Во вторник, 27 сентября, Илон Маск (Elon Musk) представил план отправки людей-колонизаторов на Марс. Колонизация Марса, безусловно, будет задачей не из легких, и, если она осуществится, то это произойдет не ранее середины 2020-2030-х годов. Если же Маск воплотит свой замысел, он создаст постоянное поселение для человечества на Марсе, и здесь возникает несколько весьма интригующих юридических вопросов.
Согласно договору о космосе, подписанному США в 1967 году, Марс принадлежит всем. В договоре указано, что никому не может принадлежать небесное тело. Как это может повлиять на план Маска?
Можно ли делать в космосе все, что вам вздумается?
В договорах о космосе нет ничего, что остановило бы Маска и его последователей от поездки на Марс, говорит Франс фон дер Данк (Frans von der Dunk), изучающий космическое право в университете Небраски-Линкольна. Частные компании могут спокойно отправляться на Марс, обустраивать там места постоянного проживания и открывать там новые компании, если только эти компании будут соблюдать положения договора о космосе. Например, колонизаторы не могут размещать оружие массового поражения (Илон, не обессудьте) и заявлять, что им принадлежит та земля, на которой они находятся. «Их действия на Марсе не должны мешать действиям других людей в космосе», — говорит фон дер Данк.
Кто главный?
Несмотря на то, что гипотетически колония не будет юридически принадлежать Америке, она все равно будет подчиняться американским законам. Все потому, что даже если миссия на Марс будет отправляться из Казахстана или Французской Гвианы, SpaceX — американская компания, и колонизаторы совершают свое путешествие на американском корабле. Морское право представляет прекрасный пример правовой системы, которую мы можем ожидать на красной планете. Как и в случае с международными водами, никто не может заявлять на Марс свои права, поэтому каждому кораблю придется соблюдать законы той страны, под чьим флагом он путешествует. Как и моряки, исследователи Марса должны будут подчиняться этим правилам, даже когда они сойдут с корабля.
Все становится несколько сложнее, если в марсианский коктейль добавить другие страны. На международной космической станции, например, если американский космонавт ударит российского по голове, для начала США получат право определить, было ли совершено преступление. Если США не предпримут никаких действий, то космонавта будут судить в соответствии с российским законодательством. Помимо этого, любой крупной, долгосрочной колонии на Марсе понадобится система управления. Какая форма правительства может или должна там сформироваться? Этот вопрос мы предоставим решать политологам.
Нужно ли ему разрешение на колонизацию Марса?
На данный момент, если вы хотите запустить в космос ракету, вы должны спросить разрешения у правительства. Далее, в зависимости от сферы вашей деятельности в космосе, вам нужно будет получить второе разрешение на некоторые виды занятий. Например, если вы запускаете телекоммуникационный спутник, вам придется вести переговоры с Федеральной комиссией США по связи.
Однако, пока «не существует особого разрешения на операции с юридическими последствиями колонизации космоса», — говорит фон дер Данк. На самом деле, неясно даже, какая служба должна заниматься выдачей этих разрешений. НАСА? Федеральное агентство воздушного транспорта? Или совершенно новая правительственная служба? По мере увеличения количества компаний, занимающихся космическим туризмом, правительству довольно скоро понадобится разработать процедуру лицензирования.
К чему вводить земные законы на другой планете?
Согласно договору о космосе мы должны избегать загрязнения исследуемых нами небесных тел. Это не только значит «не разбрасывать мусор в солнечной системе», но часто интерпретируется еще и как обязанность «хранить свои микробы при себе».
Если земные микробы укоренятся на Марсе или астероиде Европа, мы никогда не сможем узнать, существовала ли когда-либо в этих мирах какая-либо форма инопланетной жизни. Поэтому крупнейшие космические агентства заключили своего рода «джентльменское соглашение», рассказывает фон дер Данк, по санобработке их космического транспорта перед отправкой в другие миры. Однако проведение санобработки человеческого тела гораздо более затруднительно, так как от наших микробов зависит наше здоровье. На Марсе есть несколько мест, которые по некоторым оценкам заслуживают более тщательной защиты, чем остальные: например, это зоны, в которых, возможно, есть вода в жидком состоянии. Здесь могут находиться только те корабли, которые подверглись наиболее тщательной санобработке.
Должен ли Илон Маск и его последователи соблюдать те же пункты «джентльменского соглашения»? Вышеобозначенный процесс лицензирования мог бы определить, будут ли потенциальные колонизаторы по закону обязаны избегать распространения своих микробов по всему Марсу.
«Процесс лицензирования в США должен гарантировать, что деятельность Илона Маска и других не нарушит ключевых принципов защиты планеты», — говорит фон дер Данк. «Америка обладает полномочиями обязать к этому Илона Маска и всех, кто бы ни оказался под его флагом». Пока компании в ближайшее время готовятся к изучению ископаемых на астероидах и других небесных телах, правительству придется разработать процедуру лицензирования и для этого. Неясно, будут ли эти компании строго придерживаться норм по защите планет, но предоставление лицензий на изучение полезных ископаемых на астероидах могло бы послужить первым шагом на пути к облегчению (или усложнению) включения норм по защите планеты в правила обустройства поселений в других мирах.
«Если компании хотят показать пример гражданской сознательности и сочтут эти требования справедливыми, достичь этого будет нетрудно», — считает фон дер Данк. «Если же они будут относиться к нормам по защите планеты как к помехам или решат, что они слишком затратны, и начнут выступать против них, тогда с этим вопросом придется разбираться, а, быть может, даже воевать за него».
Комментариев нет:
Отправить комментарий