Нетаньяху, в общем-то, можно было понять и до его встречи с Путиным. Израильтяне придерживаются четких приоритетов и ранжирования своих противников: Иран и Хезболла, Асад, а уже затем всевозможные исламисты. Асад, в сущности, Израиль уже почти не интересует, так как в качестве субъекта региональной политики почти уничтоженная Сирия практически отсутствует. Но израильтян чрезвычайно интересует наследство, которое может получить их главный противник на расстоянии вытянутой руки - Хезболла.
Война с ней в Южном Ливане, пожалуй, впервые за долгие десятилетия резко протрезвила руководство страны. Безусловно, правило Парето выполняется и в Израиле: 80% безмозглых крикунов-ультрапатриотов так и будут утверждать, что они всех победили и порвали. Однако остальных результат той войны совершенно не вдохновил - по сути, ее с трудом удалось свести вничью. Времена меняются, и это приходится учитывать.
Допустить усиления Хезболлы Нетаньяху не может, и здесь его понять несложно. Любой вменяемый руководитель любой страны никогда не допустит усиления потенциального противника, особенно, если этот противник доказал свою способность к сопротивлению и встречным крайне болезненным действиям. Приятное исключение из общего правила и здесь составляет наша страна, благодушно взирающая на наращивание мощи украинской армией под лозунгом "Она сама как-нибудь развалится". У Израиля нет таких безбрежных просторов, как у Кремля, нет у него и столь обожающего Отца нации населения, поэтому экспериментировать с заманиванием противника в столицу с последующим ее поджогом он не спешит.
Задача Нетаньяху по приезду в Москву выглядела вполне логичной в рамках такого подхода: договориться о гарантиях непопадания любого оружия, которое привезет с собой российская армия в Сирию, в руки Хезболлы. По возможности, от Путина требуются и гарантии в убеждении Асада не поставлять Хезболле и свое собственное оружие - хотя бы ракетное и тяжелое. В обмен Израиль может предложить оперативные разведданные, которых нет (и в общем-то, быть не может) у россиян. Россия фактически самоустранилась от событий идущей войны и свела свое присутствие в Сирии к минимально допустимому. Поэтому с разведкой у нее вряд ли хорошо.
Такое положение дел, конечно, можно оспорить, однако против реальности сложно возражать. Несмотря на лозунги, что Россия снимала последнюю рубашку и помогала Асаду на протяжении всей войны, наше участие в ней для Асада было как минимум неоднозначным. Выкрученные Асаду на пару с Западом руки с перемирием 12 года и ликвидация химического оружия без предоставления гарантий взамен снивелировали любую помощь. Здесь, скорее, Россия сыграла против Асада, причем каждый раз после такой "помощи" ставя его перед катастрофой. В 12 году, к примеру, в обмен на липовое перемирие по плану Аннана Сирия получила уже летом того же года атаку Дамаска, Алеппо и в итоге начала утрачивать территории во все более возрастающем темпе. Ликвидация химического оружия сместила баланс в регионе, и после него израильские, турецкие, иорданские и прочие самолеты без каких-либо условностей стали летать в сирийском воздушном пространстве. Асаду возражать на это было нечем, Россия сделала вид, что она не в курсе происходящего.
Если это сознические отношения, то трудно представить себе, что же такое отношения враждебные.
Пожалуй, только внезапный перелом обстановки, связанный с появлением Исламского государства в 14 году и начатая им война с конкурирующим исламистским проектом Аль-Кайеды стало для Асада если не спасением, то серьезным подспорьем. Парадокс - но ИГИЛ и сейчас больше заинтересовано в борьбе с коллегами, чем с Асадом. Несмотря на ожесточенные местные бои в нескольких точках соприкосновения, в целом основную опасность для сирийского правительства представляют противники ИГИЛ, чем само Исламское государство. По крайней мере пока ситуация именно такова. Когда она изменится - вопрос, но без ликвидации конкурентов ИГИЛ явно не намерено заниматься какими-то другими делами.
Объявленный поход на ИГИЛ со стороны США выглядит логичным - Исламское государство крушит американских протеже, которые и должны окончательно решить проблему Асада, подарив Обаме так нужную перед выборами очередную голову очередного кровавого диктатора. Публика зело любит такие зрелища. Но пока с головой не срастается. Тем самым планы Обамы в очередной раз нарушаются, и он продолжает оставаться объектом для критики уже своих собственных конкурентов, которые справедливо указывают на отсутствие реальных результатов его политики.
В общем, в чем интерес США и лично Обамы - понятно. Какова логика в риторике России, когда она грозит войной ИГИЛ в текущей оперативной обстановке - загадка. Остается лишь надеяться, что это дымовая завеса и просто слова. Если российские войска действительно будут воевать с ИГИЛ именно сейчас - это будет подарок Западу и третьего эпизода такой союзнической помощи полуживой режим Асада может попросту не пережить.
Комментариев нет:
Отправить комментарий