Изображение Христа на кресте с руками, вытянутыми в стороны, впечатано в сознание многих христиан. Но далеко не всегда на протяжении истории распятие представлялось именно таким образом. Новый анализ Туринской плащаницы говорит о том, что, кто бы ни изготовил её, он изобразил распятие с руками, поднятыми над головой.

Туринская плащаница представляет собой отрез льняной ткани с отпечатком, отдалённо напоминающим обнажённого мужчину с кровоподтёками на руках и прочими ранами. Некоторые верят в то, что именно в эту ткань было завёрнуто тело Христа после распятия. Однако первые упоминания о ней в исторических источниках появляются только в XIV веке, и радиоуглеродное датирование подтверждает, что это средневековая подделка.
Обратите внимание на руки.

Так или иначе, но плащаница заслуживает изучения, полагает Маттео Боррини из Ливерпульского университета имени Джона Мурса (Великобритания): «Даже если перед нами фальшивка, это весьма интересный образчик искусства и человеческой изобретательности».

Г-н Боррини хотел понять, действительно ли «пятна крови» на левой руке (те, которые видны лучше всего) соответствуют кровотечению при распятии. Он предложил Луиджи Гарласкелли из Павийского университета (Италия) попробовать различные варианты распятия, причём исследователь согласился сыграть роль подопытной крысы: к его запястью прикрепили трубку, из которой капала донорская кровь.



Оказалось, что следы на плащанице действительно соответствуют распятию, но только такому, при котором руки подняты над головой и фигура распятого напоминает литеру «Y», а вовсе не классическую «T». Эта позиция была более неприятной, поскольку человеку в дополнение ко всему становилось трудно дышать, отмечает г-н Боррини, и в конце концов он мог умереть от удушья.

Аналогичные позиции, по словам учёного, применялись при средневековых пытках, но с той разницей, что жертву подвешивали, привязывая запястья верёвками, а не прибивая гвоздями.

Полученные выводы напоминают результаты экспериментов, проводившихся врачом из Массачусетса Жильбером Лавуа, который тоже пришёл к Y-варианту и написал об этом книгу. Врач из Марибо (Дания) Нильс Свенссон, тоже изучавший плащаницу, согласен с коллегами: отпечаток на ткани не соответствует традиционным изображениям распятия.

Следует отметить, что далеко не все художники изображали Христа в виде буквы «Т». Питер Пауль Рубенс несколько раз писал Иисуса на кресте с руками, поднятыми над головой, и он был в этом не одинок.

Кто бы ни изготовил плащаницу, он был искусным фальсификатором, раз учёл такой тонкий момент. Впрочем, нельзя исключать и того, что потоки крови были нарисованы на руках исключительно по эстетическим соображениям. Действительно, получилось нечто вроде геометрического узора.
Рубенс. «Поднятие креста» (1610, центральная часть триптиха).

Робер Кампен. «Распятый вор» (ок. 1420–1440).

Джованни Баттиста Пьяцетта. «Христос, распятый между двумя ворами» (ок. 1710).

Рубенс. «Распятый Христос» (1610–1611).

Результаты исследования были представлены на конференции Американской академии криминалистики в Сиэтле.
 
Подготовлено по материалам NewScientist.