суббота, 16 мая 2015 г.

США и арабы не поделили небо


 |Противостояние авиакомпаний США и Ближнего Востока достигло пика. После того как ближневосточные авиаперевозчики начали вытеснять американцев с маршрутов, последние потребовали от властей США пересмотреть соглашения об «открытом небе». Теперь авиакомпании стран Персидского залива выдвинули свои обвинения. Конфликт вышел на новый уровень, но радикальных изменений на законодательном уровне ждать не стоит, уверены эксперты.
Борьба между крупнейшими авиаперевозчиками США и Персидского залива вышла на новую стадию. В ответ на обвинения «большой американской тройки» в нечестной конкурентной борьбе за пассажиров ближневосточные авиаперевозчики заявили, что американские компании тоже пользовались существенной государственной поддержкой — на сумму около $70 млрд. Об этом говорится в исследовании консалтинговой компании Risk Advisory Group, которое было сделано по запросу Etihad Airways (есть в распоряжении «Газеты.Ru»).
Противостояние авиаперевозчиков началось в начале года. Три американские авиакомпании (так называемая большая тройка): American Airlines, United Continental и Delta Air Lines — обратились к властям США с требованием пересмотреть условия сотрудничества с ОАЭ и Катаром в рамках договоров об «открытом небе», которые были заключены в 1999 и 2001 годах соответственно.
Принцип «открытого неба» подразумевал возможность осуществлять пассажирские авиаперевозки между подписавшими договор странами с любой частотностью и в любые аэропорты. С тех пор авиакомпании Emirates, Etihad, Qatar Airways значительно нарастили объем перевозок, в частности в США.
За 2008–2014 годы на маршрутах между американскими городами и аэропортами Дубаи, Дохи и Абу-Даби прибавилось около 11 тыс. пассажирских мест. Согласно исследованию консалтинговой компании Compass Lexecon, увеличение произошло в основном за счет появления рейсов авиаперевозчиков Ближнего Востока, при этом американские компании нарастили пропускную способность за этот период всего на 5%.
Большая «американская тройка» обвинила конкурентов в том, что те переманили пассажиров, предлагая более низкие цены, а это, в свою очередь, стало следствием огромной государственной поддержки (с 2004 года получили около $42,3 млрд госсубсидий), налоговых послаблений и льгот на пользование инфраструктурой.
Американские авиаперевозчики потеряли до 24% пассажиров на маршрутах, где появились конкуренты. При этом общий пассажиропоток между государствами увеличился незначительно. В связи с этим американские компании требуют отменить или пересмотреть договор об «открытом небе». Он дает дополнительное преимущество ближневосточным авиаперевозчикам, и без того субсидируемым своими государствами, заявляют представители «тройки».
Противостояние двух лагерей обострилось в конце февраля, когда глава американской Delta Ричард Андерсон в эфире CNN заявил, что американская авиаиндустрия сильно пострадала от теракта 11 сентября 2001 года, который был осуществлен террористами с Аравийского полуострова. Позднее руководство компании принесло извинения за такие резкие высказывания, но глава Emirates Тим Кларк отказался их принимать, а исполнительный директор Qatar Акбар Аль-Бакер обвинил Андерсона в «неэффективном управлении» авиакомпанией.
Тем временем ближневосточные авиакомпании уверены — их американские конкуренты сами использовали механизмы господдержки и получали финансовую помощь, следует из отчета.

С 2000 года «большая американская тройка» сохранила по меньшей мере $35,46 млрд по программе списания долгов в рамках реструктуризации, которую проводили по процедуре о банкротстве, говорится в исследовании. Также компаниям была выделена дополнительная финансовая помощь в размере $29,4 млрд корпорацией гарантий пенсионных выплат правительства США (Pension Benefit Guaranty Corporation).
Несмотря на накал страстей, каких-то радикальных изменений в американском авиационном законодательстве ждать не стоит, уверен главный редактор журнала «Авиатранспортное обозрение» Алексей Синицкий.
По его словам, отказ от принципа «открытого неба» на маршрутах между США и странами Аравийского полуострова стал бы чрезмерным шагом. За принятие соглашения выступали сами американские авиакомпании, но тогда они ратовали за свободную конкуренцию, «а тут вдруг получается, что они проиграли», отметил Синицкий.
«Свободный и открытый рынок хорош для сильных, а защищенный рынок и протекционизм нужны тем, кто слабее, чтобы защититься от тех, кто сильнее, — говорит он. — Это противоречие, которое всегда было, и теперь мы наблюдаем одну из таких ситуаций».невосточные авиаперевозчики борются за небо с США                                                                               

Комментариев нет:

Отправить комментарий