Мистики бывают с уклоном либо в оккультизм, либо в философию. К последним относится французский математик, физик и классик литературы Блез Паскаль. Над философией Паскаль слегка посмеивался, что, правда, не помешало ему войти в историю европейской мысли. Размышления этого глубокого ума актуальны и сегодня. Не менее любопытна и биография Паскаля.
Паскаль
Правда, Паскаль критически относился к европейской философии своего времени. Отсюда и его афоризм: "Смеяться над философией — значит истинно философствовать". Блез Паскаль (Blaise Pascal) родился во французской провинции Овернь (Auvergne), где его отец Этьен (Étienne) купил себе должность президента податной палаты, иначе говоря налогового управления. В покупке должностей во Франции XVII века не видели ничего зазорного — это было обычной практикой. Позже семья перебралась в Париж, где отец был постоянным членом кружка математиков и физиков, из которого впоследствии была образована Парижская академия наук. К тому времени мальчик стал наполовину сиротой: через два года после появления на свет Блеза мать родила девочку и скончалась. Другая сестра Жильберта (Gilberte) была тремя годами старше него и позднее стала первым биографом своего удивительного брата
Паскаль был вундеркиндом и от усиленных занятий страдало и без того его слабое здоровье. В 12 лет он без помощи учителя и к удивлению своего отца, выдающегося математика своего времени, проработал геометрию до 32-й теоремы Эвклида. Здоровье пошло на поправку и Паскаль сократил свои занятия до двух часов в день. Он стал вести, как тогда говорили, рассеянный образ жизни — посещал театры, балы, светские салоны. Однако это не помешало юноше, не достигшему еще 17 лет, опубликовать свою работу по геометрии, изумившую самого Декарта. Уже через год юноша изобрел первую счетную машину — roue Pascale или Pascaline — "колесо Паскаля". Вычислительное устройство потребовалось его отцу, занимавшему в тот момент должность интенданта Нормандии, для того, чтобы быстрее покончить с утомительными расчетами налогов и податей.
Далее последовали открытия, о которых из учебника физики знает любой школьник. Биографы Паскаля отмечали, что он был близок к открытию теории бесконечно малых, то есть дифференциального и интегрального исчисления. Однако кроме науки, юношу увлекала философия. Безотрадное впечатление на его впечатлительную натуру произвел холодный скептицизм "Опытов" Монтеня. "Сердце открывает Бога, а вовсе не разум", — напишет позже Паскаль.
Некоторые его современники видели в обращении столь светлого ума к религии "одержимость" и "галлюцинации", которые "преследовали" Паскаля. Некий аббат свидетельствовал, Блез "воображал, что видит со своей левой стороны бездну. Он постоянно ставил по левую руку стул, чтобы успокоить самого себя".
Преподобный просто не знал, что однажды карета с Паскалем едва не сорвалась в пропасть и он чудом остался жив. Но мог ли человек, написавший апологию христианской религии "Мысли" (Pensées), где ясными и неопровержимыми доводами старался показать безбожникам всю пагубность их воззрений, быть "припадочным малым"? Блез Паскаль — представитель французского сословия судейских и чиновников, называемого "дворянством мантии", по воспоминаниям его сестры Жильберты, "не раз бывал при Дворе, и опытные царедворцы замечали, что он усвоил вид и манеры придворного с такой легкостью, будто воспитывался там от рождения".
В провинции Пуату Паскаль приударял за одной образованной девицей, писавшей стихи и получившей прозвище "Сафо". Более серьезные чувства он пережил по отношению к сестре губернатора этой провинции. Этот период жизни брата, "употребленный наихудшим образом", по ее словам, не был отмечен пороками, "а все же то был мирской дух, весьма отличный от евангельского".
На свет появился простой и изящный аргумент, известный как "пари Паскаля" — Pari de Pascal. Он вполне годился для последователей салонного атеизма, но облек он его в форму любимой математики. Решить при помощи теории вероятности дилемму, на что совершить жизненную ставку — на Бога и религию или безбожие? Половина шансов — за существование Бога, половина — за отсутствие. При ставке на Бога, человек ничего не теряет (ноль), а выигрывает все бесконечность будущей жизни, блаженство, бессмертие. При ставке на атеизм мы не можем ничего потерять, обращаясь в прах, в ничто, но и приобрести тоже ничего не можем, так как "ничто", "ноль" не является приобретением. Получается, что лучше сделать ставку на существование Бога, чем на атеизм — глупо рисковать конечными величинами, если можно приобрести бесконечные.
"Лично для самого Паскаля не существовало никакого пари, — отмечал русский философ Борис Петрович Вышеславцев. — Для него вопрос был решен через религиозно-мистическое переживание, через "логику сердца". Но обо всем этом нельзя говорить в салонах".
В тридцать лет Паскаль оставил свет и мирские привязанности. "Его ум и сердце были так устроены, что он не мог иначе", — свидетельствовала в мемуарах Жильберта. В своем добровольном затворничестве Блез поставил перед собой несколько правил, которым неукоснительно следовал. Он сам стелил себе постель, обедал в кухне, старался обходится без слуг. Ел то количество пищи, которое определил необходимым для желудка, но не для аппетита. Из комнаты убрал все занавеси, покрывала и обивку. После ужасного приступа колик он лишился сна, но сила его духа была такова, что Паскаль продолжал сам вставать, не желая, чтобы ему прислуживали. Его желанием было умереть в обществе бедных. Блез Паскаль скончался 19 августа 1662 года, в час утра, в возрасте 39 лет и двух месяцев.
Пифагор
Знакомое со школьной скамьи имя Пифагор вызывает в памяти теорему да повторяемое несколькими поколениями учеников "пифагоровы штаны во все стороны равны". Пифагор, которого Эдуард Шюре отнес к "великим посвященным", сочетал в своей жизни научный подход к познанию мира и религиозно-мистический образ жизни.
Большинство античных авторов считают Пифагора основателем тайного общества. Пифагорейцы ставили перед собой политические цели (в результате чего были разгромлены), а также проповедовали учение об освобождении и очищении души. Согласно этому учению, человеческая душа очищается и освобождается метемпсихозисом — мистическим переселением в другое тело.
Метемпсихозис, по Пифагору, выглядит так. Душа человека после смерти тела переселяется в бренное тело другого живого существа. Она претерпевает такую же череду переселений, пока не сможет вернуться на небеса. Это напоминает такие понятия восточной философии, как сансара, нирвана и мокша.
Кроме политики и мистики, Пифагор много занимался наукой. Античные источники называют Пифагора первым, кто ввел у эллинов меры веса. Он - один из первых в истории знаменитых вегетарианцев, отказавшегося от "мертвечинного мяса, от морской ласточки, чернохвостки, яиц, яйцеродных тварей и бобов".Отказ от бобов во много послужил причиной смерти знаменитого грека.
Диоген Лаэртский выдал сразу несколько объяснений того, почему Пифагор советовал не есть бобы. По мнению отца метемпсихоза, "они подобны срамным членам или вратам Аида. То ли потому, что они одни — не коленчатые;то ли вредоносны;то ли подобны природе целокупности; то ли служат власти немногих (ибо ими бросают жребий). Не поднимать упавшего он велел, чтобы привыкать к сдержанности за едой, а может быть, потому что это указание на чью-то смерть. Ведь и Аристофан в "Героях" говорит, что упавшее принадлежит только героям. И вкушать того не вздумай, что упало со стола!" Из довольно путанного объяснения Лаэртского следует одно: Пифагор запретил есть бобы всем живым существам. Как людям, так и животным.
Рассказывали, что однажды Пифагор посоветовал одному пастуху отучить быка от зеленых бобов. В ответ на это пастух предложил самому Пифагору поговорить с быком, поскольку простой крестьянин не обучен бычьему языку. Пифагор долго что-то шептал на ухо скотине, которая впоследствии отказалась от бобов и дожила до глубокой старости при храме.
О научных заслугах Пифагора известно мало, поскольку позднее ему приписывали все созданное последователями в рамках школы пифагореизма. Вообще о жизни этого мистика больше сложено легенд, нежели передано реальных фактов.
Считается, что Пифагор родился в 570 году до н. э. на греческом острове Самос. Французский писатель Эдуард Шюре (Édouard Schuré) писал, что отец Пифагора был "сыном богатого самосского ювелира". Позднеантичный историк философии Диоген Лаэртский, который, вероятнее всего, жил в III веке н. э., утверждал, что отец Пифагора по имени Мнесарх был камнерезом. Античный философ-неоплатоник Порфирий (232/233 — 301/305 годы) упоминал, что тот был богатым купцом из сирийского Тира, получившим самосское гражданство за раздачу хлеба в неурожайный год.
Мать Пифагора происходила из знатного рода Анкея, основателя греческой колонии на острове Самос в Эгейском море. По одним источникам ее звали Парфениса, по другим — Партенида. Позднее муж переименовал ее в Пифаиду, потому что рождение ребенка предсказала Пифия в Дельфах.
Имя Пифагор означает — "Тот, о ком объявила Пифия". Некоторые упоминают о двух старших братьях Пифагора по имени Евност и Тиррен."Он рос красивейшим из всех известных в истории людей и подобным богу, после смерти отца он стал самым почтенным и благоразумным, и, будучи еще юным, он удостаивался всяческого почтения и уважения со стороны старших. При встрече и беседе он располагал к себе всех. Кто бы ни взглянул на него, он всем казался удивительным, так что многие естественно утвердились во мнении, что он — сын бога".
"Он же, ободряемый такой репутацией, начатым с младенчества воспитанием и богоподобной внешностью, все больше стремился проявлять себя достойным этих преимуществ и держал себя в дисциплине религиозными обрядами, учеными занятиями и особым образом жизни. Благодаря спокойствию души и сдержанности в поведении все, что он говорил и делал, было полно спокойствия и неподражаемой безмятежности", — так описывает Пифагора ученик Порфирия, философ-неоплатоник Ямвлих. "Женщины сравнивали его с Зевсом, а молодые люди с Аполлоном гиперборейским", — добавляет Эдуард Шюре, цитируя своих предшественников — биографов Пифагора.
Источник
Комментариев нет:
Отправить комментарий