 лет были обнаружены и описаны 350 дольменов и других мегалитических памятников. Начало этой грандиозной работе было положено в 1958 году краеведом из небольшого городка Верхняя Пышма Анатолием Архиповичем Бодрых, который несколько десятков лет зарисовывал необычные строения, рассыпанные в тайге.
Дольмены Свердловской области Дольмены Свердловской области Дольмены Свердловской области Дольмены Свердловской области Следы пребывания древнего человека в Свердловской области
Он рассказывал о них учёным, но последние никак не реагировали на его рассказы. И только в начале этого столетия археологи Екатеринбурга проявили к удивительным объектам интерес и начали серьёзно их изучать. Было установлено, что дольмены располагаются с севера на юг, вдоль меридиана, полосой протяжённостью около 69 км. Их появление датируется первой половиной 3 тысячелетия до н.э. К нашему большому сожалению, пока ещё ни один учёный не составил карту мегалитических объектов Урала и Сибири. Надеемся, что всё ещё впереди.
Геоглиф лося в Челябинской области Ещё одной сенсацией стало обнаружение в 2007 году древнейшего геоглифа на планете – изображение огромного лося у озера Зюраткуль в Челябинской области. Длина лося 275 метров (примерно, два футбольных поля). Его возраст составляет 8 тысяч лет! Он оказался гораздо старше, чем всемирно известные геоглифы пустыни Наска (Перу), самым старым из которых, по оценкам учёных, не более 2500 лет. Кроме того, краевед-любитель, историк Александр Шестаков, который и обнаружил это чудо, также открыл город на дне озера примерно того же возраста. По его оценкам, в городе проживало порядка 100 тысяч человек. По его словам, селение занимало порядка 2 километров в длину и 300 метров в ширину и состояло из трёх рядов.
Следы пребывания древнего человека в Свердловской области Примечателен тот факт, что сравнительно недалеко от этого места находится другая сенсационная находка – посадочная площадка для вайтман, о которой упоминал академик Николай Левашов в своей книге «Сказ о Ясном Соколе»: «Площадь этой взлётно-посадочной площадки, а проще – космодрома, двадцать семь тысяч четыреста сорок с лишним квадратных километров! На этой площади спокойно помещаются города Уфа, Благовещенск, Стерлитамак, Салават и все более мелкие городки и посёлки между ними!..»
Ещё одной древностьностью, сокрытой «во глубине сибирских руд», в прямом смысле этого слова, является так называемый Шигирский идол – огромная статуя из монолитного ствола лиственницы со скрещёнными ногами, как при ходьбе (такое впечатление, что идол идёт), и испещрённая знаками. Её откопали золотодобытчики в конце 19 века, когда северо-западнее Екатеринбурга открыли на Шигирском торфянике залежи россыпного золота.
В высоту идол достигал 5,3 метра. К сожалению, нижняя его часть длиной 193 см до наших дней не дошла и о ней можно судить только по рисунку начала 20 века археолога В.Я. Толмачёва. На идоле выявлено 7 личин – одна сверху, объёмная и по три с лицевой и обратной стороны. Все они венчают отдельную фигуру и фигуры все разные. Идол покрыт гометрическим орнанментом и знаками, ни прочитать, ни постичь смысл которых учёные пока не в состоянии, и ограничиваются догадками, поэтому существуют множество версий, что же этот идол из себя представляет. Одну из интересных версий высказал профессор Валерий Чудинов. Применив свой оригинальный метол прочтения надписей, он прочитал некоторые надписи на идоле и заключил, что перед нами ни кто иной, как богиня смерти Мара. Слово «Мара» читается в нескольких местах, а на левой щеке идола написано «бог загробного народа». Ещё одна интересная надпись «У Маре таятся несметная воинов рати».
Шигирский идол Шигирский идол Шигирский идол Шигирский идол Физический тип человека шигирской культуры. Реконструкция М.М. Герасимова
Согласно данным радиоуглеродного анализа, возраст идола составляет 9,5 тысяч лет, что означает, что он гораздо старше египетских пирамид, цивилизаций майя, инков, Вавилона, Греции и Рима и прочих самых древних древностей любых других народов планеты, приписывающих себе древнее происхождение. Не говоря уже о тех, кто на голубом глазу утверждает, что бог сотворил мир 7510 лет назад. Не будем забывать, что, по мнению ортодоксальных учёных, письменность в Евразии возникла на 3 с лишним тысячелетия позже.
Вывод из всего этого простой. Как минимум, 9,5 тысяч лет назад, когда цивилизаций вышеупомянутых народов ещё и в проекте не было, на территории Урала существовала развитая цивилизация с довольно высоким уровнем культуры, владевшая инструментами и технологиями обработки природных материалов, и люди этой цивилизации говорили на русском языке!
Кроме этого, на Урале сохранились мегалитические сооружения, которые были созданы задолго до этого времени. Следы такого рода сооружений разбросаны по всему миру. В большинстве мест они сохранились в виде отдельных участков древних мегалитических стен и построек из гигантских блоков, некоторые впоследствии надстраивалсь новыми, менее впечатляющими сооружениями в течение столетий и тысячелетий. Самыми монументальными из них являются: Баальбек, сооружения на Храмовой горе в Иерусалиме и крепость Нимрода в Израиле на границе с Ливаном и Сирией, мегалиты у западных берегов Кубы на глубине около 700 метров, где прекрасно просматриваются улицы, башни, пирамиды, подводные мегалиты о. Йонагуни (Японии), подводная пирамида на дне озера Фусянь в юго-западной провинции Юнь-Нань (Китай) высотой 19 м и длиной основания – 90 м.
Храмовая гора в Иерусалиме Крепость Нимрода в Иерусалиме Подводные мегалиты на западе Кубы Пирамида на дне о. Фусянь, Китай Мегалиты Тиауанако
Множество самых известных мегалитических построек находится в Южной Америке: Тиауанако, Саксауман, Ольянтайтамбо, Мачу-Пикчу. Профессор Артур Познанский, изучавший Тиауанако на протяжении 40 лет, и немецкий космолог Эдмунд Кисс установили, что они были построены примерно 17 тысяч лет назад. Есть и менее известные и изученные, но не менее интерсные. Это развалины города Чавин-де-Уантар, лежащий на высоте 3500 м в Перуанских Андах, Тамбо-Мачай – священные источники инков и «каменоломня» Инкамисана рядом с инкской столицей Ольянтайтамбо. Если назначение первых трёх мегалитических комплесов вроде бы не вызывает сомнений, то следующий является предметом споров и догадок. Недалеко от чилийского города Сан-Клементе расположен участок горизонтальной каменной кладки, который называют «каменный пол» (на испанском El Enladrillado). Она сделана из огрромных валунов, достаточно плотно стыкующихся друг с другом. Одни учёные считают, что здесь древние планировали основать поселение, но по каким-то причинам отказались от этого вскоре после начала строительства. Также есть версии, что Эль Энладриядо был создан самой природой. Ветер, мол, так надул. Другие считают, что это площадка, построенная пришельцами для посадки НЛО.
Ещё один «природный» комплекс находится на плато Маркагуаси в Перу на высоте около 4 000 м. Скалы на нём находящиеся были обработаны человеческими руками и превращены в статуи гигантских размеров, которые становятся заметными лишь при определённом освещении. Тогда можно увидеть гигантские изваяния голов людей с европеоидными и негроидными чертами, а также изображения обезьян, черепах, кондоров, океанских рыб, коров, лошадей, слонов, львов и верблюдов. Древний возраст этих изображений подтверждается тем фактом, что одни животные никогда не жили на такой высоте, а другие исчезли с Американского континента за тысячи лет до появления там европейцев. Вспомним, что подобные мегалитические изваяния мы видели в «Парке Драконов» в Приморье.
Мегалиты Чавин-де-Уантар, Перу Мегалиты Тамбо-Мачай, Перу «Каменоломня» Инкамисана, Перу Каменная кладка El Enladrillado, Чили Плато Маркагуаси, Перу
Эти сооружения вполне можно считать «до потопными», то есть созданными до ядерной войны Антлани с материнской империей более 13 тыс. лет назад, которая стала причиной ужасной катастрофы, разрушившей практически всю инфраструктуру земной цивилизации и отбросившей её на уровень каменного века. Кстати сказать, согласно преданиям индейцев, живущих около развалин Тиауанако, город был построен до ужасной катастрофы, названной Чамак-Пача или Эпохой Тьмы. Тектонические плиты пришли в движение, гигантская волна несколько раз обогнула Землю, климат резко изменился. Планету сотрясали землетрясения, миллиарды тонн вулканического пепла было выброшено в атмосферу. Многие мегалитические постройки ушли под воду, а многотонные мегалитические блоки были разбросаны, как кубики, на большие расстояния или расколоты, как спички.
Вот, как об этом рассказывается в «Славяно-Арийских Ведах» (Саньтии Веды Перуна, Круг Первый, Саньтия 6):
3.(83). Великая ночь окутает Мидгард-Землю…
и Огонь Небесный уничтожит многие края земли…
Там где цвели прекрасные сады,
будут простираться Великие Пустыни…
Вместо жизньродящей суши
будут шуметь моря, а там где
плескались волны морей, появятся
высокие горы покрытые вечными снегами…
Сохранившиеся на земле мегалитические города на тысячелетия подверглись запустению. Некоторые так и остались заброшенными по сей день. Особенно много их на территории России, в Сибири. Расскажем о них.
