Опасны ли НЛО для самолётов, или Едят ли деревья кошек?
Небезызвестный Майкл Морелла, автор ряда нашумевших публикаций на тему инопланетян, начал новый поход за просвещение масс, опубликовав статью о том, что тысячи НЛО, регистрируемые каждый год различными наблюдателями, могут, отвлекая пилота, подвергнуть самолёт и его пассажиров серьёзной опасности. Но так ли страшны зелёные человечки, как их малюет сей господин?
Мы точно знаем, когда люди начали замечать НЛО. Это 1942–1944 ггоды, и вызвано это было, по всей видимости, увеличившейся длительностью пребывания представителей вида Homo sapiens в воздухе. Вначале английские, а затем и немецкие, японские и американские лётчики — особенно ночники — стали массово видеть огненные шары, сферы и иные объекты, которые на европейском театре военных действий гонялись за ними, удерживаясь на всегда небольшом расстоянии, а на тихоокеанском ТВД и над Индийским океаном, наоборот, оставались на месте.
Увы, летающие тарелки часто служат способом объяснить человеческие, слишком человеческие ошибки и недоработки. (Здесь и ниже иллюстрации Associated Press, NASA.)
Вне зависимости от того, что вы думаете о природе НЛО, следует признать: нельзя заподозрить, что всё дело в нервозности лётчиков. Да, им свойственно ошибаться, да, советские, скажем, ВВС, как и немецкие, годами сообщали о том, что встречали в воздухе такие самолёты противника, коих никогда не было на фронте, и так далее. Да, нигде так не врут, как на войне и на охоте. И тем не менее сомнительно, что японцы, англичане и немцы внезапно сговорились с американскими пилотами и стали рассказывать об одном и том же выдуманном явлении. Количество же таких сообщений в те годы, как и в первые послевоенные, огромно. Часть из них упоминала об угрозе, которую огненные шары создавали лётчикам. Но, вопреки г-ну Морелле, ни одного случая нападения или негативного влияния НЛО на полёты зарегистрировано не было.
Так было до 7 января 1948 года, до событий в Кентукки. Когда четыре истребителя «Мустанг» P-51D165-й эскадрильи, отреагировав на сигнал, полученный от бдительного населения, которое испугалось большого предмета, отблескивавшего металлом и висевшего в воздухе, принялись преследовать объект. Двое (у третьего было мало горючего) на высоте в 6 км приблизились к нему и смогли рассмотреть; четвёртый, Томас Ф. Мантелл, командир звена, решил, что ему надо больше всех...
Перед тем как в 15:15 (по местному времени) связь с ним оборвалась, он сообщил: «Иду на сближение, чтобы лучше его рассмотреть. Он прямо передо мной и летит по-прежнему вдвое медленнее, чем я... Эта штука по виду металлическая и огромных размеров. Теперь она набирает высоту и идёт с такой же скоростью, как и я... То есть 360 миль в час. Поднимусь до 20 000 футов и, если не смогу сблизиться, прекращу преследование».
Обломки самолёта и тело пилота были найдены через несколько часов.
Официальное объяснение случившегося — необъявленный запуск экспериментального аэростатаSkyhook, предпринятый ВМС США — удовлетворило бы всех, если бы не вот эти самые слова о скорости полёта с набором высоты, равной 360 милям в час (576 км/ч, 160 м/с). Аэростатов, поднимающихся в небо со скоростью истребителя, не так уж много. Теоретически пилот «Мустанга», напротив, должен был с лёгкостью нарезать круги вокруг объекта, не имеющего собственного мотора. Наблюдавшие сходный (предположительно, тот же) объект в Огайо в те же дни и вовсе отметили, что тот мог резко снижаться почти до земли, а потом вновь резко набирать высоту. Продемонстрированная в Огайо скорость горизонтального полёта, достигавшая 800 км/ч, выглядит слишком уж выдающимся достижением для воздушного шара.
Но вот виновен ли НЛО в происшествии — большой вопрос. Пилоты «Мустангов» несли службу «по нормам мирного времени», поэтому кислородная маска была лишь у одного из четырёх, да и от той было мало толку, поскольку кислорода в баллоне почти не было. Поднявшись примерно до 7,6 км, Мантелл потерял сознание и упал — по крайней мере так на его месте поступил бы любой без кислородного баллона.
