Европа и США в отношении России уже давно стали применять тактику пропагандистских «наскоков», также используя локальные методы экономической дискриминации, наиболее ярким проявлением которых стало пресловутое решение Европейского суда по правам человека в Страсбурге, обязавшего Россию выплатить бывшим акционерам ЮКОСа почти 50 миллиардов долларов компенсаций.
Решение это (если, конечно же, его доведут до конца) станет беспрецедентным, нарушающим принципы элементарной логики, а также идущим вразрез с решением самого же Страсбургского суда, не нашедшего в «деле ЮКОСа» политической подоплеки и признавшего налоговые претензии к компании со стороны российских властей обоснованными и законными.
И вот на этом, мягко говоря, неприятном информационном фоне появляются сообщения о том, что группа депутатов Госдумы обратилась в Конституционный суд страны с просьбой дать конституционную оценку практике, при которой решение иностранных судей обязательно к исполнению Россией и к тому же потенциально способно нанести стране колоссальный финансовый урон.
Многие эксперты давно уже говорили о том, что порочную практику «европейского правосудия» надо прекращать. Россия, выплачивая все положенные членские взносы, в том числе, и на содержание евробюрократии в ПАСЕ и на Комитет министров Совета Европы, по сути оплачивает медийную и политическую кампанию против самой себя.
Тут следует отметить наличие здорового скептицизма со стороны нашего Министерства юстиции, чей руководитель Александр Коновалов недвусмысленно заявил о том, что «у нас нет уверенности в том, что Россия это решение сможет исполнить, потому что, на наш взгляд, оно противоречит прецедентной практике самого суда и не основано на реальных фактологических обстоятельствах».
В итоге никакого плана погашения этой фантастической суммы юкосовских претензий в 50 миллиардов долларов Россия в КМСЕ к 15 июня так и не подала. И это ровно та позиция, которой придерживается подавляющее большинство отечественных комментаторов в Сети. Так, к примеру, пользователи портала Cont.ws весьма здраво указали на более приемлемые и выгодные России направления, куда можно было потратить 50 миллиардов долларов, присужденные полумифическим юкосовским миноритариям: «лучше эти деньги потратить на усиление информационного присутствия в этой самой Европе (ещё десяток Russia Today запустить). Толку будет больше, чем от членства в Совете Европы. А то нас там демонизируют уже по полной — по-предвоенному, а нам и отбояриваться — отбиваться на ИНФОРМАЦИОННОЙ ВОЙНЕ нечем».
Идея, кстати, вполне здравая — на 50 миллиардов долларов, учитывая американские расценки на такого рода деятельность, озвученные помощником госсекретаря Викторией Нуланд, можно с десяток европейских стран поставить вверх тормашками и переформатировать там местные элиты. Вот только это, как говорится, не наш метод, не страдает Россия синдромом «мирового жандарма».
Необходимо указать в этой связи и на то, что сами представители бывшего ЮКОСа не особо-то и верят в гипотетические угрозы России в связи с неисполнением решения ЕСПЧ. Вот, в частности, бывший начальник правового управления НК ЮКОС Дмитрий Гололобов в своем интервью рукопожатному «Радио Свобода» весьма пессимистически оценивает ситуацию с выплатой Россией мега-компенсации: «Я бы сказал так: России ничего не грозит, если она откажется платить эти деньги, кроме постоянного брюзжания европейских органов и угроз пальчиком, что это нехорошо. Но никаких мер против России никто не предпримет, никакого имущества у нее никто взыскивать не будет, потому что это сделать невозможно, да и некому взыскивать – неясно, кому сколько денег приходится, ни у кого нет такого права в принципе, если исходить из этого решения. Там не прописана процедура взыскания».
Конечно, уже сейчас в российской либеральной тусовке начинается тихая истерика на предмет того, что «кровавый российский Мордор» идет по пути самоизоляции, и не видать нам теперь дружеского похлопывания со стороны еврочиновников на неких евротусовках. Тут забавно даже не полное игнорирование адептами подхода «Россия в изоляции» объективных данных о самом деле ЮКОСа, а тот факт, что обязательства по искам ЕСПЧ Россия приняла на себя добровольно. Важно то, что никакой «изоляции» на самом-то деле нет и в помине.
Во-первых, отказ платить по совершенно надуманным и политически мотивированным решениям Страсбургского суда является здоровой государственной реакцией на иностранное вмешательство в наши внутренние дела и попытки ограничить наш суверенитет. Причем тот же Гололобов в интервью «Свободе» подчеркивает, что Великобритания, к примеру, также исполняет не все решения ЕСПЧ — и ничего, мир не треснул и про изоляцию туманного Альбиона никто не заикается. Вот, в частности, британская газета «Гардиан» открыто цитирует британских судей, которые заявляют, что ЕСПЧ им не указ вовсе.
Во-вторых, решение по иску миноритариев ЮКОСа, а также пришедшая накануне информация о запуске в Бельгии и Франции процедуры ареста российского госимущества свидетельствуют о явной политической подоплеке решения европейских структур. Россию хотят в очередной раз «наказать» и загнать русского медведя обратно в тайгу — иного повода всей этой возни не просматривается. А значит, вопрос исполнения этих неправосудных решений с фантастической суммарной «компенсацией» — вопрос национального престижа и уважения. Делать этого нельзя ни в коем случае, иначе о нас потом все будут ноги вытирать как о половую тряпку. Нельзя ставить нашу судебную и финансовую систему в зависимость от прихотей европейского русофобского истеблишмента.
Ну и, наконец, последнее — сам смысл существования Совета Европы как некой промежуточной площадки между регулярными европейскими структурами и сопредельными государствами, крупнейшим из которых является Россия, теряет смысл. Исключив Россию из СЕ, европейские элиты выстрелят себе в ногу, так как пропадет последняя возможность хоть как-то влиять на Москву и доносить до России свое видение ситуации. Для Европы это, наверное, плохо, для России — скорее всего, позитивная тенденция. Как говорится, «будем посмотреть», но уже сейчас можно утверждать, что доверие к европейским институтам серьезно подорвано, причем именно в сопредельных с Союзом странах.
Не нужно забывать, что финансовое существование Совета Европы с выходом из него Российской Федерации становится под вопрос. Взносы, которые платит наша страна — одни из самых больших. В 2014 году взносы России составили 32 млн 281 тысячу евро, что равно 10,5% от всех средств. Такое количество денег лучше бы направить на внутреннее развитие, чем тратить их на организацию, от которой мы получаем только критику.
Думается, развитие ситуации вокруг исполнения решения ЕСПЧ по иску ЮКОСа будет следующим: Россия, с одной стороны, будет соблюдать правила приличия (в обществе хулиганов) и говорить устами официальных лиц о неких «кассационных жалобах» и прочих атрибутах легализма. А в реальности никто ничего исполнять не будет. Параллельно будет проводиться чистка национального законодательства от заложенных в него механизмов посягательства на наш суверенитет. Тут, как ни странно, европейцы, сами, видимо, того не сознавая, оказали нам услугу, подстегнув процесс отвязки России от западной модели и статуса подчиненного и вечно неправого пасынка Европы.
С другой стороны, если Бельгия действительно пойдет на нарушение всех норм и арестует имущество российских компаний, симметричный ответ будет очень болезненным для бельгийского бизнеса в частности и для европейского в целом. Илья Ухов
Комментариев нет:
Отправить комментарий