вторник, 1 апреля 2014 г.

Барак Обама в Саудовской Аравии: за кулисами визита


Беседа президента США с саудовским королем Абдаллой была не очень продолжительной. Девяностолетний король передвигается с помощью «ходунков», при встрече с Обамой для монарха стоял наготове в соседней комнате аппарат искусственного дыхания. Однако кроме короля в переговорах принимали участие два высших представителя династии – наследный принц Салман и министр иностранных дел принц Сауд аль-Фейсал, чьих голосов в Королевстве достаточно для принятия любых решений.
О важности встречи говорит даже беглое перечисление основных пунктов повестки дня: отношения с Тегераном, изменение подходов к гражданской войне и внешней интервенции в Сирии, дальнейшая политика в отношении Каира и египетских «Братьев-мусульман», совместные действия в Ливане, «антитеррористические» операции в Йемене, ситуация внутри Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (CCG) и наконец вопрос вопросов – совместные планы в отношении диверсификации поставок энергоносителей странам-членам НАТО и согласование действий по «игре на понижение» цен на нефть и газ.

Официальные комментарии по итогам визита сводятся к заверениям в нерушимости стратегического союза между Америкой и Аравией. По объемам двустороннего торгового оборота  (52 миллиарда за первые три квартала 2013 года) саудиты входят в десятку важнейших торговых партнеров США. В рамках действующих на сегодняшний день 338 контрактов военное сотрудничество Эр-Рияда и Вашингтона «стоит» 96, 8 миллиарда долларов. Военный контингент США был выведен из Королевства, но все американские миссии инструкторов и «консультантов» продолжают активно работать, особенно в сфере безопасности, тесно сотрудничая с Министерством внутренних дел, разведкой и антитеррористическими подразделениями саудитов, проводя совместные операции в том же Йемене. Наконец, почти 74 тысячи саудовских студентов обучаются в США; это будущие управленцы, кадровый резерв, идеология и ценностные установки которых закладываются в Америке.
При таком уровне сотрудничества и переплетения капиталов (компании  США имеют в Королевстве около 400 совместных с саудовской династией проектов общим объемом примерно $44 миллиарда) говорить о серьезных разногласиях между американским истеблишментом и саудитами не приходится. Правильнее говорить о разногласиях между правящей династией и администрацией Обамы. Но как раз здесь в ходе визита наметился серьезный сдвиг, удовлетворение от которого буквально сочится между строк официальных комментариев по итогам переговоров.
Стороны сохранят объемы военно-технического сотрудничества и усилят координацию военного вмешательства в Йемене, ситуация в котором является ключевым фактором для безопасности Саудовской Аравии и одновременно угрозой для правящей династии. Вашингтон одобрил также действия монархии по «укрощению» Катара, массовые репрессии в Бахрейне, где, по словам саудитов, сейчас проходит передовая линия противостояния шиитской экспансии в страны Персидского залива, и расширение саудовского присутствия в Ливане по тем же «антишиитским» (читай: антииранским) соображениям.
Однако это вопросы, скорее, тактического порядка. Стратегия совместных действий определяется в египетском, сирийском и нефтяном вопросах. Каждый из них значим не только для Ближнего Востока, но и для остального мира.
Американо-саудовские разногласия в отношении Египта вышли на поверхность в прошлом году, и причиной их, по официальной американской версии, стало неприятие Обамой свержения Мухаммеда Мурси в ходе военного переворота. Как и большинство американских версий, эта имеет мало общего с действительностью. Хорошо известно, что и Мурси, и египетские военные в день переворота провели несколько часов в телефонных переговорах с Эр-Риядом и Вашингтоном (то же самое, кстати, происходило и в Катаре во время династической рокировки), после чего, собственно, военные и начали брать под контроль ключевые объекты Каира, Порт-Саида и Александрии. Да, одним из первых, кто поздравил нового египетского временного президента Адли Мансура, был король Саудовской Аравии Абдалла ибн Абдель Азиз. Однако и США, хотя поздравлений не направляли, уже спустя сутки сообщили о готовности предоставить новому египетскому руководству «всемерную поддержку».