Именно эта история и заложила фундамент под бесконечные разговоры обывателей о летающих блюдцах и тарелках, не умолкающие до сих пор. Внутренняя страшилка воевавших пилотов стала предметом общественный озабоченности: НЛО сбивают самолёты! Тут же начали появляться гомерические подробности о том, что часы пилота остановились в 15:10 (на деле — в 15:18), а самолёт якобы упал в 15:45 (точное время его падения неизвестно), да ещё и свидетели нашлись, видевшие, как он взорвался в воздухе. Ясно, что здесь вина «инопланетянина» была «доказана» в кратчайшие сроки. Не списывать же всё на неосторожность лётчика...
С тех пор было много историй, но мы остановимся лишь на двух. Заметим, что во всех остальных случаях ни разу ни перед одной аварией не регистрировались переговоры пилота с землёй (или между лётчиками), в которых упоминались бы НЛО. Однако энтузиасты часто склонны к невинным шуточкам, типа вот этой, на которую зачем-то ссылается г-н Морелла, настаивая на существовании опасных «тарелок»:
Увы и ах: в деле об «огнях Финикса» речь идёт о проделке шутников, привязавших фальшфейеры к гелиевым шарикам. А что вы хотите, эпоха постмодерна...
Но были случаи и посерьёзнее. Причём такие, которые раз и навсегда способны положить конец дискуссии о том, могут ли НЛО отвлечь лётчиков. Речь об инциденте с рейсом Japan Airlines, известным как JAL 1628. В тот раз «Боинг-747», который, к счастью, был грузовым, столкнулся с тремя (!) НЛО. Внвчале, в 18:15 по аляскинскому времени, экипаж засёк их на радаре. Затем запросил наземные службы, однако те заявили, что никаких самолётов в этом районе не должно быть. Вскоре экипаж в полном составе увидел два НЛО, примерно в 1,5 км. В отличие от большинства предыдущих случаев, наблюдения были долгими, почти часовыми.
На следующий день все газеты поспешили объяснить произошедшее воздушными шарами. Из отчёта военнослужащего (внизу): «Скорость горизонтального полёта объекта была выше 800 км/ч».
Аэронавигационные огни объектов, включая мигающие (или что там увидел экипаж под командованием Кенджу Терагучи?), выглядели белыми и жёлтыми. Объекты казались слишком большими для самолёта, по размерам что-то вроде авианосца. Наземные службы посоветовали сделать полный круг, лётчики подчинились. При этом НЛО, по мнению экипажа, исчезли. На деле, однако, радар ближайшей военной базы зафиксировал их позади самолёта. Иными словами, во время его маневра НЛО изменили местоположение, пристроившись в хвост машине. К моменту, когда наземникам удалось направить в этот район другой самолёт, объекты исчезли.
Что было дальше, каждый легко догадается сам. Историю объявили вымыслом или галлюцинацией пилотов. Да-да, всех сразу. После инцидента доложившего о нём капитана, настаивавшего на истинности показаний, отстранили от полётов, и так далее. Ну а военный радар якобы уловил «радиолокационную тень самого самолёта», ни больше ни меньше. О показаниях бортового радара грузового самолёта, регистрировавшего объекты перед ним чуть ли не час, предпочли забыть:
Каковы выводы? Эти два случая — наиболее реальные (из задокументированных) взаимодействия человеческих ЛА с НЛО. Первый кончился плохо, второй — хорошо, и это, похоже, мало связано с самими НЛО: выдержка командира второго самолёта помогла ему маневрировать вблизи объектов без каких-либо проблем, хотя их «чрезвычайно яркий свет и слепил глаза». А лётчик-истребитель погиб из-за собственной неосторожности… Похоже, если НЛО и могут отвлечь пилота, то списать на них ещё и создание аварийной ситуации не получится. Нет, даже так: лётные происшествия в качестве основной причины всегда имели и будут иметь человеческий фактор, неважно, идёт ли речь о пилотах, ошибках диспетчерских служб или промахах наземной подготовки ЛА. Незачем пенять на якобы инопланетное зеркало; со всеми своими авариями человек успешно справляется сам, чтобы там ни писали авторы вроде Майкла Мореллы!
Комментариев нет:
Отправить комментарий