Каменный город в Пермском крае
На Среднем Урале, на южной вершине 19-километрового хребта Рудянский Спой, в Гремячинском городском округе, недалеко от посёлков Шумихинский и Усьва, находится Каменный Город. Название было придумано туристами. Местные не используют это название. Жители близлежащих посёлков Шумихинского и Юбилейного называют это место иначе. Они называют его Черепахи – за удивительное сходство двух самых высоких скал с черепахами. Старожилам посёлка Усьвы, наиболее древнего селения этих мест, было известно другое название этого места – Чёртово Городище.
Каменный город в Пермском крае Каменный город в Пермском крае Каменный город в Пермском крае Каменный город в Пермском крае Каменный город в Пермском крае. Фото Марии Баевой
Название «Чёртово Городище» весьма широко распространено не только на Урале. На Pуси так именовали нагромождения скал и камней, которые создать мог только чёрт. Но туристы назвали это место «Каменным городом», хотя назначение этого места могло быть всем, чем угодно. Они же и разделили его на Большой город, где и находятся каменные черепахи, и Малый, выделили там проспекты и улицы, нашли центральную площадь. Черепах тоже окрестили Большой и Малой, причём последняя больше похожа на птицу, за что от туристов она получила второе имя – Пернатый Страж.
Каменный город в Пермском крае. Черепахи Каменный город в Пермском крае Каменный город в Пермском крае Каменный город в Пермском крае Каменный город в Пермском крае
По версии учёных, Каменный Город – это устье реки, впадавшей в Пермское море миллионы лет назад, именно этим объясняются красиво и ровно, под прямыми углами, выточенные камни, аккуратная их кладка и перпендикулярные друг другу «протоки» «устья», а также «пластилиновую» кладку.
Каменный город в Пермском крае Каменный город в Пермском крае Каменный город в Пермском крае Каменный город в Пермском крае Каменный город в Пермском крае
Люди, как для любого красивого уголка природы, придумали свою легенду. В ней говорится, что был в этих местах красивый город и жили в нём исключительно красивые люди в прекрасных домах. У главы поселения была слепая дочь, и, чтобы девушка смогла видеть красоту, отец обратился к колдуну. Тот зрение вернул, но за услугу обратил прекрасный город в камень. И теперь средь каменных домов гуляет только ветер.
Каменный город в Пермском крае Каменный город в Пермском крае Каменный город в Пермском крае Каменный город в Пермском крае Каменный город в Пермском крае
Мы врядли когда-нибудь узнаем назначение этих тоннелей явно искуственного происхождения. Возможно, они были всего лишь внутренними элементами какого-то по-настоящему огромного сооружения, о назначении которого можно только гадать. А может, это было гигантское «бомбоубежище» или «ковчег». Возможно, наши предки к ядерной войне готовились. Увы, мы не можем ничего сказать по этому поводу. Оперируя понятиями современной нам реальности, мы просто не можем себе даже представить не только, как они это делали, но и зачем они это делали, а также, почему они делали так, а не иначе.
Чёртово городище в Екатеринбурге
На расстоянии 300 километров от Перми по прямой, в 25 км от Екатеринбурга, находится ещё один каменный город или так называемое «Чёртово Городище». Оно располагается в 6 километрах от посёлка Исеть и представляет собой одноимённую гору и впечатляющий гранитный «гребень» на её вершине. Гора находится на высоте 347 метров над уровнем моря, а «гребень» составляет последние 20 метров.
Чёртово городище в Екатеринбурге Чёртово городище в Екатеринбурге Чёртово городище в Екатеринбурге Чёртово городище в Екатеринбурге Чёртово городище в Екатеринбурге
Этот «гребень» или стена, вытянувшаяся с юго-востока на северо-запад, состоит из 10 башен различной высоты и массивности, которые отделены друг от друга вертикальными расщелинами разной длины и ширины. Башни покоятся на высоком постаменте, сложенном из гранитных плит. С севера она неприступна и обрывиста, с юга – более пологая, сложенная из гигантских ступеней-валунов, по которым легко можно взобраться на стену.
Чёртово городище в Екатеринбурге Чёртово городище в Екатеринбурге Чёртово городище в Екатеринбурге Чёртово городище в Екатеринбурге Чёртово городище в Екатеринбурге
Название этого место вполне понятно. Выглядит оно, скажем так, слишком неестественным, как будто было построено нечистой силой. Существует и легенда, по которой чёрт отстроил здесь какое-то сооружение, но затем отчего-то разозлился и всё разметал, осталась только стена. В недалёком прошлом это место пользовалось дурной славой у христиан. Во-первых, найти его было достаточно сложно, несмотря на высокие каменные башни. И только когда человек подходил к этому месту достаточно близко, каменная стена как бы неожиданно возникала среди густого леса «из неоткуда». Во-вторых, современные исследователи паранормальных явлений считают, что это место отностится к так называемым малоактивным аномальным зонам. Людям постоянно мерещится что-то рядом с горой, а по ночам мерцают какие-то странные огоньки.
Некоторые туристы рассказывают о случаях необъяснимой потери ориентации и блуждания «в трёх соснах». Человек вполне мог заблудиться, отойдя от лагеря метров на сто, причём его криков о помощи находящиеся в лагере не слышали, как и он не слышал их криков. Раньше это объясняли тем, что «нечистый кружил». Так случилось с третьей экспедицией Уральского Общества Любителей Естествознания (УОЛЕ) 20 августа 1889 года. Они попали на место лишь на второй день, проблуждав весь предыдущий «вокруг да около». Кстати, создатель УОЛЕ, Онисим Егорович Клер, увидев это место в 1874 г., писал: «а не циклопические ли это сооружения древних людей?..»
А вот вогулы, обитавшие в этих землях до того, как русские снова пришли сюда, вершину с каменными башнями почитали священной и совершали здесь свои обряды, в том числе и магические, и приношения.
Существует и другой миф о том, что гора эта рукотворная и стоит на том месте, где когда-то ушёл под землю таинственный народ чудь (не путать с реальным финно-угорским народом). Что это за народ, не знает никто. Некоторые приравнивают этот древний мифологический народ к европейским эльфам и гномам. Однако Павел Петрович Бажов (1879-1950), русский фолклорист, который выполнил литературную обработку уральских сказов, рассказывает об этом народе иначе. В сказе «Дорогое имячко» он описал чудь, как «старых людей» – высокий красивый народ, который жил в глухиг местах. Свои жилища, кои были необычны и красивы, он устраивали внутри гор. Он жил, почти не пересекаясь с другими народами. Люди эти не знали злобы и зависти, равнодушны к золоту и драгоценным каменьям. Встретившись с человеческой жадностью и жестокостью, они ушли на другое место, а всё золото и драгоценные камни положили внутрь горы, закрыв её до тех пор, пока кто-нибудь не назовёт «дорогое имячко». Но это произойдёт только, когда придёт время. «Будет и в нашей стороне такое времечко, когда ни купцов, ни царя даже званья не останется. Вот тогда и в нашей стороне люди большие да здоровые станут. Один такой подойдёт к Азов-горе и громко так скажет «дорогое имечко», и тогда выйдет чудь из под земли со всеми сокровищами человеческими…»
Другие легенды говорят, что чудь ушла под землю, в подземные города. О них рассказывали челябинской писательнице-сказительнице Серафиме Константиновне Власовой (1901-1972), продолжательнице дела П.П. Бажова, уральские рабочие: «Услышала я недавно в старом уральском заводе, будто все пещеры, какие ни есть на Урале, сообщаются между собой. Будто таятся между ними лазы, то широкие, как Кунгурские ямы, эти провалы земные, то тонюсенькие, как золотые нити. Говорят также, что когда-то в стародавние времена перейти из пещеры в пещеру труда не составляло – торная дорога была. Правда, кто её торил, неведомо – то ли человеки, чудю незнаемая, то ли нечистая сила… Только в наше время люди, проникая в те пещеры и те ходы, где пройти можно, много следов находят: где домница поставлена, где камень аметист лежит, а где след ноги человеческой отпечатался…»
О том, когда вернётся этот народ, владевший тайными знаниями и сверхъестественными способностями, говорил Н.К. Рерих в «Сердце Азии»: «…не навсегда ушла чудь. Когда вернётся счастливое время, и придут люди из Беловодья, и дадут всему народу великую науку, тогда придёт опять чудь, со всеми добытыми сокровищами…»
Учёные объясняют происхождение Чёртова Городища естественными причинами: мол, граниты, которыми сложены скалы, имеют вулканическое происхождение и образовались около 300 миллионов лет назад. За это время горы подверглись сильному разрушению из-за перепадов температур, воды и ветра. И в резудьтате якобы образовалось такое природное образование. Они утверждают, что впечатление, которое создаёт его матрацевидная структура, что оно сложено из плоских плит – ложно.
Чёртово городище в Екатеринбурге Чёртово городище в Екатеринбурге Чёртово городище в Екатеринбурге Чёртово городище в Екатеринбурге Чёртово городище в Екатеринбурге
То есть, по их мнению, огромная, строго вертикальная стена на вершите холма, сродни оборонительным сооружениям древних, появилась просто потому, что на протяжении 300 миллионов лет её обдувал ветер и поливал дождик, которые, к тому же, обработали до плоского вида и валуны, что во множестве усеяли пространство вокруг стены до самого низа горы.