Расхождения между Вашингтоном и Эр-Риядом в египетском вопросе возникли из-за масштабов репрессий, которые египетские военные, проходившие обучение в академиях США, обрушили на «Братьев-мусульман». Вашингтон рассчитывал на участие «Братьев» в коалиционном правительстве и использование возможностей этой организации в других своих геополитических комбинациях, например, в Турции или Сирии. Но Каир и Эр-Рияд такой лазейки своим политическим оппонентам оставлять не собирались, предпочтя «выполоть сорняк с корнем», в том числе и недавним вынесением смертных приговоров более чем полутысяче «братьев». 
В ходе нынешнего визита Обамы «недопонимание» по Египту устранено. Эр-Рияд пообещал, что масштаб репрессий будет сокращен, что дальнейшее развитие Египта пойдёт по пути «строительства демократических институтов и реформы экономики в соответствии с требованиями рынка», на что те же саудиты, Объединенные Арабские Эмираты и Кувейт уже выделили более 15 миллиардов долларов в качестве помощи и кредитов, а на днях подписали с египетскими военными соглашение на сумму 40 миллиардов долларов по долгосрочной программе строительства жилья.
Сирийская тема в переговорах Обамы и Абдаллы была доминирующей, поскольку здесь у сторон накопилось наибольшее количество разногласий по вопросу «Как нам свергнуть Асада?». Однако сейчас, похоже, основные разногласия устранены.  
По большому счету в сирийском вопросе саудиты хотели от США только одного – санкции на поставки мятежникам тяжелых видов вооружений, в том числе  противотанковых комплексов и ПЗРК. В Эр-Рияде считают, что именно расширение номенклатуры поставок создаст главное условие победы над Асадом. Действительно, изменение баланса сил в пользу мятежников позволит сразу решить два основных вопроса. Во-первых, военные успехи «светской оппозиции», достигнутые при новом уровне вооруженности, серьезно ослабят позиции радикальных исламистов, с которыми «светские» мятежники сейчас воюют так же рьяно, как и с правительственными войсками. Во-вторых, те же военные успехи позволят мятежникам наконец-то закрепиться в одном из приграничных с Турцией районов и создать там опорную базу «нового демократического правительства Сирии». Это «правительство», естественно, будет признано сразу целым рядом государств и уже на легальной, так сказать, основе получит любые виды вооружений, а главное, позволит столь же «законно» создать над контролируемой им территорией «бесполетную зону» перед наступлением на Дамаск коалиции мятежников и «иностранных добровольцев». 
Официальные источники сообщают, что в ходе переговоров с королём Абдаллой президент Обама отверг лишь идею прямых военных ударов США по Сирии.  Всё остальное, в том числе и поставки ПЗРК мятежникам, Обама счёл возможным. Прямо об этом представители Белого дома не говорят, начинают вилять, но вопрос фактически можно считать решенным. По итогам переговоров ясно, что летом Эр-Рияд и Вашингтон в партнерстве с другими «друзьями» Сирии вновь попытаются вооруженным путем окончательно «закрыть вопрос» и с Асадом, и с Сирийской Арабской Республикой в ее нынешнем виде…
По итогам визита Обамы в Саудовскую Аравию есть новости и для России. Время, когда Вашингтон и Эр-Рияд, пусть нехотя, но соглашались с участием России в ближневосточном процессе с неопределенным для Москвы статусом «коспонсора мирного урегулирования», закончилось, и закончилось оно после крымского референдума и воссоединения Крыма с Россией. Все вопросы регионального уровня, обсуждавшиеся в «Королевском саду» в Эр-Рияде,  обсуждались так, будто фактора России в регионе больше нет, а Москва – это помеха, которую нужно из региона окончательно устранить. Что касается вопроса об участии саудитов в «войне на понижение» цен на энергоносители и замещении монархиями Залива выпадающих объёмов российских нефти и газа для других стратегических партнеров США, то его было решено рассмотреть в отдельном порядке. Принципиальное согласие саудитов на этот счёт получено. Вопрос будет прорабатываться на уровне неформальных экспертных групп, которые и должны будут предложить план этой самой «войны на понижение». У России есть в запасе примерно год для выработки и практической реализации ответных мер в области энергетической стратегии. Позже, когда договорённости станут оформленными планами и протоколами, Россия может оказаться в положении обороняющегося, что заведомо хуже…                                                                                                                         Игорь ПАНКРАТЕНКО                                                                                                                        

Комментариев нет:

Отправить комментарий