Последнее время многие ожидают чего-то нового от громких премьер. Но по какой-то зловещей иронии они оборачиваются сплошным разочарованием. Трудно без сожаления вспоминать, какое разочарование испытали знающие историю своей страны люди, когда смотрели продолжения «Утомлённых солнцем». На грани научной фантастики, фильм вобрал в себя все русофобские мифы. Каждый русский в нём был или пьяницей, или трусом, или идиотом. Фильм, а точнее обе его части, стали примером того, до каких чёртиков можно добороться со своим собственным прошлым.
Но, снимая фильм о Сталинграде, Фёдор Бонадрчук заявил, что осмыслил все ошибки Никиты Михалкова. Так ли это на самом деле? Со вчерашнего дня показы этого фильма начались по всей стране.
Начнём с того, что Бондарчук позиционирует себя как режиссер блокбастеров — «9 рота», «Обитаемый остров», «Шпион». Поэтому ожидать какой-либо исторической достоверности не приходится.
Фильм производит впечатления качественно снятой картины. Но только снятой — картинка на уровне пресловутого Голливуда. Однако, речь не идёт о сценарии.
«Бондарчук заявил, что внимательно изучил недостатки предыдущих военных картин, понял, от чего именно устал зритель, и идти вслед за Михалковым не собирается.
— Мы снимаем эмоциональное кино для молодых людей, которые любят смотреть фильмы в кинотеатрах, — добавил Александр Роднянский. — Мы не делаем идеологическую, дидактическую картину, а просто делаем кино, которое заставит переживать и плакать. Это универсальная история о людях, о том, как жить в условиях войны и как умирать достойно, если суждено умереть».
Отсюда
Отсюда
В принципе, не стоит ожидать большего, нежели сами авторы в картину закладывают.
Убеждён, что многие разразятся праведным гневом после просмотры картины. Во время просмотра в зале присутствовал ветеран Великой Отечественной войны, который то и дело во весь голос вопил: «Нет! Это не правда! Такого не было!».
Ещё бы, ведь одна из основных сюжетный линий — любовь между «благородным нацистским офицером» и «русской потаскухой».
Заранее было ясно, что Бондарчук начнёт двигать фильм на международную арену. Зачем создавать такой образ русской женщины?
Весь фильм, за исключением пары сцен, снят в отдельном воссозданном районе. И это за бюджет в $30.000.000. Отцу Фёдора, Сергею Бондарчуку, не нужны были такие сумасшедшие денжищи, чтобы снять прекрасные с исторической точки зрения аутентичные фильмы «Они сражались за Родину» и «Судьба человека». С 30 же миллионов долларов мы получаем парочку компьютерных сцен с высоты птичьего полёта, кусочек переправы и целый воссозданный район, где разворачивается несколько любовных сюжетов.
Вопрос к авторам сценария. Вы локализуете Сталинградскую битву до одного двора, следовательно из тысяч оставшихся в живых жителей Сталинграда (напомню, что из 900.000 проживающих на момент начала нацистами бомбардировок в живых осталось только около 40.000 жителей), вы показываете наиболее характерные образы, сведя всё к десятку персонажей.
Зачем вместо тех русских женщин, которые честь предпочитали жизни «по-немецки», вы позволяете себе четверть времени фильма показывать сцены предательства, причём не только морального, но и физического? И это на весь мир.
Миллионы людей по всему миру (которые не знают подлинной истории Второй Мировой, кроме как из фильмов), посмотрят картину, и у них останется в голове чётко сформированный образ, что ровно половина (т.к. любовных линий в фильме две) русских женщин ложились по фрицев, а вторая половина — сожительствовали с советскими солдатами в пропорции 5 к 1.
Да, ведь Бондарчук решил задействовать «гениальный» приём — фильм начинается с… Фукусимы. Отряд МЧС прибывает на место катастрофы, чтобы спасти жителей разрушенного дома, оказавшихся под обломками. Старый 70-летний офицер рассказывает по телепередачику находящимся под обломками девочкам историю своей жизни. У него было… 5 отцов… в Сталинграде. Это нам, русским людям, может быть понятно, что имеется в виду некоторое духовное опекунство над его молодой матерью пяти солдат. Но ведь в фильме каждый второй солдат так и норовит «воспользоваться» бедной найденной в занимаемом доме 19-летней девчушкой. Западный же обыватель к духовным тонкостям не приучен, поэтому 5 отцов он будет воспринимать в буквальном смысле. История достойна Маши Гессен, у нескольких детей которой тоже 5 отцов.
Нацисткий Капитан Канн, кавалер железного креста, представлен как доблестный рыцарь, которого «русские свиньи» довели до отчаяния. Вообще через весь фильм проходит эта нить — доблестные тевтонские рыцари против русских варваров, которые «воюют не по чести».
«Для русских это не битва, это месть» — говорит наш «благородный» капитан Канн, как бы забывая о том, какие зверства творили нацисты на территории СССР со славянским населением.
Не буду отнимать у вас много времени, сразу подведу итог. Сухой остаток, оставшийся после просмотра.
1. «Мы снимаем эмоциональное кино для молодых людей». Продюсеры сказали всё ещё до премьеры.
2. Фильм рассчитан на тех, кому настоящая история большой роли не играет. Не надо принимать его за исторически аутентичный фильм.
3. Зрелищно, но не более. Картина для обывателя. Посмотрел и забыл.
4. Для фильма о Сталинградской битве слишком мелкий масштаб действий — два дома друг напротив друга, да пара компьютерных сцен.
5. Фильм лучше, чем «Предстояние». Уровень оплёвывания прошлого в нём ниже. Бутафорских сцен в нём нет. Русские не пьяницы и не трусы. Конечно, «звери» не подстать немецким рыцарям. Но всё же, не идиоты.
6. Фильм отдаёт душком мифотворчества. Порочит честь русской женщины в Великой Отечественной войне.
7. Фильм снят по современным лекалам блокбастеров, ожидать откровений от него не стоит.
В итоге, можно заключить, что Бондарчук отчасти прав, а отчасти ошибся, сказав, что знает, от чего устал зритель.
Да в фильме нет зловредного мифа, когда половина страны сидит, а другая половина её охраняет. Это как раз он прав, что не стал муссировать эту надоевшую всем тему.
Но все устали от фильмов с ограниченным смыслом, «эмоциональное кино для молодых людей». Лучше картинку попроще сделать, поменьше эффектов, но вложить в дюжину раз больше смысла. Как это было в старых советских фильмах, которые снимал отец Фёдора, Сергей Бондарчук. Вот тогда-то, действительно, отношение к современному кинематографу изменится.
Мода на глянец прошла, пришло время искать смыслы.
P.S. Я не отношусь к числу тех, кто призывает бойкотировать фильм. Это личное дело каждого — ходить или не ходить на просмотр. Но помните, что этот фильм не претендует на быть «идеологическим и диалектическим», со слов самих авторов.
Поэтому, если ищите чего-то большего, то посмотрите следующие фильмы:
И ещё «Судьба человека», фильм Сергея Бондарчука, его дебют. Не могу найти на YouTube его, поищите самостоятельно.
P.P.S. Кто уже смотрел «Сталинград — 2013», прошу поделиться вашими впечатлениями. Интересно сравнить.
P.P.P.S. Без комментариев:
P.P.S. Кто уже смотрел «Сталинград — 2013», прошу поделиться вашими впечатлениями. Интересно сравнить.
P.P.P.S. Без комментариев:
Комментариев нет:
Отправить комментарий