«Чёртово Городище» в Калуге
Самое интересное, что существует ещё одно «Чёртово Городище», за тысячи километров от уральского, на территории Европейской части России, в Калужской области. Находится оно в 6 км от посёлка Сосенский на территории национального парка «Угра». Известно оно тем, что тоже является слабой аномальной зоной – перестают нормально работать телефоны, фотоаппараты и GPRS. Вроде бы и НЛО там полётывают периодически. И легенда о его появлении тоже связана со строительной деятельностью «нечистой» силы. Вот как рассказывает о появлении недостроенной в глухом лесу мегалитической постройки одна христианская легенда.
«У обапольного православного мужичка была дочь-красавица. Полюбилась она чёрту и стал он свататься за неё, пристал к отцу, что называется, с ножом к горлу: отдай, да отдай и проси тогда у меня чего хочешь, а нет – жди беды себе. Но православного не скоро проведёшь: на то он и православный. Мужичёк подумал, подумал, да и говорит лукавому: «Ну что с тобою делать, если полюбилась девка, так возьми, только с уговором: чтобы ты беспременно до петухов построил вот тут в нашем лесу моей дочери дворец, всему миру на удивление, а не построишь до петухов – чтоб нам с тобой и не знаться более». Чёрт только ухмыльнулся и был таков. Думает «моя взяла». Посмотрел место – хвать-похвать, а камня на сто вёрст вокруг нет. Делать нечего: собрал, значит своих да и ну таскать камни по воздуху откуда-то издалека. Трудился сердешный всю ночь, а кончить не успел: до окон, вишь, довёл, как крикнули петухи, и кто из них где летел, значит, по воздуху с камнями-то, там их и покидали, что и о сию пору словно дорогу из леса в поле видать. Вот вам от чего и прозвалось оно "Чёртово городище"».
Чёртово городище в Калужской области Чёртово городище в Калужской области Чёртово городище в Калужской области Чёртово городище в Калужской области Чёртово городище в Калужской области
Не применём тут заметить, что правоверная христианская церковь, которая присвоила себе ведическое понятие «православная», относит к деятельности «нечистой силы». Оно и понятно. Крестившие Русь в греческую религию, называемую сейчас христианством, считали языческих богов порождениями дьявола и, соотвтественно, их капища они также называли нечистыми. Впрочем, как и всё, что было связано с нашим ведическим наследием и, что они не могли присвоить себе, как присвоили себе ведические храмы, превратив их в христианские церкви, тем самым поменяв их назначение на прямо противоположное. Там, где люди просвещались знанием, из них стали делали безмозглых «овец господних».
Точно так же поступили и с нашим языком. Первоначальный, светлый смысл заменили на противоположный. Так «крамолу» из обращения к солнцу, свету, знаниям (к-Ра-мола) превратили в смуту, мятеж, измену (см. «Толковый словарь живого великорусского языка» В. Даля). Кощунство (правильное написание кощюнство) из рассказывания древних священных сказаний превратили в его противоположность – святотатство. Снова обратимся к словарю В. Даля: «КОЩУНИТЬ или кощунствовать, насмехаться над священными предметами, отзываться об них с презреньем, бранно, пошло; поругать, сквернить, осквернять, суесловить, буесловить…» Веру – просветление знанием; превратили в религию. Ведьму – Ведающую Мать, то есть женщину, успешно взрастившую шестнадцать детей в родовой традиции, превратили в зловредную колдунью. И так далее.
Но вернёмся к Городищу в Калужской области. Место и впрямь загадочное. Доподлинно неизвестно, кто, когда и зачем его построил, а также, каким образом. Как можно выстроить стену из огромных камней, каждый из которых не смгола бы поднять и тысяча человек? Такие же камни в беспорядке разбросаны около самой стены. Как и зачем сверлили «чёртовы пальцы» (камни со множеством дыр) и «чёртов колодец»? Последнй представляет собой шестигранное углубление, в котором скапливается вода, считающаяся целебной. На вопрос: «зачем?» возможный ответ даёт А. Платов в своей книге «Мегалиты Русской Равнины»: «Целебными свойствами практически по всей Европе наделяется росная или дождевая вода, собирающаяся в углублениях, почитаемых камней. Однако многие такие камни в целом считаются приносящими исцеление или дарующими плодовитость женщинам.
Чёртово городище в Калужской области Чёртово городище в Калужской области Чёртово городище в Калужской области Чёртово городище в Калужской области Чёртово городище в Калужской области
Таков, например, известный Девий камень в Коломенском (ныне на территории Москвы), к которому ещё и в наше время приходят женщины, желающие исцелиться от тяжёлой болезни или забеременеть: считается, что для этого нужно посидеть на камне, а уходя, оставить на нём конфету, монету, цветок или какую-либо другую небольшую жертву. Таков Киндяковский камень на севере Московской области, исцеляющий детей от неизлечимых болезней, для чего необходимо обмыть и напоить их водой, «скаченной» с камня (подробнее речь о Киндяковском камне пойдёт в следующей главе). Целебными и, главное, плодородными свойствами обладает знаменитый Синий Камень на берегу Плещеева озера в Ярославской области. В Литве близ деревни Нерушелю некогда находился напоминающий по форме женский торс камень, который помогал забеременеть бездетным женщинам. В той же Литве имеется несколько камней с именем Мокас, которые считаются воплощениями ушедших в Иной Мир предков; литовские женщины верили, что та, которая хочет родить ребёнка-витязя (лит. Витис), должна оставить на таком камне рубашку».
А как вырубали систему пещер в скалах Чёртового городища? Есть свидетельства о том, что в начале 1930-х годов пещеры, уходившие в толщу песчаника, были взорваны, входы в подземелья завалены. Непонятно, откуда там взялись реликтовые, доледниковые формы растительности – папоротники многоножки и светящиеся мхи, ареал произрастания которых находится за тысячи километров от Калуги – в Карелии. Современные же учёные считают его крупным святилищем вятичей, летописным Дедославлем, святилищем бога Свентовита. То есть, самое раннее, они датируют это место I в н.э.
Приведём познавательную статью Андрея Александровича Перепелицына, журналиста, члена Русского Общества Спелеологии и Спелеонавтики, Международной Уфологической Ассоциации, организатора Общественной группы по изучению тайн и загадок Земли «Лабиринт», «Российский Стоунхендж?», напечатанной в Приокской газете №6 28 февраля 1997 года.
«Чёртов Город (ЧГ) – это высокий холм с беспорядочно нагроможденными на его вершине и склонах глыбами песчаника. Западный склон холма представляет собой крутой обрыв, обнажающий скальное основание горушки. Здесь можно видеть несколько неглубоких пещерок, точнее, гротов. В самом большом из них могут разместиться несколько человек. В урочище встречаются несколько редких видов растений, два из которых уникальны – это папоротник многоножка и мох шистостега. На любого посетителя «ЧГ», забредшего сюда в тёплое время года, покрывающие голые камни и свисающие с отвесных стен ажурные ваи многоножки обязательно произведут впечатление, а уж если ему повезёт, наш экскурсант приедет в подходящее время и увидит в пещерках светящийся мох, воспоминания об этом останутся навсегда! Сама по себе шистостега свет не излучает, но её проростки «работают» так же, как кошачий глаз: собирает слабый свет.
Чёртово городище в Калужской области Говорят, что легенды о неуловимых сокровищах гномов вызваны именно светящимся мхом: зайдёт старатель в пещеру, нагребет груду сверкающих самоцветов, а при дневном свете они «обернутся» горстью булыжников, покрытых микроскопическими проростками мха. Для учёных остаётся загадкой, откуда появились на «ЧГ» эти растения? Шистостега изредка встречается в Европе, ближайшее же место, где растёт многоножка – Карелия. Как оказалась она на Чёртовом, за тысячи километров от основного ареала? Предполагают, что ледник обошёл высокий холм «ЧГ», и растения эти сохранились с доледниковых времён.
У историков и археологов свой интерес – Чёртов Город является городищем в прямом смысле – раскопки показали, что ещё в начале нашей эры здесь было укреплённое поселение. До сих пор можно видеть на вершине холма вал и ров, угадываются проём ворот и древние подъездные пути. Даже фольклористам помогло «ЧГ» – ещё в прошлом веке в окрестных поселениях были записаны варианты легенды, связанной с этим местом, о девушке, обманувшей Чёрта. Предание говорит, что девушка, устав от домогательств Чёрта, согласилась выйти за него замуж при условии, что «суженый» построит за ночь свадебный замок. Собрал Чёрт всю окрестную нечисть и принялся за дело, да только обманула его невеста – разбудила задолго до рассвета петуха, тот и прокукарекал. Решил нечистый, что срок вышел, и остался дворец недостроенным. Словом, место уникальное, и «по заслугам» его уже давно объявили памятником природы всероссийского значения, а недавно оно включено в границы национального парка «Угра».
Описания «ЧГ» прошлого века разительно отличаются от современных. Люди XIX века видели там не просто хаотическое нагромождение камней, а искусственное сооружение, находящееся на вершине горы. В книге «История церкви в пределах Калужской губернии» читаем: «...здание (из огромных камней) выложено до середины окон. Вокруг лежат такие же камни, а часть их разбросана в одном направлении, по пути к зданию с поля». К сожалению, подробного описания со схемами и размерами этого «здания» пока найти не удалось. Тем не менее, два источника конца прошлого века одинаково описывают стоящее на вершине холма «подобие какого-то дома». Стены его были выложены из гигантских камней, внутри и вокруг них росли деревья, а к одной стороне было пристроено что-то «вроде крыльца» также из больших камней. Прямо под постройкой находилась глубокая пещера с длинными ходами, которые, по легендам, тянулись аж до Доброго монастыря, что под г. Лихвином.
