В 1989 году психологи и нейрофизиологи изУниверситета Висконсина в Мэдисоне(США) начали продолжительное исследование, посвящённое влиянию стресса на развитие человека. В нём участвовали несколько сотен детей, за которыми наблюдали с рождения до наступления зрелого возраста. Первые результаты проекта были обнародованы в 2002 году. Тогда учёные сообщили, что агрессивное, импульсивное поведение у детей связано с последствиями стресса: если 4-летнего ребёнка изо дня в день подвергали стрессу, то спустя два года его поведение становилось довольно проблемным. Под стрессом понимали широкий спектр факторов, от депрессии у матери и семейных скандалов до финансовых проблем, с которыми сталкивалась семья.
Повышенная тревожность и нервность у женщин может возникать из-за сильного стресса, пережитого в детстве. (Фото Josef Lindau.)
В новой статье, опубликованной в Nature Neuroscience, исследователи описывают ещё более отдалённые последствия стресса, которые могут проявляться через 14 лет. Учёные проводили сканирование мозга у нескольких десятков восемнадцатилетних девушек. Во время сканирования испытуемые ничем не занимались — авторам работы было важно поймать наиболее сильные взаимодействия между разными районами мозга, которые проявляются в состоянии покоя. Оказалось, что у тех, кто испытывал в детстве долгий и сильный стресс, ослаблены взаимодействия междуминдалевидным телом и вентромедиальной префронтальной корой.
Миндалевидное тело, или амигдалу, называют центром страха; если она слишком активна, человек начинает бояться всего на свете. А вентромедиальная кора служит тормозом для амигдалы, то есть помогает справиться со страхом, подавить его. Очевидно, при ослаблении взаимосвязей между ними страх получит больше возможностей, и человек будет страдать от чрезмерной тревожности по любому поводу и вообще хуже справляться со стрессом. У девушек, собственно, именно так и было: те, у кого эти две мозговые зоны взаимодействовали слабее, демонстрировали бóльшую тревожность. Необходимо заметить, что мерилом стресса в данном случае был уровень стрессового гормона кортизола в слюне у детей. Скандалы и прочие семейные неприятности не оказывали в будущем на работу мозга никакого влияния, если они в своё время не сопровождались систематическим выбросом кортизола.
При этом, что любопытно, слишком сильная связь между вентромедиальной корой и амигдалой сопутствовала большей подверженности депрессии. Не совсем понятно, как такое возможно, ведь тревожное состояние и депрессия обычно идут рука об руку и возникают в ответ на стресс. Но, так или иначе, главным результатом этих исследований можно считать то, что учёным удалось показать, как психологический климат, в котором человек растёт, отражается на работе его мозга даже спустя годы и годы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий