пятница, 16 октября 2015 г.

Путин — заступник шиитов ("The Economist", Великобритания)

На контрольно-пропускных пунктах по всей стране сотрудники множества разнообразных служб безопасности Ирака приветствуют прибытие России после провала собственных попыток переломить ситуацию в ходе борьбы против джихадистов Исламского государства на северо-западе Ирака, которая длится уже 16 месяцев. «США и их коалиция ничего не сделали, — сказал один полицейский, вернувшийся с фронта месяц назад. — Наконец у нас есть настоящая коалиция, способная противостоять ИГИЛ».


В конце сентября Ирак и Россия подписали договор об обмене разведданными, что вызвало недовольство США. Спустя несколько дней российские генералы создали оперативный штаб вместе с двумя региональными противниками Америки, Ираном и Сирией, в Зеленой зоне Багдада, где также располагается американское посольство. Затем Россия выпустила в Сирию свои крылатые ракеты — из Каспийского моря и через воздушное пространство Ирака. Премьер-министр Ирака Хайдер вль-Абади (Haider al-Abadi) обратился к России с просьбой расширить ее воздушную кампанию против ИГИЛ и включить в нее позиции Исламского государства на территории Ирака. Его вооруженные силы с гордостью демонстрируют находящиеся в их распоряжении российские танки. Некоторые чиновники даже говорят о возможности предоставить России военно-воздушную базу. «Мы хотим иметь полноценный военный альянс», — отметил один высокопоставленный чиновник.

Америка пришла в ужас от этой перспективы: после того, как она потратила миллиарды долларов и тысячи жизней, Россия может вернуть себе контроль над Ираком, которым она последний раз пользовалась на пике холодной войны. До настоящего момента Абади, премьер-министр, которому именно США помогли получить этот пост в прошлом году, был довольно послушным. По словам одного западного дипломата в Багдаде, число полетов иранских военных самолетов в Сирию сократилось с 20 до всего нескольких в день. Однако его угроза укрепить сотрудничество с Россией в совокупности с его неспособностью предпринять сколько-нибудь значимые шаги, направленные на борьбу с коррупцией, заставили некоторых западных лидеров начать поиски альтернативных лидеров.

Необходимость заполнить вакуум

Люди Абади говорят, что беднякам не приходится выбирать. Ирак тратит четверть своего бюджета на борьбу с ИГИЛ, несмотря на дефицит, который еще больше усугубляется падением цен на нефть. Облигации, торговавшиеся за границей ранее в этом году, не смогли привлечь потенциальных покупателей, несмотря на свою процентную ставку в 11%. И хотя Америка до сих пор настаивает на том, что она намеревается, как сказал Барак Обама, «ослабить и уничтожить» ИГИЛ, Ирак подозревает, что она хочет лишь немного сдержать халифат, а вовсе не уничтожить его полностью. А это угрожает расколом Ирака.

Оказавшись на позициях слабого игрока, Абади пытается противопоставить коалицию Америки номинальной коалиции России. С 2007 года, когда Америка отправила своих военных в Ирак для борьбы с предшественницей ИГИЛ, «Аль-Каидой», объемы ее помощи этому государству сократились на 80%. Ограниченность правительственных ресурсов приводит к тому, что оружие иракским войскам доставляется с запозданием и чрезвычайно небольшими партиями. «Мы ожидали, что международная коалиция во главе с американцами окажет нам мощную поддержку в воздухе, чтобы защитить наши войска, — сказал Абади. — Но мы этого так и не дождались».

Возможно, сейчас мы наблюдаем некую игру. Угроза увеличения влияния России, по всей видимости, заставила Америку предпринять некоторые шаги. За последние несколько дней американская коалиция усилила свои удары по Байджи и Рамади, обеспечивая прикрытие с воздуха, в то время как иракские войска начали новое наступление на позиции ИГИЛ. По словам одного американского чиновника, ИГИЛ прежде никогда не сталкивалось с таким мощным наступлением со всех сторон.

Однако в этой ситуации присутствует множество опасностей. Межрелигиозные конфликты в регионе могут обостриться. Иракские карикатуристы сейчас изображают Путина героем, предлагающим шиитским режимам региона (во главе с Ираном) глобальное присутствие. Между тем, суннитские режимы продолжают надеяться на Америку, несмотря на ядерное соглашение Обамы с Ираном. Спустя несколько месяцев ожидания некоторые сирийские повстанческие группировки все же получили немного оружия от Америки (чтобы бороться против ИГИЛ, а не против режима Асада). В Ираке США снова ведут подготовку и вооружают боевиков, пытаясь ввести суннитский фланг в борьбу против ИГИЛ, в которой пока основные позиции занимает Иран. На улицах и в парламенте некоторые сунниты осудили возвращение России в Ирак с той же страстью, с которой шииты его приветствовали. Один карикатурист даже попытался описать реакцию ИГИЛ: «Верните нам американские бомбы и избавьте нас от российских!»

Однако не все сунниты и шииты разделяют эту точку зрения. Боевики, верные влиятельному духовному шиитскому деятелю Муктада ас-Садру (Muqtada al-Sadr), заявляют, что они будут бороться с русскими так же отчаянно, как они некогда боролись с американцами. А сунниты, надеющиеся вернутся в Мосул, второй по величине город Ирака, находящийся в руках ИГИЛ, сомневаются, что Обама готов им помочь. «Чтобы вернуть Мосул, нам понадобится помощь русских», — сказал Мишаан аль-Джаббури (Mishaan al-Jabbouri), суннитский политик, который некоторое время занимал пост мэра Мосула.
Оригинал публикации: Putin, champion of the Shias


Комментариев нет:

Отправить комментарий