Чёртово городище в Калужской области Чёртово городище в Калужской области Чёртово городище в Калужской области Чёртово городище в Калужской области Чёртово городище в Калужской области
Никаких сведений о назначении и времени строительства этого сооружения ни в письменных, ни в устных источниках нет (За исключением легенды о сватовстве Чёрта). Мне, по крайней мере, их найти не удалось. Краеведы XIX века надеялись, что потомки их исследуют загадочную постройку, однако этого сделано не было. Более того, пропала она сама! Уже в начале нашего века упоминания о ней исчезают. Я много раз цитировал описания «ЧГ» научным работникам разного профиля, и почти все были единодушны: раньше люди были тёмные, принимали за творения человека природное нагромождение камней. Видимо, считать так проще всего, однако никто из моих собеседников не смог выполнить просьбу: указать в районе «ЧГ» место, хотя бы отдалённо подходящее под описанное в прошлом, или просто похожее на искусственное. Его нет! Неужели все, посещавшие в прошлом «городище», были идиотами, в том числе и автор «Калужских губернских Ведомостей», писавший в 1891 году: «...Предположить же что-либо самородное никак нельзя, так как ясно видно, что сооружение сделали при помощи искусственных сил».
Раз уж молчит официальная наука, за дело взялись любители – «аномальщики». Ещё несколько лет назад мы опубликовали старинные описания «Замка дьявола», провели целый ряд экспедиций на «место действия», поговорили с местными жителями. Работа ещё далеко не окончена, однако, многие вопросы прояснились.
Невероятно, но все заинтересованные лица и организации в Калуге ничего не знают о добыче камня на Чёртовом, в последний раз осуществлявшейся в начале 50-х годов. Документов об этом нет, разрешение на работы не давали – следовательно, и не было. Такова логика. Всё же старожилы окрестных поселений, не сговариваясь рассказывают, что, когда для строительства понадобился камень, тамошнее стройуправление решило брать его на городище. Заложили заряды, взорвали их, вывезли несколько тракторных тележек камня, как вдруг пришло указание самодеятельность прекратить: оказалось, что камень для производства щебня не подходит. Нам удалось найти довольно много людей, работавших на добыче камня – все они работники низового звена: бульдозерист, бригадир, лесник, рабочие... Попытки навести справки у местного «начальства» оказались безуспешными – нас вновь уверяли, что никаких горных работ на «ЧГ» не было. Не берусь утверждать наверняка, однако сложилось у меня мнение, что кое-кому не выгодно разглашать сведения о разрушении уникального места. Во всяком случае, я склонен верить простым людям.
Что же было, по их словам, на «Чёртовом» до его окончательного разрушения?
Прошло более 40 лет, все наши информаторы уже «в возрасте», и память их подводит. Тем не менее, нам описывали огромные камни, размером с дом, стоявшие на холме и окружённые кольцевым рвом, рассказывали о каменном кольце из стоящих вертикально камней у его подножия, о каменной аллее, ведущей с холма. Почти все собеседники помнят обширные подземные коридоры – образующие сложный лабиринт, они вели вглубь горы и, похоже, были вырублены искусственно. Высота их была метра два, а пройти подземелья до конца не удавалось никому – виной тому был не только страх, но и ядовитый газ, заполнявший глубины. Но всё же очевидцы помнят каменные столы и лавки, ступени, ведущие вниз.
Подчеркнём, что ничего общего с существующим небольшим гротом старые подземелья не имели – вход в них находился ниже, взрывник, уничтоживший его, много раз собирался показать нам завал – однако мешали этому то болезни информатора, то отсутствие у нас транспорта. В ноябре прошлого года события пришли к логическому концу – последний, возможно, человек, точно помнящий местоположение входа под землю, умер...
Были на «ЧГ» и настоящие наскальные рисунки, судя по всему, не имеющие ничего общего с современными автографами типа «Здесь был Вася». Говорят, ещё недавно на некоторых камнях можно было увидеть изображение ладоней и стоп. Короче, уничтожено много, но вот «Замка Чёрта» никто не помнит. В чём дело? Недавно мы нашли старожилов утверждавших, что взрывы сорокалетней давности ничто по сравнению с работами тридцатых годов, когда в течение полугода из урочища возили камень для строительства железной дороги. Есть указания, что брали песчаник с «ЧГ» и ещё раньше – в начале века. Что имеем, не храним...
Вернёмся к «ЧГ», Один удивительный камень здесь сохранился. Лежит он на верхней площадке холма и представляет собой плиту, усеянную углублениями. «Чашки» в данном случае естественного происхождения – следы окаменевших камней, однако и местоположение камня, и данные раскопок – обнаруженные вблизи него древнее кострище и черепки позволили калужскому археологу О.Л. Прошкину высказать предположение о культовом характере камня – здесь совершались религиозные обряды, и наличие такого культового места косвенно подтверждает возможность существования здесь древнейшего мегалитического комплекса.
Властям, равно и дирекции нацпарка, давно пора поставить урочище под охрану – кто только не тусуется на нём: от бардов до (по рассказам козельских милиционеров) сатанистов. И все оставляют «следы цивилизации» – кострища и консервные банки, не говоря уже о надписях на камнях. Надеемся на помощь спонсоров и научных учреждений – прежде всего, необходимы транспорт, геофизическая аппаратура, газоанализаторы.
Но самое главное – мы ждём отклика всех, кто был на Чертовом Городе до семидесятых годов, ждём информацию от тех, кто принимал участие в горных работах. Сделанного не вернёшь, но давайте хотя бы точно установим, что было на «ЧГ» раньше. Отзовитесь, рабочие и инженеры, добывавшие там камень, откликнетесь их потомки и просто знакомые – время идёт, и нельзя допустить, чтобы вместе со старожилами исчезла и память об удивительных сооружениях».
Однако, вернёмся в Сибирь, на Урал.
Мегалиты Урала. Петрогром
В 30 километрах от Екатеринбурга и 250 километрах от Челябинска, в 3 км к северо-западу от станции Исеть, находится ещё один древний мегалит. Его называют Скалами Петра Гронского или Петрогромом. Они представляют собой каменную гряду, высотой до 15 метров, которая вытянулась с запада на восток, северный склон – крутой, южный – более пологий.
Сибирский мегалит. Петрогром Сибирский мегалит. Петрогром Сибирский мегалит. Петрогром Сибирский мегалит. Петрогром Сибирский мегалит. Петрогром
Учёные объясняют происхождение скал Петрогрома, как и Екатеринбургское Чёртово городище, естественными причинами – выветриванием, эрозией и т.п., и утверждают, что сходство с кладкой из плоских плит – случайно. Случайно ли? Могут ли монолитные горы так ровненько растрескаться?
Сибирский мегалит. Петрогром Сибирский мегалит. Петрогром Сибирский мегалит. Петрогром Сибирский мегалит. Петрогром Сибирский мегалит. Петрогром
Более того, может ли эта кладка производить впечатление, как будто её оплавили, как будто она подверглась воздействию сверхвысоких температур либо до того, как они окаменели, либо после. Было ли это последствием какой-то войны с применением невиданного термического оружия, возможно и ядерного, или применением так называемой «пластилиновой технологии Богов», подобно той, применение которой петербургский исследователь А. Скляров предположил в строительстве перуанских и боливийских мегалитов? Никто пока не знает ответа на эти вопросы по той простой причине, что никакие исследования на эту тему никто не проводит. Последние две фотографии – это Кырманские скалы, которые тоже находятся недалеко от Екатеринбурга. Узнаем ли мы когда-нибкдь, что же за Данила-мастер лепил этот Каменный цветок?
Сибирский мегалит. Петрогром Сибирский мегалит. Петрогром Сибирский мегалит. Петрогром Сибирский мегалит. Петрогром Сибирский мегалит. Петрогром
Пока для отечественной науки подобного рода объекты не представляют никакого интереса. И это понятно, посклольку историческая наука пока не заинтересована в правдивом изложении нашего реального прошлого. Но временами бывает обидно. Все в мире знают имена зарубежных мегалитических объектов. Миллионы людей едут, кто во Францию, чтобы поглазеть на несколько менгиров, кто в Англию припасть к Стоунхенджу, несмотря на то, что по Сети ходят факты его подделки, кто едет в Перу, Боливию, Египет и восхищается тамошними единичными мегалитическими постройками и тщательно изучают наследие древних цивилизаий там. Но на территории России, в Сибири таких объектов в разы больше. Это здесь находилась цивилизация, древнейшая из всех, известных в мире. Здесь материала на десятки и сотни археологических открытий в масштабе планеты. Придёт время, когда всё это будет всесторонне и непредвзято изучаться, когда логика строителей подобных сооружений нами будет понята и принята. Пока же время ещё не пришло. Пока неопровержимый факт существования рукотворных мегалитических объектов на территории России списывается на деятельность природы.
Да что там говорить о происхождении этих древних обхектов, если нет единого мнения даже о происхождении названия скал. Самой широко распространённой версией является та, что скалы зовутся по имени революционера Петра Гронского. Считается, что там рабочие во главе с Петром Гронским устраивали собрания, учились стрелять, здесь же прятали оружие. Однако у историков нет фактов, подтверждающих этот вариант. Согласно второй версии, название произошло из-за того, что гору «облюбовали» молнии, так как именно со стороны этих скал чаще всего приходят грозы. Сторонники данной версии предпочитают называть скалы Петрогромом или Гром-Камнем.
Ещё одна версия: скалы названы так в честь Петра Громовержца, который считается покровителем металлургов. И эта версия не лишена оснований. Дело в том, что археологи обнаружили, что на этих мегалитах люди начали выплавлять металл ещё за 3 тыс. лет до н.э. и экспортировали свою продукцию далеко за пределы Урала. Они складывали свои печи из готовых древних каменных плит, а сами печи строили в расщелинах скал для получения естественной воздушной тяги. Плавили сначала медь, затем освоили производство бронзы. Среди археологов известны так называемые «чудские копи», действовавшие с 7 по 3 в до н.э. На Петрогроме учёные археологи нашли целый горно-металлургический комплекс, состоящий из 18 плавильных печей, где выплавлялась медь и производились изделия из неё, а позже из серебра и сплавов цветных металов. Учёные считают, что каменные чаши, выдолбленные в камне, являются ни чем иным, как медноплавильными горнами. Смотрите кратенький рассказ «Каменные чаши – горны. Петрогром»http://www.youtube.com/watch?v=pY_8nONhmrI
Сибирский мегалит. Петрогром Сибирский мегалит. Петрогром Сибирский мегалит. Петрогром Сибирский мегалит. Петрогром Сибирский мегалит. Петрогром
В очерке «Битва за Каменный пояс» Лев Сонин (журнал «Урал», №2 за 1991 год) так описывает плавильное производстве: «Для тех времён это были гиганты металлургии – до ста двадцати сантиметров в диаметре, до полутора метров высоты, спроектированные из массивных каменных плит, поставленных на попа...» Далее автор очерка рассказывает об очень тонком инженерном расчёте. Дело в том, что вершина горы Петрогром испещрена множеством глубоких и узких расщелин. Печи ставились прямо на них так, чтобы использовать их, как воздуходувные ходы. Были продуманы и способы регулирования направленности и точности подачи воздуха – через систему сопел. В безветренную погоду применялась и ручная подача воздуха. Для этого изготавливались из кожи и дерева меха. Для выемки из печи крицы – медного слитка, одну стенку печи, собранную из более мелких камней, приходилось разбирать.
На горе Петрогром древние металлурги, кроме меди, получали и серебро. При этом был разработан оригинальный процесс отделения цветных металлов при плавке. Для этого поды печей строились не из глины, как это обычно делалось в других местах, а из специальной «пепельной массы». Она состояла на три четверти из золы, промытой до удаления из неё щелочей, и на одну четверть из пережжённых мелких костей животных. Только одну сороковую часть составляла глина – для связывания массы. Замешивалось всё это на «полупиве». Ещё перед самой плавкой тогдашние мастера поды печей посыпали мелкотолчёной костью. Так приготовленные поды печей впитывали в себя окислы серебра. После остывания эту «пепельную массу» отделяли от оставшейся после розлива меди и использовали как руду на серебро. Таким способом уральские металлурги отделяли серебро от меди вплоть до 18 века.
Для сравнения приведём такой факт, свидетельствующий о том, откуда и в каком направлении шла цивилизация. Археологи относят появление на Европейской части Руси плавки железных руд в специальных наземных печах-домницах с дутьём ручными мехами, примерно к 9 в. н.э. Напомним, что металлургическое дело на Урале появилось в 3 тыс. до н.э.
Мегалиты Урала. Аракульский Шихан
В Челябинской области, в 129 км от Челябинска и 140 км от Екатеринбурга, вблизи города Верхний Уфалей находится ещё один удивительный уральский мегалит, похожий на Петрогром и Чёртово городище. Его называют Аракульский Шихан. Это скальная цепь, протянувшаяся с востока на запад более чем на 2 км. Максимальная ширина цепи 40-50 м. Максимальная высота – вершина, названная почему-то в честь английского премьер-министра Чемберлена, возвышается на 80 м (примерно на высоту 30-этажного дома). Каким образом Чемберлен затесался во вполне ассоциативные названия других вершин пониже – курица, старуха, черепаха, каменная голова, ладонь, неизвестно. В ясную погоду с Шихана открывается потрясающий вид на 11 озёр, окружающих мегалит.
Мегалиты Урала. Аракульский Шихан Мегалиты Урала. Аракульский Шихан Мегалиты Урала. Аракульский Шихан Мегалиты Урала. Аракульский Шихан Мегалиты Урала. Аракульский Шихан
Самой распространённой версией происхождения Аракульского Шихана явяляется его природное происхождение. Мол, дождь, ветер и солнце за миллионы лет превратили камни в гранитные блоки, равномерно уложенные друг на друга. Поверить, что это создала природа, а не человек, очень трудно. Шихан производит устойчивое впечатление, что кто-то старательно сложил стену-заграждение, эдакую старшую сестру Великой Китайской Стены, из гигантских гранитных блоков. Оно усиливается особенностями этого места, которое представляет собой перевал с великолепным обзором, что наталкивает на предположение, что Аракульский Шихан мог быть сторожевым объектом, с постоянно действующими наблюдательными пунктами, которые передавали бы сигналы на большие расстояния. Однако здесь таится опасность перенесения наших знаний и опыта на объект, изначальное предназначение которого может быть совсем другим, да ещё таким, каким нам и в голову прийти не может, ввиду отсутствия тех явлений и понятий, коими оперировали его создатели. Возможно, позже его и использовали в оборонительных целях, но когда это было (если было), кто и от кого защищался, нам это тоже, увы, неизвестно.
Мегалиты Урала. Аракульский Шихан Мегалиты Урала. Аракульский Шихан Мегалиты Урала. Аракульский Шихан Мегалиты Урала. Аракульский Шихан Мегалиты Урала. Аракульский Шихан
Аракульским его прозвали потому, что он расположен в нескольких километрах от чистейшего озера Аракуль, а шиханами на Урале называют каменистые утёсы на вершинах гор. Существует несколько версий названия озера. В переводе с тюркского: Аракуль – «промежуточное озеро», то есть находящееся между двух хребтов. Более поздняя версия – в переводе с башкирского языка – это «далёкое озеро». Однако, существует и более древнее – арийское толкование этого названия. АР – земля, РА – солнце, КУЛЬ – в древнеиранском языке означающее «сырой луг, мокрое пастбище, водоём, пруд, озеро». Возможное значение слова Аракуль может быть таким: «там, где земля встречает солнце и отражается в озере». Об арийском происхождении других топонимов Южного Урала можно прочитать в книге Пяткова В.В. «Арийский след на Южном Урале». Челябинск. 2009 г.
Мегалиты Урала. Аракульский Шихан Мегалиты Урала. Аракульский Шихан Мегалиты Урала. Аракульский Шихан Мегалиты Урала. Аракульский Шихан Мегалиты Урала. Аракульский Шихан
На Аракульском Шихане активно работают археологи. В основном они находят, так называемые, «стоянки». Они установили, что первый человек пришёл в эти места ещё в неолите – 3 тысячи лет до нашей эры. С тех пор там постоянно жили люди, разные люди. Племена приходили и уходили. Проанализировав найденнкю керамику, археологи пришли к выводу, что начиная от Раннего железного века до Средневековья (V век до н.э. – 1 тысячелетие н.э.) у Аракульского Шихана жили представители различных в хронологическом отношении культур, но, безусловно, родственных. Всего описано 13 памятников истории и археологии. Особо стоит отметить так называемкю иткулькую культуру (7-3 вв. до н.э.), созданную людьми, как их называют, из племени Огня – древними металлургами. Названа она так потому, что городище и серьёзные объёмы выработок их доменных печей найдены у деревни Даутово на озере Иткуль. Они производили изделия, как бы сейчас выразились, в промышленных масштабах. Их оружие так называемого «скифо-савроматского» облика – наконечники для стрел особой характерной формы, наконечники копий и мечи-акинаки, а также украшения в «зверином скифском стиле» прослеживаются при раскопках на огромной территории, вплоть до современных украинских степей, у скифов. И это ещё один факт-доказательство существования Великой Скифии.
Мегалиты Урала. Аракульский Шихан Мегалиты Урала. Аракульский Шихан Мегалиты Урала. Аракульский Шихан Мегалиты Урала. Аракульский Шихан Мегалиты Урала. Аракульский Шихан
Основной загадкой Аракульского Шихана являются идеально круглые каменные чаши, разного диаметра и глубины, выдолбленные в граните на всём протяжении хребта. Самая маленькая чаша составляет всего несколько десятков сантиметров в диаметре и столько же в глубину, самая большая – полтора метра в диаметре и 70 сантиметров в глубину. Учёные до сих пор не могут дать однозначный ответ на вопрос: как они появились и для чего предназначались?
Как всегда в случае, когда никто ничего толком не знает, появляются разные версии. Самой популярной является версия ритуального предназначения этих чаш. Были они ритуальными костровищами, а сам Шихан – Святилищем огнепоклонников – открытым каналом общения с Высшими Силами. Во время главных языческих праздников волхвы в них зажигали огонь и приносили в жертву животных. Эта версия базируется в том числе и на том, что на дне некоторых чаш археологи обнаружили несколько слоёв золы, а также кусочек глины, сожжённый до керамзита, что указывает на высокие температуры и неоднократность разведения огня.
Предполагается, что каждая чаша имела своё название и предназначение. Любопытно, что в некоторых каменных чашах пробиваются растения, в дождливое время в них собирается вода, причём цвет воды в каждой – разный, а самая большая, полутораметровая, постоянно наполнена водой и не пересыхает даже в самое жаркое лето. И в этом всём тоже видят непостижимый сакральный смысл. Другая версия гласит, что чаши идеальной формы – это следы высокоразвитой инопланетной цивилизации. На скале стоял какой-то инопланетный объект, оставивший после себя идеально ровные следы.
Мегалиты Урала. Аракульский Шихан Мегалиты Урала. Аракульский Шихан Мегалиты Урала. Аракульский Шихан Мегалиты Урала. Аракульский Шихан Мегалиты Урала. Аракульский Шихан
Напоследок расскажем красивую и грустную легенду об озере Аракуле. Давным-давно, на берегу озера, маленького и неприметного, жил старый охотник. Когда поселился он там и как долго жил, никто и не знает. Был у охотника сын. Любил старик сына, всё, что знал и умел, передавал ему, а тот рос, словно молодой лось, статный да могутный. Тайга им обоим родным домом была, кормила и одевала их, по своим законам жить заставляла, однако сильно и не баловала. А на другой стороне озера жил злой дух тайги. Ночами бродил по ельникам, по мшистым болотам-марям, по седым уральским кряжам и нёс с собой смерть да несчастье. Где рыси спящего лосёнка укажет, где в когти филину серого зайку загонит, да как захохочет от радости... От этого хохота, говорят, и у волка на загривке шерсть дыбарем поднималась. А днём не видно духа, в дупляную коряжину спать завалится, и только мошка-мокрец до самого вечера над смрадным дыханием его каруселью кружится.
Однажды пришли к озеру люди и выжили с насиженного места злодея. Поставили чумы островерхие, а из коряги дупляной челночёк-лодочку сделали. Охотой промышлять начали, злобных рысей капканами половили, филинов – вещунов несчастья по лесу вовсе разогнали. Старика-охотника за его нелюдимость дикарём прозвали вместе с сыном его. Была, однако, в становище том и девушка-любимица, черноокая, быстрая, словно косуля горная. Любила та девушка по ночному озеру на лодке-челночке кататься. С вечера сядет в лодочку, ударит веслом воду хрустальную, и плывёт по лунной дорожке...
Знать не могла она, что глядят на неё с разных берегов озера глаза разные. С одного берега, с гряды каменной, тоской-кручиною глаза молодого дикаря к дорожке лунной прикованы, а с другого, из болота мшистого, зелёной злобой глаза духа блестят. Долго продолжалось так, сидит молодой дикарь, от лодки глаз оторвать не может, а у ног его, на камне сером, угольки тлеют... Однако сказать трудно почему, но повернула однажды лодочка к гряде каменной, выпрыгнула из неё девушка, позвала охотника, да... по утреннему туману домой и вернулась. Так с той поры и повелось. Видно уж всё молодое к молодому тянется, а счастье, оно берегами не обозначено...
Только злей еще сверкать стали глаза зелёные из болота мшистого. Пришёл как-то под вечер злодей к дикарю старому, да и говорит:
– Остепени сына, пусть девку бросит!
А старик ему в ответ:
– Давно гляжу я на них и ничего плохого в том не вижу, да и на мать его, с которой меня противу воли разлучили, она уж очень похожа. Не мешай счастью цвести, злодей, не погань радость человеческую!
Да и прогнал его. Обозлился дух, полетел на гряду каменную к молодому дикарю.
– Брось девку – говорит – мы с тобой всегда в мире жили!
А тот смеётся:
– Знаешь ли – говорит – зелёный, что такое счастье?
– Только ударится лодка о камни у берега – быть тебе камнем! – прорычал дух, за так зло зубами скрипнул, что серые валуны в темноте синими стали, жутким сияньем засветились.
Встал охотник, подошёл к краю гряды, поглядел на дорожку лунную.
– Опоздал, зелёный, куда же мне без неё, да вот и она сама!
Только сказать успел – в камень и превратился... Выбежала девушка наверх, к костерку, да и поняла всё сразу... Припала к камню-валуну, заплакала... Долго она так плакала, слёзы в сером камне ямки выбили и, стекая ручейками, озеро намного больше сделали.
Много дней и ночей смотрел на неё злодей – слезам человеческим радовался. Однажды захотел её с собой утащить, только лапы протянул, когтями плеч девичьих коснулся, отвалился кусок гранита-камня от валуна, да и перешиб обе лапы злодею. Взвыл дух! Проклял место то и девушку в камень превратил...
С тех самых пор и зовут то озеро Ара-Куль, что значит Слеза-озеро. Гряду называют Дикарь-камень, а самый крайний валун, чуть наклонённый, по имени девушки Шихан-камнем зовут. И вода в том озере чистая-чистая, все камушки на дне видно. А вот на самой середине озера всегда рябь стоит. Там по преданию злой дух утоплен. Выследил его старый Дикарь, да вместе с дуплом, обмотав ремнями, и утопил на середине Слезы-озера...
Посмотрите на красоту Аракульского Шихана...
Мегалиты Урала. Скалы Семь Братьев
Ещё один удивительный уральский мегалит, как и Петрогром, Чёртово городище и Аракульский Шихан, сложенный из плоских гранитных плит, находится в 70 километрах северней Екатеринбурга. Он называется скалы Семь Братьев и располагается на горе Семибратской (422 м), что в окрестностях посёлка Верх-Нейвинский. Скалы представляют собой каменную гряду длиной, примерно, 100 метров, вытянутую по гребню горы с северо-востока на юго-запад. Высота отдельных скал – около 25 м, высота центрального «брата» – 42 м. С северо-востока гряда представляет собой отвесную стену, а с юга-востока лежит множество каменных обломков.
Мегалиты Урала. Скалы Семь Братьев Мегалиты Урала. Скалы Семь Братьев Мегалиты Урала. Скалы Семь Братьев Мегалиты Урала. Скалы Семь Братьев Мегалиты Урала. Скалы Семь Братьев
На самом деле, «братьев» не семь, а больше. Почему же тогда их так называют, никто тольком не объясняет. Что-то говорят о сакральности числа семь. Об истории этих скал известно ещё меньше. Археологических раскопок там не велось, предполагают лишь, что скалы служили людям эпохи неолита и бронзы (период, примерно, 7-3 тыс. до н.э.) местом для дозора и укрытия от врагов. В начале XX века скалы были местом тайных сходок рабочих. На южной стороне третьего «брата» можно прочесть надпись «Да здравствует соцiальная революцiя!», сделанную в 1912 году рабочими Верх-Нейвинского завода. Вот всё. Остались только легенды, да и то сравнительно недавние. Вот некоторые из них…
Жили-были давным-давно на Русской земле семь братьев и три сестры. Братья – богатыри, удачливые охотники, сёстры – одна краше другой. И вот однажды, когда братья уехали на охоту в дальние леса, налетела на селение тьма вогулов. Запалили дома, пролили реки русской крови, а сестёр себе забрали. Братья, вернувшись к пепелищу, пустились в погоню. Настигли они кочевников и под покровом темноты выкрали сестёр. Но у орды тысяча глаз. Недалеко удалось уйти беглецам на уставших конях. Ранним утром братья приняли свой последний бой на берегу реки Нейвы. Хоть и полегло кочевников без счёта под богатырскими мечами, да слишком неравны были силы – семеро против тьмы. Погибли на восточном берегу все семь братьев, а сёстры, чтобы не достаться врагам, закололи себя кинжалами.
Погибли семь братьев и превратились в каменные скалы, которые и поныне стоят, как будто тесно прижались плечом к плечу. А неподалёку от них ещё три скалы, словно памятник трём непокорившимся девушкам.
Мегалиты Урала. Скалы Семь Братьев Мегалиты Урала. Скалы Семь Братьев Мегалиты Урала. Скалы Семь Братьев Мегалиты Урала. Скалы Семь Братьев Мегалиты Урала. Скалы Семь Братьев
Окаменевшее ожерелье
В стародавние времена жило в этих местах небольшое племя охотников, вождь которых носил ожерелье из семи великолепных камней. Каждый камень содержал в себе магическую частичку различных сил: смелость, верность, любовь, мудрость, радость, удачу и здоровье. Однажды прознал об этом ожерелье сибирский хан – и пошёл в завоевательный поход, чтоб завладеть им. Неравный был этот бой – перебили сибиряки всё охотничье племя. В последний момент смертельно раненый вождь сорвал с себя ожерелье, забросил его на вершину горы и прокричал заклинание. Превратились 7 камней из ожерелья в 7 каменных башен. Не смог их унести сибирский хан.
Легенда о Монге
Давным-давно, в стародавние времена жило племя в этих местах. Был властелином у них Монг – прославившийся на весь свет своей жестокостью. И было у него семь сыновей – не уступали они своему отцу – обладали столь же жестоким характером. Замучил Монг со своими сыновьями подневольное племя. Взмолились люди богам языческим, просили избавить их от гнёта. Услышали боги и превратили жестокое семейство в скалы.
Легенда об окаменевших колдунах
Много где по России и Свердловской области прошёл в своё время Ермак. Не обделил он своим вниманием и эти места. Только тяжело дался ему поход – жили в этих краях братья-волшебники, возводили на пути Ермака они горы огромные. Устал Ермак, из сил выбился… А братья стоят и смеются над ним. Поднял тогда Ермак крест и вскричал: «Не дай, Господи, посмеяться колдунам неверным над честным, животворящим крестом Твоим!..», и пошёл с крестом на братьев. Начали они каменеть, а как дошёл Ермак до братьев, совсем они в каменные утёсы превратились. Сказывают, что и по сей день слышно, как стучат внутри камней сердца братьев. Только никак им не выбраться из каменной оболочки – наложено заклятие до самого страшного суда.
Мегалиты Урала. Скалы Семь Братьев Мегалиты Урала. Скалы Семь Братьев Мегалиты Урала. Скалы Семь Братьев Мегалиты Урала. Скалы Семь Братьев Мегалиты Урала. Скалы Семь Братьев
Охранники Демидова
Однажды решили люди государевы сделать проверку на заводе Никиты Демидова – не чеканят ли там монеты неучтённые. Только узнали Демидовы заранее о приезде проверяющих. Собрали они несколько сундуков с драгоценностями и отправили семерых братьев закопать их и охранять. Проверка на заводе долго шла. Успели братья на горе замёрзнуть за это время, а потом и окаменеть. Говорят, всё еще где-то там демидовские сокровища закопаны.
Проклятие богача
Жил давным-давно один богатый человек. Было у него семь сыновей и одна красавица дочь. Решила она выйти замуж за бедняка. Был против категорически богач. Однако, братья встали на сторону сестры. Осерчал отец и выгнал всех своих детей из дома. А вдогонку проклятие послал. Оно и превратило их в камень. Так и стоят скалы, бывшие когда-то семью братьями. А чуть поодаль стоит их окаменевшая сестра. Именно из-за этой легенды называют иногда скальный массив «Семь братьев и одна сестра».
Мегалиты Урала. Большие Аллаки
В 100 км от Челябинска на север, недалеко от деревни Красный партизан и города Касли, находится озеро Большие Аллаки. На его берегу расположена одна из самых необычных достопримечательностей Челябинской области – Каменные палатки. Так называют 14 мегалитов, которые расположились в 50 метрах от берега озера, слегка возвышаясь над ним. Самое странное в этой достопримечательности то, что удивительные сооружения находятся посреди степи, ровной как стол – в радиусе нескольких километров нет ни одной скалы или горы. Она сразу же получила название Челябинский Стоунхендж, только, в отличие от британского, мегалиты Челябинска – настоящие.
Мегалиты Урала. Большие Аллаки Мегалиты Урала. Большие Аллаки Мегалиты Урала. Большие Аллаки Мегалиты Урала. Большие Аллаки Мегалиты Урала. Большие Аллаки
Мегалиты расположены полукругом на площади около 2000 кв.м. Их высота составляет примерно 10 метров. Каждый мегалит имеет свою неповторимую форму. Здесь можно увидеть и динозавра, и черепаху, и каменный цветок, и человеческие черепа. Однако самым впечатляющим является мегалит высотой 4,6 м и шириной 7,3 м, который при определённом ракурсе – когда солнце окажется в зените – напоминает голову египетского сфинкса. Его так и называют «уральский сфинкс», а ещё его называют «личина». От мегалитов к озеру ведёт лестница с гигантскими ступенями, которые уходят под воду.
Мегалиты Урала. Большие Аллаки Мегалиты Урала. Большие Аллаки Мегалиты Урала. Большие Аллаки Мегалиты Урала. Большие Аллаки Мегалиты Урала. Большие Аллаки
Возраст памятника – более 7 тысяч лет. Его открыл в 1914 году археолог В.Я. Толмачёв. Он обнаружил каменные и бронзовые наконечники стрел, керамику, медного птицевидного идола, медное копьё и два человеческих черепа, а также круглую гранитную плиту. Он же присвоил этому месту звание древнего святилища, чему, возможно поспособствовали мегалиты в виде человеческих черепов. А, может быть, и потому что на некоторых скалах были обнаружены каменные чаши (подобные тем, которые обнаружили в Чёртовом городище, Петрогроме и Семи Брятьях) и сквозные отверстия, напоминающие норы, а ещё потому, что на мегалитах также были найдены несколько десятков наскальных рисунков, выполненных красной охрой, которые называются писаницами.
Уральские писаницы расположены на береговых скалах рек и озёр по всему Северному, Среднему и Южному Уралу на протяжении около 800 км. В настоящее время известно около 70 пунктов с древними рисунками. Все уральские писаницы выполнены в красном цвете различных оттенков, который получался из-за того, что для приготовления краски использовали оксиды железа – гематит, гетит, лимонит и другие. Их растирали в порошок и затем добавляли склеивающую основу – растопленный жир животных и/или их кровь. Оттенок краски зависел от того, какие оксиды использовались для её приготовления – бурый железняк давал желтовато-коричневые или бордовые цвета, гематит давал сиреневый.
Редкие раскопки, проводившиеся у некоторых писаниц, показали, что под ними существуют жертвенные плошадки. Однако среди учёных нет сложившегося мнения о времени древних рисунков и письмён – были ли они нарисованы для святилищ, или последние появились раньше или позже них, кто является их автором, и какой смысл он вкладывал в них, почему их наносили у воды, почему некоторые из них похожи на современные химические формулы.
Вопросов много, а ответов мало. По одной из версий рисунки и предметы святилища принадлежат неизвестному народу, который использовал керамическую посуду и горный хрусталь в своих обрядах – то ли впитавший в себя культуру севера и юга, то ли сам являвшийся источником этих культур, и который ушёл с этих земель в незапамятные времена. Хотя, единственным народом, который является основой и источником цивилизации на Земле, является наш народ, народ Белой Расы.
Мегалиты Урала. Большие Аллаки Мегалиты Урала. Большие Аллаки Мегалиты Урала. Большие Аллаки Мегалиты Урала. Большие Аллаки Мегалиты Урала. Большие Аллаки
Так, например, писаницы, нарисованные на мегалитах у озера Большие Аллаки, изображают человеческие фигуры с удлинёнными туловищами, раскинутыми в стороны руками и ногами и «рожками». Учёные так и не пришли к единому мнению, что они могут означать – то ли это жрецы, исполняющие какой-то магический танец, то ли инопланетяне, устанавливаюшие контакты с землянами. Тем более неизвестно, кто и для чего эти мегалиты воздвигал.
Учёные решили, что у святилища совершались обряды жертвоприношений, а наконечники стрел свидетельствуют о том, что в «святилище» проводился обряд культовой стрельбы из лука, котрый, по их мнению, существовал у народов лесной зоны, начиная с палеолита (10 тыс. лет до н.э.) и до раннего железного века (1 тыс. лет до н.э.). Доисторический тир, так сказать. К настоящему времени большая часть писаниц, возраст которых учёные оценивают в 7-10 тысяч лет, варварски уничтожена «туристами». Безценные свидетельства прошлого нашей страны пережили тысячелетия, но не выдержали несколько десятилетий напора человека «цивилизованного» 20 века. Большинство из них погибло под копотью от костриш и надписей типа «Здесь был Вася».
Мегалиты Урала. Большие Аллаки Мегалиты Урала. Большие Аллаки Мегалиты Урала. Большие Аллаки Мегалиты Урала. Большие Аллаки Мегалиты Урала. Большие Аллаки
Археологические исследования Большеаллакских мегалитов проводились в 1969 и 1972 годах уральским археологом В.Т. Петриным. Он выкопал шурф на месте раскопа Толмачёва размером 2x2 м и нашёл там 101 каменный предмет, 38 фрагментов керамики, 7 предметов из бронзы, из которых 4 втульчатых наконечника стрел. В 1972 году учёный произвёл раскоп под скалой с писаницами и обнаружил более 200 предметов из горного хрусталя. Сейчас всё это богатство находится в запасниках краеведческого музея Екатеринбурга.
Последний раз археологи интересовались этим артефактом в 2002 году и с тех пор потеряли к нему интерес, ибо пока не могут они ничего о нём объяснить. Самой распространённой версией происхождения этих мегалитов является природная. Мол, на этом месте 70 миллионов лет тому было море, и потихонечку земля и вода произвели на свет такое чудо. Сначала океанские течения «выточили» каждый «корж», а потом уж ветер «дополировал». Точно так же, как и все мегалиты, о которых мы рассказывали ранее...
Мегалиты Урала. Остров Веры на озере Тургояк
Мегалиты Урала. Остров Веры на озере Тургояк В 120 км от Челябинска, в горной котловине около города Миасс, находится озеро Тургояк – это одно из красивейших и чистейших озёр Урала, а на озере – остров Веры, один из десяти островов озера, необычный и загадочный. Взять хотя бы тот факт, что на площади всего в 6,5 га, чётко выделяются две зоны, резко отличающиеся по климатическим условиям. Юго-запад прекрасно прогревается солнцем. Там растёт преимущественно сосна, и располагаются археологические памятники. На северо-востоке растёт липа и берёза, и нет никаких памятников, за исключением старообрядческого кладбища. Контраст этих зон виден с самолёта – остров чётко разделён на светло-зелёную и тёмно-зелёную зону. И, если на юге острова летом можно купаться и загорать, то на севере холодно даже в тёплой одежде.
В 2003 году археологи обнаружили на острове древние мегалиты: дольмены, менгиры, каменоломни, пещеры-жилища. Комплекс памятников включает в себя следующее: 3 относительно исследованных мегалитических сооружения, 15 древних объектов, 13 объектов старообрядческого периода. По различным оценкам специалистов на острове находится от 40 до 150 ценнейших археологических памятников. Большинство из них гораздо старше египетских пирамид. Их возраст примерно 6 тысяч лет. Доказательства, собранные археологами показывают, что остров Веры являлся центром мегалитической культуры, которая существовала на Урале примерно с III по IV тыс. до н. эры. А появление первых людей на озере Тургояк вообще относят ко времени 100 тысяч лет назад.
Кроме того, в 2009 году там была найдена самая древняя в Евразии медеплавильная печь такого же почтенного возраста – 6 тысяч лет и такой же мегалитической кладки, что и остальные древнейшие сооружения, с горизонтальным четырёхметровым дымоходом, каменной трубой, воздуходувным каналом и плавильным очагом. Более того, строение найденных на острове Веры печей указывает на очень сложный процесс восстановления руды. Кроме того, учёные нашли подтверждение того, что наши предки умели делать стекло. При этом никаких следов более примитивных технологий не найдено.
Находка древнейшей медеплавильной печи на острове Вера подтверждает тот факт, что цивилизация распространялась с севера на юг и с востока на запад, а не наоборот, как нас уверяют традиционные историки, которые не сдают своих позиций и упрямо её отстаивают. Вот и артефакты, найденные на озере Тургояк, она объясняет тем, что все эти мегалиты построили вавилоняне и египтяне, которые, спасаясь от засухи и голода в своих регионах, добежали аж до Урала и основали здесь очередной очаг цивилизации. Правда, куда они делись потом, непонятно. Наверное, снова побежали в Вавилон и Египет, уже от холода.
Кстати, этим утверждениям полностью противоречат другие археологические находки. Самая древняя колесница в мире была найдена на Урале, и именно на территории Челябинской области. Об этом факте говорит даже Википедия: «Честь изобретения классических колесниц (на колёсах со спицами) приписывается ранним индо-европейским племенам, кочевавшим на юге России. Именно из этой степной зоны распространились они по всему миру – в Митанни, Китае и Европе. Самые ранние классические колесницы были обнаружены в захоронениях индоевропейских племён на территории Южного Урала. Как известно, арии хоронили своих воинов вместе с лошадьми прямо в колесницах… Центр появления конной боевой колесницы это район северо-восточного Ирана и Южного Урала. Древнейшая известная учёным колесница классического типа обнаружена в районе с. Черноречье (Челябинской области), на археологическом объекте синташтинской культуры – в могильнике Кривое Озеро. И датируется она XX-XVIII вв. до н. э».
Заметим, что точная дата первого захоронения лошади с колесницей – 2026 год до нашей эры, то есть 4 тысячи лет назад. Более того, именно на землях Южного Урала было изобретено и самое первое колесо в том виде, котором мы знаем его сегодня – колесо на спицах. Так что никакие вавилоняне и египтяне никакой цивилизации на Урале не устраивали. Всё было с точностью до наоборот.
Есть, однако, и учёные, которые видят поразительное сходство мегалитического комплекса острова Веры с европейской мегалитической традицией на Атлантическом побережье Европы (коридорные гробницы Ирландии, Бретани и Испании) и Причерноморья, что гораздо ближе к истине.
Пока учёные не определились с точным возрастом находок на острове. Более-менее достоверна его сравнительно недавняя история. Самоназвание острова не сохранилось, но первым известным его названием было Пинаевский остров. Легенда говорит, что в 18 веке на острове укрывался от царских войск сподвижник Емельяна Пугачёва, атаман Пинаев. Вслед за атаманом, в первой половине 19 века, на острове поселилась отшельница по имени Вера, сбежавшая от замужества. Её отец, екатеринбургский купец, проиграл почти всё своё состояние в карты. Выигравший был готов простить долг, если красавица-дочь станет его женой. Всё бы ничего, но жениху было лет 70. Отказавшуюся выйти за старика дочь отец выгнал из дома. Вера сбежала на остров. Здесь она стала целительницей и основала монашеский скит. Умерла она в возрасте более 100 лет. Тогда же на острове поселились отшельники-старообрядцы, организовавшие на небольшом клочке земли монашеский скит, который просуществовал там вплоть до начала 20 века, пока не были изгнаны окончально. Говорят, что они развешивали иконы на деревьях.
Собственно археологи и прибыли на остров, чтобы обнаружить какие-нибудь интересные свидетельства пребывания монахов-отшельников на острове. Каково же их было удивление, когда они обнаружили, что остров являлся священным центром не только 100-200 лет назад, а и несколько тысяч лет назад, и что каменная землянка Веры была построена не в 19 веке, а несколько тысячелетий назад. Они обнаружили множество памятников, созданных очень задолго до старообрядцев, причём в разное время и людьми разных культур, зачастую отстоящих друг от друга на тысячелетия. Например, учёные обнаружили стоянки первобытного человека, систему менгиров (30 шт.) – огромных обработаных валунов, остатки задернованной каменной стены, огромную каменную платформу и т.д.
Мегалиты Урала. Остров Веры на озере Тургояк Мегалиты Урала. Остров Веры на озере Тургояк Мегалиты Урала. Остров Веры на озере Тургояк Мегалиты Урала. Остров Веры на озере Тургояк Мегалиты Урала. Остров Веры на озере Тургояк
Но самой удивительной достопримечательностью острова оказались сооружения, построенные из мега-камней. На данный момент изучено три таких постройки. Первая представляет собой сооружение 19х6 м, выполненное сухой кладкой (то есть камни укладывались без раствора), врезанное в скальный грунт. Она покрыта огромными плитами (самая большая весит примерно 17 тонн) и состоит из трёх камер и соединяющих их коридоров. Внутри мегалита находились две скульптуры – волка и быка, причём в дни летнего и зимнего солнцестояния (и только в эти два дня) луч заходящего солнца высвечивает голову быка, находящуюся в центре. Центральная ось коридора ориентирована по линии запад-восток. Кстати сказать, рядом с одним из менгиров археологи нашли небольшую голову пантеры, высеченную из гранита, что позволяет сделать вывод, что несколько тысяч лет назад на Южном Урале обитали не только мамонты и шерстистые носороги, но и пантеры.
Мегалиты Урала. Остров Веры на озере Тургояк Мегалиты Урала. Остров Веры на озере Тургояк Мегалиты Урала. Остров Веры на озере Тургояк Мегалиты Урала. Остров Веры на озере Тургояк Мегалиты Урала. Остров Веры на озере Тургояк
Второй мегалит состоит из двух камер, соединённых коридором. Его южная камера и коридор сложены из блоков, а северная из массивных валунов. Пол был покрыт слоем глиняной обмазки. Над входом в южную камеру находится световое окно, обращённое на запад. Центральная ось коридора ориентирована по линии север-юг. Третий мегалит представляет собой недостроенное прямоугольное сооружение из массивных обколотых валунов. У него есть только северная стена, а южная лежит в 1,2 м. Также недалеко находятся и плиты перекрытия. По каким-то причинам древние строители не смогли или не успели завершить строительство.
Мегалиты Урала. Остров Веры на озере Тургояк Мегалиты Урала. Остров Веры на озере Тургояк Мегалиты Урала. Остров Веры на озере Тургояк Мегалиты Урала. Остров Веры на озере Тургояк Мегалиты Урала. Остров Веры на озере Тургояк
Все мегалиты острова Веры чётко ориентированы по сторонам света. Удивительно, что древние архитекторы сумели не только точно рассчитать свои строения таким образом, что в дни летнего и зимнего равноденствия солнечные лучи насквозь проникали в помещение и попадали в специально предназначенные для того отверстия, но и само их расположение. Похоже, что они прекрасно знали геологию местности и характер строительных материалов. Как выяснилось, они расположили своё сооружение в трещине, образовавшейся в твёрдых горных породах. Но при этом они поставили объект таким образом, что сползающие вниз осадочные породы не могли нанести ему значительный ущерб. Учёные в один голос заявляют, что эти сооружения являются каким-то древними святилищами, местом исполнения культовых обрядов. Однако при внимательном рассмотрении этих объектов складывается впечатление (очень субъективное, безусловно), что эти древние строители просто использовали строительные материалы и остатки сооружений, которые оставила какая-то другая цивилизация, которая умела обрабатывать огромные камни. Да и сами эти сооружения больше походят на какие-то бункеры или бомбоубежища.
Не менее интересны и находки, находящиеся под водой озера. Исследователи заинтересовались так называемыеми валами – наслоениями валунов и донной почвы на берегу, вытолкнутые из глубин озера на берег. Предварительное предположение: валы – это следствие какой-то серьёзной катастрофы, что впоследствие и подтвердилось. Учёные датируют её 5,5 тысяч лет назад.
Мегалиты Урала. Остров Веры на озере Тургояк Мегалиты Урала. Остров Веры на озере Тургояк Мегалиты Урала. Остров Веры на озере Тургояк Мегалиты Урала. Остров Веры на озере Тургояк Мегалиты Урала. Остров Веры на озере Тургояк
Было организовано несколько совместных экспедиций аквалангистов и археологов. В 2006 г. на дне озера была обнаружена каменная кладка, уходящая с нескольких метров от берега далее на глубину. В 2007 г. было обнаружено восемь подводных рукотворных объектов – камни-плиты, камни-личины (два из них напоминают человеческое лицо, один – голову лошади или собаки), и два комплекса камней. Первый комплеус предположительно может быть пристанью или дорогой. Второй комплекс представляет собой выкладку на дне озера из небольших плоских камней треугольной или трапециевидной формы и может быть интерпретирован в качестве следов оборонительного сооружения. В 2008 году на глубине 2,5 метра был обнаружен дольмен, высеченный прямо в скальном грунте и многочисленные менгиры. Кроме того, предполагается, что в прибрежной полосе находится множество пещер, которые тоже хранят свои тайны до поры до времени.
Продолжение следует...

Комментариев нет:

Отправить комментарий